РСМЭВ через СЭД

Об авторе: Иван Скородумов, заместитель генерального директора ООО «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)».

Решение от компании ЭОС на базе СЭД «ДЕЛО» является уникальным на рынке, т.к. обеспечивает чиновнику единое информационное пространство для работы с документами (СЭД «ДЕЛО» – самая популярная в России среди государственных органов власти), автоматизацию предоставления государственных и муниципальных услуг и межведомственного взаимодействия.

Т.е. чиновнику не требуется изучать две или более информационных систем, все процессы являются для него прозрачными и понятными.

Для регионов это означает отсутствие необходимости поддерживать разные системы, содержать большой штат людей, что ведёт к интегральному сокращению финансовых затрат.

Другой важной особенностью решения на базе СЭД «ДЕЛО» является его большая гибкость и адаптивность к постоянно меняющимся технологиям и условиям рынка.

О компании

Общество с ограниченной ответственностью «Электронные Офисные Системы (проектирование и внедрение)» (ЭОС) — ведущий российский производитель и поставщик систем управления информацией, в том числе систем автоматизации МФЦ, предоставления государственных и муниципальных услуг, электронного документооборота, ECM-систем и электронных архивов.

Системы компании ЭОС позволяют эффективно осуществлять единое комплексное управление различными процессами организации, которые легко адаптируются под потребности конкретного заказчика. Все решения ЭОС внесены в реестр отечественного ПО.

У компании более семи тысяч клиентов, более миллиона установленных рабочих мест, 260 партнеров в России и СНГ, четыре центра разработки (Москва, Уфа, Ковров во Владимирской области, Минск).

Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ)

Сам по себе рынок РСМЭВ ограничен количеством субъектов и является достаточно зрелым. Т.е. рассчитывать на появление новых клиентов на региональном уровне не приходится, но в случае расширения перечня участников СМЭВ со стороны регулятора возможно привлечение бизнеса в эту сферу, хотя пока мы не видим таких тенденций.

Рынок игроков также сформирован и здесь изменения бывают, но достаточно редко. Тем не менее, рынок растёт в своём качественном состоянии, технологии постоянно развиваются и требуют новых решений. Последние годы идёт активный переход на СМЭВ 3, увеличивается доля таких сервисов, как запись на приём с ЕПГУ, возможность переписки с ведомствами, отмены или изменения заявлений, усложняются интеграции, т.е. растут качество и возможности предоставляемых гражданам и бизнесу услуг. Как следствие, регионы тратят на это деньги.

Вторая тенденция — это замена решений, как правило, это связано с качеством технического сопровождения и оперативности реакции на изменения со стороны исполнителей, а также линейкой продуктов, обеспечивающих потребности региона. Перспективы рынка, безусловно, очень большие, повышение качества предоставляемых услуг – процесс постоянный, необходимо переводить на ЕПГУ или РПГУ всё большее количество услуг, впереди амбициозные задачи по автоматизированному и/или автоматическому предоставлению услуг, проактивность и множество других направлений.

Кроме того, мы видим всё большее увеличение доли использования технологий СМЭВ 3, поддержки новых функций данной технологии, а это значит повышение качества межведомственного электронного взаимодействия.

Стратегия компании на рынке РСМЭВ

Стратегия компании на рынке амбициозная – увеличение доли присутствия в регионах и, безусловно, сохранение лояльности текущих заказчиков. Мы видим потенциал по разным направлениям, это и подключение сегмента РСМЭВ для органов власти, уже использующих СЭД «ДЕЛО», и реализация проектов в регионах, где наши решения ранее не использовались. Как показывает опыт, наши решения востребованы и на региональном уровне, и на муниципальном.

На сегодняшний день у нас есть примеры и внедрений на уровне региона (когда почти все РОИВ и ОМСУ используют СЭД «ДЕЛО» в качестве РСМЭВ), и на уровне администраций городов, когда автоматизируется приём заявлений с ЕПГУ и межведомственное взаимодействие. Кроме того, появились прецеденты, когда наше решение приобретают исключительно как систему оказания услуг без функций СЭД. Причины приобретения именно в таком качестве кроются в простоте интерфейса, невероятно большой функциональности и наличии широких возможностей контроля и аналитики (эти функции унаследованы именно из СЭД, т.к. контроль исполнения — классическая задача документооборота).

Ещё одна стратегическая задача, которую мы реализуем на всех направлениях деятельности компании – участие в пилотных проектах ФОИВ с целью первыми узнавать о новых технологиях, изменениях, первыми тестировать на себе новшества и адаптировать продукт раньше, чем заказчик захочет тот или иной функционал использовать у себя. Это позволяет нам держать руку на пульсе и быть экспертами в области межведомственного электронного взаимодействия.

Проблемы внедрения и их решение

Замена решений — это всегда процесс непростой, прежде всего психологически, но есть и технические вопросы. Основная сложность состоит в интеграции с портальными формами ЕПГУ, реализованными по технологии СМЭВ 2. К сожалению, таких ещё достаточно много.

Те формы ЕПГУ, которые реализованы уже через СМЭВ 3 (в случае реализации по рекомендациям Минкомсвязи РФ, когда для каждой услуги разрабатывается и регистрируется свой вид сведений), достаточно легко перевести на работу с новой информационной системой. Остальные вопросы технические и способы их решения понятны.

Чаще в регионах мы предлагаем заказчикам те технологии, которые ранее не использовались: такие, как запись на приём, получение результатов в МФЦ при обращении с ЕПГУ и другие, – тогда это проходит уже, как, по сути, новое внедрение. Но в процессе любого внедрения всегда могут возникнуть сложности, часто не зависящие от нас или заказчика. Это и сроки вывода в эксплуатацию, и трудности общения с технической поддержкой СМЭВ, и какие-то иные причины. После каждого внедрения мы проводим тщательный анализ возникших сложностей и по итогам стараемся оптимизировать процессы, улучшить взаимодействие команд и обновить свою базу знаний по решению нестандартных ситуаций.

Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании

СЭД «ДЕЛО» — решение, являющееся единым информационным ресурсом для выполнения задач не только юридически значимого электронного документооборота, но и предоставления государственных и муниципальных услуг, а также межведомственного взаимодействия в СМЭВ 2 и СМЭВ 3.

Нас часто спрашивают, почему мы решили реализовать предоставление услуг и межведомственное взаимодействие именно на базе СЭД? Ответ прост, любой документ (заявка с ЕПГУ, запрос, отправленный в ФОИВ и ответ на него), прошедший через СМЭВ, является тем самым электронным документом, у которого никогда не было бумажного оригинала. И тут использование профессиональной системы управления документами, апробированной и надёжной, является вполне логичным.

Кроме того, в последние годы у нас появилась собственная система управления электронной очередью для записи на приём с ЕПГУ или региональных порталов. Весь комплекс программных продуктов реализован на единой технологической платформе. Это позволяет нашим заказчикам тратить меньше ресурсов как человеческих, так и финансовых для достижения своих целей, при этом улучшая качество предоставляемых услуг и повышая лояльность граждан.

За счёт комплексной автоматизации мы обеспечиваем реализацию бизнес-процессов любой сложности, таких, например, как получение результата в МФЦ при обращении с ЕПГУ/РПГУ, приглашение на приём в ведомство с использованием разных систем управления электронной очередью, межведомственное взаимодействие с ФОИВами в СМЭВ 3 (как пример, Росреестр и его вид сведений «Приём обращений в ФГИС ЕГРН»). При этом система остается дружественной и интуитивно понятной для пользователя.

Больше внимания уделяется методической поддержке пользователей, их обучению. На все модули системы разработаны простые и понятные инструкции, постоянно проводятся обучающие тренинги не только в процессе внедрения, но в течение всего периода использования наших продуктов.

Ну и ещё немаловажным преимуществом является скорость работы и надёжность системы. Наши системы прошли испытания на прочность на очень высоконагруженных объектах с десятками тысяч пользователей и десятками терабайт данных.

Частота обновлений системы и учёт пожеланий отдельных регионов

Мы используем agile-методологию, которая позволяет разделить процесс разработки на итерации. Обычно срок одной итерации у нас составляет две недели. За этот период по собранным пожеланиям клиентов мы успеваем проанализировать задачу, разработать её и протестировать. Также в эту итерацию входит документирование разработанного функционала.

Что касается пожеланий регионов, то мы используем бэклоги, в которые вносим все пожелания. Далее пожелания оцениваем всей командой (так предполагает методология) и решаем, какие пожелания будут выполнены и в какие сроки. Это достаточно эффективный метод принятия решений, который уже зарекомендовал себя среди наших заказчиков. Они получают новые функции в поставленные сроки и уверены, что ни одно из пожеланий не будет забыто.

Самое главное: это обеспечивает оперативное реагирование на меняющиеся условия и позволяет нашим клиентам быть в авангарде информатизации.

Дальнейшие планы по развитию системы

Планов, как всегда, достаточно много, тем более, что в период самоизоляции понимание важности дистанционного получения услуг и межведомственного взаимодействия значительно возросло.

Одна из важных задач — перевод решения на новую технологическую платформу, это даст нам и нашим клиентам надёжную опору для дальнейшего развития на ближайшие несколько лет, повысит производительность и надёжность системы оказания услуг. В этом году запланировано обновление пользовательского интерфейса до более функционального, эргономичного и современного.

Ещё одним – экспериментальным – направлением является использование технологий машинного обучения для выдачи рекомендаций пользователям по совершаемым действиям и их оценке с точки зрения правильности.

Безусловно, будет и появление новых функций, модулей, реализация сложных интеграций, перевод новых услуг в электронный вид. Планы масштабные, как и развитие самого направления оказания государственных и муниципальных услуг. Рынок динамично растёт, мы хотим быть на гребне этой волны и видеть среди лидеров наших клиентов.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: