Какие законы в области IT подписал президент (обновлено)

2679

Президент РФ Владимир Путин подписал в четверг ряд законов, в том числе о запрете на приём цифровых финансовых активов (ЦФА) в качестве средства платежа на территории России; об одобрении новых льгот для IT-компаний; об оборотных штрафах для иностранных IT-гигантов за «неприземление»; об усилении ответственности за утечки персональных данных (ПД) и обязательности предустановки российского магазина приложений и др.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вводит новые льготы для российской IT- и радиоэлектронной отрасли.

Основные пункты

  1. Налог на прибыль установлен на уровне 0% до 31 декабря 2024.
  2. Страховые взносы – 7,6%.
  3. Расширился перечень компаний, которые могут пользоваться налогом на прибыль в 0% и тарифами страховых взносов в 7,6%.
  4. Количественный критерий по доле IT-выручки, который позволяет получить налоговые льготы, снизился с 90% до 70%.
  5. Критерий по количеству сотрудников организаций (минимум семь человек) для получения льгот исключен.
  6. Перечень видов IT-деятельности, доходы от которой учитываются в IT-выручке и позволяют компании получать льготы, расширен. Например, услуги по внедрению российских продуктов теперь будут относиться к профильной выручке.
  7. Поставщики, которые предоставляют SaaS-решения через закрытые сети, также смогут получить льготы.

Все эти пункты вступают в силу с 1 января 2022 года, так как акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, если они улучшают положение налогоплательщиков.

Льготы распространились на компании, получающие доходы от:

  • услуг по доработке, внедрению и поддержке любого российского ПО;
  • продажи онлайн рекламы на своих платформах;
  • размещения объявлений на классифайдах;
  • предоставления платного доступа к контенту (фильмам и музыке), в том числе по подписке;
  • оказания образовательных услуг с использованием онлайн платформ;
  • разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов.

Важные дополнения

1. Компании, которые проведут реорганизации после 1 июля 2022 года или будут созданы в результате реорганизации (за исключение преобразования), не смогут воспользоваться льготой. Исключение будет касаться реорганизованных компаний, которые:

  • получали льготу по налогу на прибыль до 1 июля 2022 года. Такие компании продолжат пользоваться льготным налогом на прибыль;
  • получали льготу по страховым взносам в 2022 году. Они смогут получать эту льготу и дальше.

2. Организации, в которых прямо и (или) косвенно участвует государство, и доля такого участия составляет не менее 50%, не смогут:

  • воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если не получали ее до 1 июля 2022 года;
  • воспользоваться льготой по страховым взносам, если не получали ее в 2022 году.

3. До 1 августа будет изменен порядок аккредитации IT-организаций для того, чтобы учесть изменения видов деятельности, отнесенных новым законом к IT-деятельности для целей получения льгот.

См. также: Что будет, если позволить всем желающим записываться в IT-компании – версия РУССОФТ >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»…» изначально должен был позволить нормативно закрепить режим оборота данных в государственных информационных системах, если их операторами являются частные организации (на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, ГЧП).

Затем в него была добавлена обязанность госорганов и организаций размещать в ЕБС собранные в своих ИС биометрические ПД без получения согласия соответствующих субъектов ПД (за исключением сведений о лицах, подлежащих государственной защите).

При этом указанные госорганы и организации обязаны уведомить субъекта ПД в любой позволяющей подтвердить факт получения уведомления форме:

  • о размещении его биометрических ПД в ЕБС;
  • о возможности обратиться к оператору ЕБС с требованием о блокировании или уничтожении его биометрических ПД.

Также законом на 1 марта 2023 года перенесен вступления в силу положений, определяющих порядок идентификации и аутентификации граждан коммерческими организациями с использованием биометрических ПД.

См. также: Наталья Касперская порекомендовала гражданам «ни в коем случае не сдавать биометрические данные» >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5-1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает запрет на приём цифровых финансовых активов (ЦФА) и частично утилитарных цифровых прав (УЦП) в качестве средства платежа на территории России.

«Запрещается принимать ЦФА в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров, работ, услуг», — говорится в документе.

Делается оговорка, что запрет может быть снят в случаях, предусмотренных федеральными законами.

См. также: Криптовалютам угрожает замаскированная централизация управления — исследование >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» исключают термин «государственная и муниципальная услуга в сфере образования» из статей, регулирующих вопросы финансирования образования. Вводятся понятия «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания» с отсылкой на бюджетное законодательство РФ.

Инициаторами постановки перед законодателем такой задачи выступили сами педагоги, которые обратились к президенту, отметив негативную коннотацию термина «услуга» применительно к образованию.

См. также: Об образовательных услугах >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 259-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводит оборотные штрафы для иностранных IT-ресурсов за неисполнение норм закона «о приземлении», в частности, предусматривается штраф в размере до одной десятой общего размера суммы выручки за их работу в РФ без регистрации личного кабинета на сайте Роскомнадзора, размещения на информационном ресурсе формы обратной связи, учреждения российского юрлица или открытия представительства на территории РФ.

Повторное нарушение повлечет наложение оборотного штрафа в размере от одной десятой до одной пятой совокупного размера выручки за год.

Штрафы за различные нарушения, связанные с «неприземлением» установлены и для операторов связи, операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей.

Также до 5 миллионов рублей увеличивается штраф за нарушение норм закона об устойчивом Рунете.

Подробности

Устанавливается административная ответственность за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по информированию пользователей поисковой системы о нарушении законодательства Российской Федерации лицами, сведения о которых они запрашивают и в отношении которых органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, было принято решение о применении мер понуждения, а также по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей поисковой системы сведений об информационных ресурсах таких лиц.

Устанавливается административная ответственность за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования, а также за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о деятельности иностранных лиц в Интернете на территории Российской Федерации.

Устанавливается административная ответственность за незаконное распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в случае принятия Роскомнадзором, решения о запрете на распространение такой рекламы.

Кроме того, устанавливается административная ответственность за неисполнение иностранным лицом, осуществляющим деятельность в Рунете, решения Роскомнадзора, а также за непредставление или несвоевременное представление в указанный орган иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства необходимой для ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в Рунете, либо за представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений.

Устанавливается подсудность и подведомственность дел об указанных административных правонарушениях судьям и органам Роскомнадзора.

Усиливается административная ответственность за отдельные административные правонарушения в области связи и информации, в том числе за повторное в течение года неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к Интернету, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации на основании сведений, полученных от Роскомнадзора, за нарушение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к Интернету, порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи указанного оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования Рунета и сети связи общего пользования либо за несоблюдение технических условий их установки или требований к сетям связи при использовании указанных технических средств.

Разграничиваются составы административных правонарушений и преступлений.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, устанавливающих административную ответственность за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования. Указанные положения вступают в силу с 1 января 2023 года.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» устанавливает для операторов связи кроме административной ещё и уголовную ответственность за нарушение требований по пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам (ТСПУ, программно-аппаратный комплекс, ограничивающий доступ к запрещённой информации, устанавливается за государственный счёт на сетях передачи данных), а также уголовную ответственность за нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации ТСПУ.

Ответственность операторов устанавливается за ненадлежащее использование технических средства противодействия угрозам (ТСПУ), эксплуатация которых предусмотрена законом об «устойчивом Рунете».

Что грозит операторам-нарушителям

За нефильтрацию интернет-трафика и предоставление доступа к запрещённому контенту (детская порнография, суицидальный контент, пропаганда наркотиков и наркоторговля, фейки, призывы к экстремизму и терроризму и пр.) КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафов от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц (от 20 до 40 тысяч при рецидиве), для юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей (от 600 тысяч рублей до 1 миллиона при рецидиве).

За систематические нарушения требований к пропуску трафика через ТСПУ ранее привлечённые к административной ответственности лица могут быть лишены свободы на срок до трёх лет.

Дополнительная ответственность предусмотрена для за нарушения интернет-провайдерами правил установки и эксплуатации ТСПУ: штраф от 15 до 30 тысяч рублей (от 30 до 50 тысяч рублей при рецидиве), юридическим лицам – от 300 до 500 тысяч рублей (от 600 тысяч рублей до 1 миллиона при рецидиве).

Должностные лица или индивидуальные предприниматели операторов связи, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за повторное нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации ТСПУ, будут привлечены к уголовной ответственности (лишение свободы на срок до трёх лет).

См. также: НКЦКИ сообщил о массированных атаках на веб-приложения в Рунете и дал рекомендации по защите >>> 

Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» усиливает ответственность за утечки ПД.

Напомним, что ко второму чтению в текст законопроекта внесён логически не связанный с первоначальным названием пункт об обязательной предустановке отечественного магазина мобильных приложений на продаваемые в РФ устройства.

См. также: Магазин Android-приложений RuStore впервые опубликовал официальную статистику >>> 

Как сообщает Kremlin.ru, Федеральным законом предусматривается обязанность операторов уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных. Такая передача может быть запрещена или ограничена.

Помимо этого, предусматривается обязанность операторов обеспечивать взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, включая информирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, о компьютерных инцидентах с персональными данными.

Устанавливается, что оператор не вправе отказать гражданину в обслуживании в случае его отказа предоставить свои биометрические персональные данные или дать согласие на обработку персональных данных, если такое предоставление или получение согласия не является обязательным.

Кроме того, Федеральным законом ограничивается доступ к персональным данным правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Такие данные могут быть предоставлены по заявлению указанных лиц, по запросу нотариуса и в иных случаях, прямо установленных Федеральным законом.

См. также: IT-комитет Госдумы о планах на осень и об итогах весенней сессии >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 297-ФЗ «О внесении изменений в статью 13-2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» устанавливает, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) получит доступ к Единому госреестру записей актов гражданского состояния граждан РФ (ЕГР ЗАГС). Также документ расширяет состав сведений, предоставляемых из этого реестра избирательным комиссиям.

Напомним, ЕГР ЗАГС был запущен в октябре 2018, его оператором является Федеральная налоговая служба. Он содержит сведения, начиная с 1926 года, о рождении и смерти, заключении и расторжении брака, усыновлении, установлении отцовства и смене имени. Единый реестр ЗАГС должен использоваться в качестве основного источника сведений для создания единого информационного регистра со сведениями о населении.

См. также: В Госдуму внесён законопроект о регистрации брака в МФЦ >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предполагает, в частности, создание в единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) федерального регистра лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование.

Также законом устанавливается возможность осуществления мероприятий по оказанию населению психологической помощи в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

См. также: Вышло новое постановление «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешает образовательным организациям безбумажный документооборот.

См. также: Закон о безбумажном документообороте между МФЦ и Росреестром при регистрации недвижимости вступает в силу с 29 июня >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 356-ФЗ «О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального закона «О связи» устанавливает обязанность лицензированных операторов связи предоставлять ежегодный отчёт в Роскомнадзор с целью подтверждения деятельности по оказанию услуг связи.

См. также: Операторы «большой четвёрки» приняли единый сервис для подачи жалобы на телефонный спам – ФАС >>>

Федеральный закон от 14.07.2022 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» регламентирует фотовидеофиксацию нарушений сброса отходов.

Законом устанавливается штраф за загрязнение и (или) засорение окружающей среды, «выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов», поясняет Kremlin.ru.

К административной ответственности в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Норма вступит в силу через 180 дней.

См. также: Правительство утвердило постановление об информационной системе учёта твёрдых коммунальных отходов >>>

Также в четверг подписаны законы об объединении ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования; о военном инновационном технополисе «Эра»; об обязанности госорганов и подведомственных организаций размещать официальные страницы в соцсетях.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: