D-Russia.ru предлагает вашему вниманию обзор рынка региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ). Данные, использованные для подготовки материала, взяты из официальных источников, а также предоставлены компаниями-разработчиками РСМЭВ и экспертами.
РСМЭВ – информационная система, обеспечивающая автоматизированный обмен данными между организациями на региональном уровне. Участниками информационного обмена посредством РСМЭВ являются органы региональной власти и местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, а также иные организации – банки, внебюджетные фонды, страховые компании и др.
Первоначальная и основная цель создания в стране системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которой в этом году исполняется 10 лет, состояла в том, чтобы обеспечить гражданам и компаниям предоставление государственных и муниципальных услуг без того, чтобы сбор данных, необходимых по регламенту предоставления услуг, был заботой того, кому услуга предназначена. РСМЭВ обеспечивает эти же возможности с учётом региональных особенностей – номенклатуры госуслуг и правил их предоставления.
Межведомственное электронное взаимодействие, кроме того, делает более эффективным исполнение государственных и муниципальных функций безотносительно к госуслугам.
СМЭВ и РСМЭВ постоянно развиваются. Источниками развития служат совершенствование электронных услуг, оказываемых в России, присоединение к системе новых участников и расширение состава данных, которыми они обмениваются.
Субъекты РФ самостоятельно, в пределах своей компетенции, с учётом требований Минкомсвязи к межведомственному информационному обмену, определяют техническую политику в отношении РСМЭВ и выбирают поставщика системы на высококонкурентном рынке.
С целью устранения такого цифрового неравенства для жителей различных регионов Минкомсвязь России в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» создаёт Платформу государственных сервисов (ПГС). ПГС позволит регионам с минимумом затрат предоставить жителям услуги, отвечающие требованиям цифровой трансформации – возможность подачи заявлений онлайн через Единый портал государственных и муниципальных услуг, автоматическое направление межведомственных запросов и подготовку проекта решения, ведение электронных реестров результатов услуг, проактивность предоставления услуги. Использование ПГС для регионов будет на добровольной основе, при этом будут выставлены требования к качеству региональных услуг, которые должны будут реализованы в субъектах, либо посредством использования ПГС, либо посредством доработок существующих региональных информационных систем.
К концу 2020 года субъекты Российской Федерации получат возможность использовать ПГС, содержащую предварительно настроенный набор процессов предоставления большинства востребованных региональных и муниципальных услуг с возможностью адаптации под особенности предоставления в каждом регионе.
Важно отметить, что помимо сокращения расходов субъектов РФ на модернизацию и эксплуатацию ведомственных информационных систем, ПГС позволит кардинальным образом увеличить скорость реализации поручений президента РФ, связанных с появлением новых услуг в социальной сфере, снижении административной нагрузки на бизнес, перевод в электронный вид процессов взаимодействия человека с государством в различных жизненных ситуациях. Если в настоящее время на реализацию соответствующего поручения требуется от полугода для проведения всеми субъектами РФ мероприятий по модернизации ведомственных систем с учётом конкурсных процедур, то с появлением ПГС новая государственная (муниципальная) услуга может стать доступной гражданам на всей территории России уже в течение месяца после соответствующего поручения.
В обзоре участвуют продукты и сервисы для построения РСМЭВ, предлагаемые компаниями «АйТи. Ведомственные системы», «Интегрикс», ГК «Информационные системы и сервисы», «КСК ТЕХНОЛОГИИ», АО «РТ Лабс» (дочерняя компания «Ростелекома»), ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)», Smart Consulting и другими.
Данные о рынке РСМЭВ взяты из официальных сведений о госзакупках по итогам 2019 года и представлены на графиках.

Общий объём рынка в 2019 году превысил 800 миллионов рублей, распределение рынка между участниками см. на графике.

Средняя стоимость контракта на модернизацию РСМЭВ для разных участников рынка колеблется в диапазоне от менее чем миллиона рублей до более чем 14 миллионов, но в среднем составляет немногим более 4 миллионов рублей.

Контракт на сопровождение РСМЭВ в среднем сто́ит дороже. Приводим сведения об общей средней стоимости на внедрение и сопровождение РСМЭВ по участникам рынка.

Особенности решений, предлагаемых компаниями-участниками обзора
АйТи. Ведомственные системы

Наша система состоит из нескольких продуктов, которые реализуют три основные функции. Первая — это функция ведомственных информационных систем. Второй компонент – межведомственное взаимодействие между региональными системами и федеральными органами власти. И, наконец, третье — это системы обеспечения взаимодействия с гражданами и бизнесом, включающие в себя РПГУ, МФЦ, электронную очередь. Наличие этих трёх отработанных, комплементарных компонентов и есть наше серьёзное конкурентное преимущество.
В части ведомственной автоматизации мы опираемся на предоставлении настраиваемых типовых комплексов на основе нашей собственной системы «Полтава 3», которые обеспечивают быстрое создание ведомственных информационных систем в зависимости от специфики органа власти, причём как федерального, так и регионального уровней. Из неё как из кубиков можно собрать общерегиональную шину, обеспечивающую и автоматизацию административных регламентов региональных и муниципальных ведомств, и межведомственное взаимодействие в масштабе региона. Скорость и простота внедрения, когда в настройке системы могут участвовать сотрудники заказчика, также является конкурентным преимуществом.
Если в ВИС на базе «Полтавы 3» настраивается процесс оказания государственной услуги с выводом этой услуги на РПГУ, то отображение на нашем портале госуслуг произойдет практически одновременно. При выводе той же услуги на ЕПГУ придётся заплатить за разработку форм. Это ещё один аргумент в пользу применения регионального портала. При этом выводить на региональный портал можно не только государственные услуги, но и различные региональные сервисы, что делает взаимодействие на уровне региона с гражданами и бизнесом более многогранным и оперативным.
Ещё раз повторюсь, мы обучаем сотрудников региональных министерств, отвечающих за цифровое развитие, самостоятельной работе с нашей системой, что большой плюс в плане поддержки пользователей. Максимальная передача функций по настройке, по адаптации и тюнингу услуг непосредственно заказчику позволяет региону обеспечить первую линию техподдержки, что в конечном итоге значительно ускоряет все процессы, повышает качество и скорость предоставления услуг.
Читать интервью полностью.
Интегрикс

Новые интеграции, такие, как ФГИС ЕГР ЗАГС, ГИС ГМП (форматы 2.1.1), мы стараемся делать на нашей новой версии платформы Re:Doc. На ней очень просто настроить нужный отчёт или импорт/экспорт из другой ВИС. Очень актуально для отчётов по актовым записям «РИУР» или массового импорта начислений в ГИС ГМП из бухгалтерских систем. В целом интерфейс текущей и новой платформы максимально просты для пользователя, вызов межведомственных запросов происходит в том числе и из бизнес-процесса работы с заявлением, поступившим с РПГУ/ЕПГУ. В последнем случае заполнение данных для формы межведомственного запроса происходит автоматически из заявления. В прошлом году у нас появился новый продукт из линейки решений для РСМЭВ – «Интеграционный шлюз для СМЭВ». Основная идея – подключение всех ВИС региона к СМЭВ через «Шлюз» и агрегирование всего трафика от ВИС с целью:
- получения общей статистики и аналитики по работе со СМЭВ;
- мониторинга ошибок, возникающих при работе с видами сведений;
- обеспечения межведомственного взаимодействия между ВИС внутри региона по форматам СМЭВ 3.
Быстрое внедрение в регионы достигается за счёт бесшовной интеграции, так как «Шлюз» может полностью копировать форматы и принцип работы СМЭВ 3, в результате чего региону не нужно тратить денежные средства на модернизацию существующих систем. Так, за последние 12 месяцев мы помогли решить подобные проблемы в трёх новых регионах.
Поддержка пользователей, как правило, осуществляется через чаты в онлайн мессенджерах. Такой способ очень удобен нашим заказчикам, так как решение проблемы происходит онлайн, в реальном времени, без излишней бюрократии.
Читать интервью полностью.
Информационные системы и сервисы

Поскольку система построения СМЭВ – это не основной продукт для нас, то мы всё-таки рассчитываем, что использование нашей системы (и платформы) даст регионам бо́льшие возможности для цифровизации, чем предлагают конкуренты. Поскольку мы изначально использовали реестры в нашей системе, цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг и сервисов в нашей системе осуществляется предельно просто. Уже есть реестровая модель, есть планировщик и календарь, обеспечивающие проактивное информирование заявителей, обеспечиваются принципы экстерриториальности и многоканальности оказания услуг. Во многих случаях использование наших систем позволяет исключить участие человека в процессе принятия решения при предоставлении услуги. Поэтому на базе нашей платформы можно достаточно быстро производить внедрения новых сервисов. В частности, во время начала карантина, связанного с коронавирусом, за один рабочий день реализовали возможность предоставления пропусков для агроснабжающих предприятий с QR-кодами, через которые любой проверяющий мог проверить действительность этого пропуска в через смартфон без установки какого-либо специального приложения.
По поводу поддержки пользователей – сервисом 8-800 давно уже никого не удивишь, использование стандартов ITIL/ITSM в работе, систем мониторинга информационных систем, их модулей, а также оборудования, на котором они работают – это всё используется у нас на любом уровне сопровождения. В расширенную техническую поддержку мы закладываем лишь поддержку программно-аппаратных комплексов целиком. То есть мы готовы обеспечить SLA, включая в стоимость контракта стоимость запасных частей оборудования, на котором работает наша система. Таким образом мы исключаем ситуации, на которые часто жалуются разработчики: «дело в железе», «нужна другая информационная система».
Мы достаточно удачно расположены (в центре страны, в Новосибирской области), и поэтому нам не сложно обеспечить поддержку пользователей в рабочее время во всех регионах нашей страны.
Кроме того, мы совместно с партнёрами по информационной безопасности выполняем проекты по аттестации наших информационных систем и мониторингу уязвимостей в них.
Читать интервью полностью.
КСК ТЕХНОЛОГИИ

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» много лет первой реализовывала различные сервисы, виды сведений, помогая доводить их до рабочего состояния. Несколько примеров.
- В частности, согласно протоколу встречи руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина с президентом РФ Владимиром Путиным 6 мая 2019 года первое взаимодействие ЕГР ЗАГС реализовано с Росстатом (на встрече говорилось о необходимости межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Росстатом). На стороне Росстата запросы принимал «КСК.Шлюз СМЭВ 3».
- «КСК ТЕХНОЛОГИИ» первые смогли реализовать работающее межведомственное взаимодействие российских органов власти (ФТС) с коллегами из стран ЕвразЭС и Вьетнамом.
- Единственный регион, который стартовал в СМЭВ вовремя – Еврейская автономная область, наш заказчик.
Компания постоянно инвестирует в развитие «КСК.Шлюз СМЭВ 3», поэтому мы готовы уже сейчас обеспечить завтрашнюю потребность – взаимодействие органов власти с коммерческими компаниями для реализации задач ЦУР, суперсервисов.
Мы идём впереди, иными словами, «порошковое молоко» вместо натурального, цельного, рынку не предлагаем.
Читать интервью полностью.
РТ Лабс

Можно выделить два наших ключевых преимущества – это скорость реакции на запросы заказчиков и стабильность работы системы. Мы действительно стараемся помогать нашим заказчикам как можно более оперативно – например, сделать поддержку новых сложных видов сведений максимально быстро или помочь в кратчайшие сроки реализовать внутрирегиональное межведомственное взаимодействие. Но как показывает наша практика, на длинной дистанции также крайне важен уровень сервиса – на первый план выходит не красивая модная оболочка, а стабильность.
В нашей компании выделено отдельное подразделение службы эксплуатации, которое занимается не только поддержкой федеральных систем, таких как ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА, ГИС ГМП, но и поддержкой нашего продуктового портфеля для региональных госзаказчиков, обеспечивая пользователям непревзойдённый уровень доступности сервисов и технической поддержки. В подтверждение своих слов: за 2018-2020 годы работа ЕСП.ГиФ останавливалась только для обновлений. При этом обновления всегда незаметны для пользователей, так как осуществляются в ночное и нерабочее для ведомств время. Когда решениями пользуются тысячи госслужащих, а результат их работы актуален для миллионов граждан – предоставление качественного сервиса является для нас первостепенной задачей, и мы гордимся нашими результатами.
Читать интервью полностью.
Электронные Офисные Системы

СЭД «ДЕЛО» — решение, являющееся единым информационным ресурсом для выполнения задач не только юридически значимого электронного документооборота, но и предоставления государственных и муниципальных услуг, а также межведомственного взаимодействия в СМЭВ 2 и СМЭВ 3.
Нас часто спрашивают, почему мы решили реализовать предоставление услуг и межведомственное взаимодействие именно на базе СЭД? Ответ прост, любой документ (заявка с ЕПГУ, запрос, отправленный в ФОИВ и ответ на него), прошедший через СМЭВ, является тем самым электронным документом, у которого никогда не было бумажного оригинала. И тут использование профессиональной системы управления документами, апробированной и надёжной, является вполне логичным. Кроме того, в последние годы у нас появилась собственная система управления электронной очередью для записи на приём с ЕПГУ или региональных порталов.
Весь комплекс программных продуктов реализован на единой технологической платформе. Это позволяет нашим заказчикам тратить меньше ресурсов как человеческих, так и финансовых для достижения своих целей, при этом улучшая качество предоставляемых услуг и повышая лояльность граждан. За счёт комплексной автоматизации мы обеспечиваем реализацию бизнес-процессов любой сложности, таких, например, как получение результата в МФЦ при обращении с ЕПГУ/РПГУ, приглашение на приём в ведомство с использованием разных систем управления электронной очередью, межведомственное взаимодействие с ФОИВами в СМЭВ 3 (как пример, Росреестр и его вид сведений «Приём обращений в ФГИС ЕГРН»).
При этом система остается дружественной и интуитивно понятной для пользователя. Больше внимания уделяется методической поддержке пользователей, их обучению. На все модули системы разработаны простые и понятные инструкции, постоянно проводятся обучающие тренинги не только в процессе внедрения, но в течение всего периода использования наших продуктов. Ну и ещё немаловажным преимуществом является скорость работы и надёжность системы. Наши системы прошли испытания на прочность на очень высоконагруженных объектах с десятками тысяч пользователей и десятками терабайт данных.
Читать интервью полностью.
Smart Consulting

Ключевыми преимуществами нашей системы мы считаем:
- Возможности системы: большой список адаптеров (их более 800 – СМЭВ 2 и 3, входящие и исходящие, внутри и межрегиональные, омниканальное предоставление услуг, взаимодействие с ГИС ГМП, концентраторами, электронными очередями и прочее).
- Наш сервис и клиенториентированность: в рамках сервисного сопровождения мы проводим постоянное обновление системы (разработка новых адаптеров, использование новых криптоалгоритмов, смена технологий и версий СМЭВ), все это делается без дополнительных затрат со стороны клиента.
- Стабильность системы при высоких нагрузках, которая обеспечивается качеством кода, микросервисной архитектурой, проактивным сервисом в режиме 24/7, а также автоматическим мониторингом, снимающим основные метрики системы в режиме реального времени. «Digit МЭВ» недоступна только во время плановых обновлений.
- Минимальные требования к каналам связи, инфраструктуре – как следствие, простота развертывания и настройки системы. Фактически мы можем полностью внедрить систему за один день.
- Наличие разноплановых механизмов интеграции, позволяющей подключать сторонние информационные системы без внесения правок с их стороны.
- Сквозной поиск информации по всей системе, способный по фамилии гражданина найти все связанные с ним запросы, услуги, платежи, записи и прочее.
- «Digit МЭВ» включена в реестр отечественного ПО.
Читать интервью полностью.
D-Russia.ru предложил компаниям, участвующим в обзоре рынка РСМЭВ, ответить на вопросы:
- Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ).
- Стратегия компании на рынке РСМЭВ.
- С какими проблемами вам приходится сталкиваться в процессе внедрения и как он решаются?
- Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании.
- Как часто происходят обновления системы? Как вы учитываете пожелания отдельных регионов?
- Каковы дальнейшие планы развития системы?
Материалы, подготовленные компаниями, см. по ссылкам:
- «АйТи. Ведомственные системы»
- «Интегрикс»
- Группа компаний «Информационные системы и сервисы»
- «КСК ТЕХНОЛОГИИ»
- АО «РТ Лабс» (дочерняя компания «Ростелекома»)
- ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)»
- Smart Consulting