Под негласным девизом «Непревзойдённый уровень доступности сервисов и технической поддержки»

Об авторе: Александр Белимов, руководитель дирекции региональных проектов АО «РТ Лабс».

В настоящий момент мы активно развиваем продуктовый портфель под брендом «ЕСП» (Единая сервисная платформа).

Одним из продуктов этой линейки является ЕСП.ГиФ – «Госуслуги и Функции». В зависимости от потребностей региона с помощью ЕСП.ГиФ можно обеспечить решение задач по нескольким направлениям: оказание государственных услуг, в том числе с поддержкой реестров, региональный сегмент межведомственного взаимодействия и ведомственная автоматизация.

Гибкость решения позволяет заказчикам как сфокусироваться на чём-то одном из перечисленного, так и связать все направления в единую информационную экосистему.

Решение позволяет существенно повысить качество взаимодействия граждан с государством, а также обеспечить прозрачность, эффективность и удобство работы сотрудников ведомств.

О компании

АО «РТ Лабс» — дочерняя компания ПАО «Ростелеком», основными задачами которой является системная интеграция и выполнение полного цикла работ при реализации сложных инфраструктурных проектов в интересах государственных органов и корпоративных клиентов.

В истории компании – большое количество проектов для государственных и коммерческих заказчиков. В 2015 году АО «РТ Лабс» получило государственную аккредитацию в Минкомсвязи России в реестре организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Основные проекты АО «РТ Лабс» – эксплуатация и развитие инфраструктуры электронного правительства, создание систем в сфере информатизации здравоохранения и образования. «РТ Лабс» выступает технологическим партнером «Ростелекома» по развитию и эксплуатации Единой биометрической системы.

Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ)

Рынок информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена можно охарактеризовать как зрелый. В большинстве субъектов РФ понятны на год-полтора вперёд настроения и ключевые направления развития межведомственного электронного обмена. Тем не менее, участники рынка регулярно сталкиваются с новыми вызовами.

Во-первых, постоянно усложняются виды сведений федерального уровня, которые используют в своей работе регионы, в том числе для оказания государственных услуг. Особенно все это прочувствовали за последние несколько лет, когда ФОИВ начали разрабатывать новые виды сведений под СМЭВ 3.

Во-вторых, есть тенденция к усложнению технической реализации самих услуг в электронном виде. Например, реестровая модель оказания услуг на региональных уровнях. Вопросов и подводных камней по этой теме немало, но работа уже ведётся.

В-третьих, и это самое главное – на регионы ложится ответственность за предоставление услуг максимально широким слоям населения именно в электронном виде, без личного посещения ведомств заявителем. Если коротко – наши задачи многократно усложняются, появляются новые вызовы, и от этого развивать продукты становится только интереснее.

Стратегия компании на рынке РСМЭВ

«Реагировать на вызовы и требования быстро и качественно» – пожалуй, это можно сформулировать в качестве негласного девиза. Что касается продуктовой стратегии, то она меняется динамически, с учётом современных тенденций и действующей конъюнктуры. Даже для государственного сегмента, где большинство контрактов «длинные», это является нормой, и во многом именно это помогает нам быть эффективными.

Проблемы внедрения и их решение

Прежде всего, невозможно предусмотреть абсолютно всё даже в формате ТЗ/ЧТЗ – иногда приходится делать больше, чем запланировали, чтобы предоставить заказчику наиболее комфортный результат, отвечающий его задачам.

Мы научились решать и такую проблематику – уметь выдерживать баланс между желаниями функционального заказчика и естественными технологическими ограничениями, не забывая при этом об особенностях IT-ландшафта региона и требования федеральных и региональных НПА.

На словах звучит просто, но на практике, при работе в регионах, связанных с этим сложностей более чем достаточно. Это может стать проблемой, если не заниматься развитием продукта. И станет двойной проблемой, если не заниматься кадрами. Если в первой половине 2010-х реализовывать услуги или межведомственное взаимодействие под СМЭВ 2 могли вчерашние студенты, то теперь это должны быть гораздо более квалифицированные специалисты.

Именно поэтому в нашей компании созданы широкие возможности для совершенствования профессиональных навыков. В рамках индивидуальной программы развития сотрудники могут проходить курсы обучения, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций, принимать участие в самых актуальных IT-мероприятиях. Для специалистов обеспечен доступ к архивам конференций, а также электронным библиотекам и дистанционным курсам. Эксперты компании регулярно проводят мастер-классы и вебинары по самому широкому кругу профессиональных тем, а отдельные обучающие курсы можно пройти на внутрикорпоративной платформе.

Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании

Можно выделить два ключевых преимущества – это скорость реакции на запросы заказчиков и стабильность работы системы. Мы действительно стараемся помогать нашим заказчикам как можно более оперативно – например, сделать поддержку новых сложных видов сведений максимально быстро или помочь в кратчайшие сроки реализовать внутрирегиональное межведомственное взаимодействие.

Но как показывает наша практика, на длинной дистанции также крайне важен уровень сервиса – на первый план выходит не красивая модная оболочка, а стабильность.

В нашей компании выделено отдельное подразделение службы эксплуатации, которое занимается не только поддержкой федеральных систем, таких как ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА, ГИС ГМП, но и поддержкой нашего продуктового портфеля для региональных госзаказчиков, обеспечивая пользователям непревзойдённый уровень доступности сервисов и технической поддержки.

В подтверждение своих слов: за 2018-2020 годы работа ЕСП.ГиФ останавливалась только для обновлений. При этом обновления всегда незаметны для пользователей, так как осуществляются в ночное и нерабочее для ведомств время. Когда решениями пользуются тысячи госслужащих, а результат их работы актуален для миллионов граждан – предоставление качественного сервиса является для нас первостепенной задачей, и мы гордимся нашими результатами.

Частота обновлений системы и учёт пожеланий отдельных регионов

Обновления происходят по схеме «1 релиз в 2 недели». Почему так часто? Решение стабильное, поэтому исправление недоработок требуется редко, а вот поддержка новых видов сведений или связанные с пожеланиями пользователей доработки нужны максимально оперативно.

Все регионы РФ очень разные, отличается не только состав пожеланий, но и периодичность запросов. Сроки реализации поддержки новых видов сведений или исправления недоработок фиксируются контрактными обязательствами. Всегда стараемся идти навстречу – пожелания общего характера всегда стараемся учитывать в общем плане продукта, а создание новых модулей или специфическое развитие существующих обсуждаем персонально с представителями заказчика.

Дальнейшие планы развития системы

В текущем году в плане развития системы можно выделить несколько крупных блоков: развитие направления ведомственной автоматизации в части реализации государственных функций, поддержка максимально широкого количества видов сведений СМЭВ 3, оптимизация работы с новыми сложными видами сведений, развитие модуля аналитики с целью предоставления пользователям структурированных данных в графическом виде для помощи принятия решений, в том числе и управленческих.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: