Об образовательных услугах

2031

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.

Очень «люблю» слово «услуга», особенно применительно к образованию. Вот что нагуглил по этому поводу.

Андрей Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ (2004-2012 гг.), в 2008 году говорил следующее: «Необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг». На следующий год он поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России.

Новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов (2012-2016 гг.) на эту тему в 2016 году высказывался так: «О распространённом мнении, что образование – это сфера услуг. У нас образование – это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства – обеспечить это право в полном объёме и на высоком уровне. Поэтому образование – это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании – ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения».

Высказывание пафосное, но не более того, так как образование в нашей стране обычно рассматривается как услуга, да и как это может быть иначе, если в главе 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ, принятого еще в 1994 году, говорится: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных…».

А вот фрагмент «Приказа Росстата от 29.09.2017 г. № 643 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объёме платных услуг населению в разрезе видов услуг»: «Изменения в состоянии, ради которых потребители услуг обращаются к производителям, могут принимать следующие формы, например: «Изменения в интеллектуальном состоянии отдельных лиц (производитель предоставляет образование, информацию, консультации, развлечения или аналогичные услуги, предполагающие личный непосредственный контакт)». И ещё там же: «Платные услуги в области образования оказывают образовательные учреждения, устав которых предусматривает возможность занятия такой деятельностью».

Несомненно, что кое-что в образовании должно относиться к услугам, в том числе платным, например, некоторые кружки или репетиторство, но основная его часть, как говорил Ливанов, должна быть общественным благом, а вовсе не какой-то там услугой. При этом общественное благо, если не снижаются требования к обучаемым, может быть и платным.

Платное образование тоже не должно рассматриваться как услуга, так как в противном случае её надо предоставлять так, чтобы клиент был доволен, что, в частности, наблюдается в некоторых вузах Великобритании, где многие студенты требуют положительных оценок, раз за образование заплачено (см. «Деградация образования – работа в университете Великобритании»).

Однако и у нас некоторые руководители вузов требуют не ставить двоек не только тем, кто обучается платно, но даже тем, кто учится на бюджете, так как при отчислении таких студентов государство, естественно, перестаёт финансировать их обучение, чего эти руководители допустить никак не могут.

Так что, как ни рассматривай образование, как услугу или как общественное благо, всё обычно сводится к одному – к деньгам.

Интересно, когда я учился в вузе (1965-1971 гг.) образование на самом деле было общественным благом, а не чем-то иным, что, в частности, выражалось в социальном и материальном положениях преподавателей вузов, особенно профессоров и доцентов.

Если «копнуть» ещё глубже, то, как мне рассказывал профессор Владимир Андреевич Тимофеев, до 1926 года также уважительно в вузах относились не только к преподавателям, но и к студентам. Тогда в вузах никакими «образовательными услугами» даже не пахло.

В заключение приведу мой короткий текст, который я назвал «Открытие»: «Многие утверждают, что и парикмахерские, и университеты предназначены для одного и того же – оказания услуг. А я недавно сделал «открытие» и поэтому могу в одном предложении объяснить, в чём между ними разница: университеты выпускники называют Alma-mater (Мать-кормилица), а о парикмахерских клиенты никогда не говорят так!

По этому поводу Магаз Оразкимович Асанов, который много лет был деканом матмеха УрГУ, написал, что в начале 2000-х в одном интервью его спросили: «Какие дополнительные образовательные услуги оказывает матмех?», и он ответил: «Никакие! Услуги в банно-прачечном комбинате! На матмехе – образование!».

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: