В среду зарегистрированные в ЕСИА пользователи электронного правительства, т.е. практически все взрослые граждане России, получили письмо с рекламой «новой российской интернет-энциклопедии со встроенной нейросетью».
Теперь мы вправе считать, что онлайн-«энциклопедия» (нет) «Рувики» – государственная услуга, оказываемая неизвестным благодетелем нам, неразумным. За казённые, разумеется, деньги.
Прежде всего: наше электронное правительство кто-то обманул, а оно обманывает нас. «Рувики» не энциклопедия. Это ресурс-плагиатор, который тащит тексты неизвестно откуда, но главным образом из «Википедии». Вот, пожалуйста, найдите 10 отличий.


Во «встроенной нейросети» таится дополнительная опасность. Нет смысла сетовать на качество работы ИИ-модели, это не имеет значения. Значение имеет то обстоятельство, что результат работы всякой ИИ-модели – вероятностен. Правду говорит «встроенная нейросеть» или галлюцинирует, мы не знаем и знать не можем.
Энциклопедии действуют несколько иначе. Они сообщают нам знание, достигнутое к моменту издания. Каждую статью в энциклопедии верифицируют не анонимные википедисты, а люди с именами, научными степенями и званиями, знающие предмет изложения. (Понимаю, каким глупым школярством выглядит этот абзац в глазах грамотного человека, но написать было надо на тот случай, если текст прочтут назвавшие «Рувики» энциклопедией — АА.)
Этим можно было бы и ограничиться, но нет, заключительное сообщение: у «Рувики» есть область небесполезного применения.
Автор несколько дней назад беседовал с действующим учителем. Московская школа, девятый класс, 24 ученика. Учитель решил проэкспериментировать. Детям предложены три портрета – Пушкина, Тургенева, Достоевского. К каждой картинке три вопроса: кто это, в какой области искусства работал, сообщите название хотя бы одного произведения. Пятеро из 24 узнали Александра Сергеевича, трое из пяти назвали «Евгения Онегина», это всё. Учитель сетует, что дети не учатся, заменяют учёбу тем, что бездумно тащат «знания» «из Интернета» и искренне, без сомнений верят всему, что стащили. Всерьёз хочет уволиться; в ПВЗ «Озона», говорит, пойду. Или в деревенскую школу, там лучше (разговор бы на даче, далеко за МКАД).
В свете этого «Рувики» представляет собой годный инструмент, заточенный на то, чтобы помогать тащить «из Интернета». «Встроенная нейросеть», за что ей спасибо, честно пытается указать, откуда что она стащила. Красота же.
См. также: