АО «РЖД» сообщило на этой неделе о запуске «интерактивной анимированной карты маршрута» по КБЖД.
Поначалу казалось, что текст об этом пойдёт в рубрику «пятница» – занятный, слегка даже поучительный онлайн-проект. Увы. Выяснилось, что не так уж и забавно.
КБЖД – Кругобайкальская железная дорога, «золотая пряжка на стальном поясе России», т.е. на Транссибе. Активное строительство шло в 1899–1905 годах. Ныне принято считать, будто КБЖД названа «золотой пряжкой» из-за дороговизны строительства. Это не так. Дело не в деньгах, а в беспримерной сложности проекта и его выдающемся исполнении. Подробные сведения излагать смысла нет, их несложно найти в Сети (только не доверяйте сайту РЖД).
Ограничимся сравнениями. Готардский базисный тоннель (Швейцария, 57 км) занял у строителей в наше время и с современными технологиями 17 лет. Готардский железнодорожный тоннель (15 км), современник КБЖД, строили 10 лет. На КБЖД длина тоннелей 9 км, но они далеко не всё и даже не главное, что надо было сделать.
После неизбежного предисловия приступим к нашим IT-баранам. Главный из них сегодня, как всем известно – искусственный интеллект.
Вот что АО «РЖД» сообщает о КБЖД. РЖД – самый что ни есть официальный источник сведений о железных дорогах России, если на чём и обучать ИИ-модель, так на таком вот тексте. Читаем: «Эту дорогу строили с 1896 по 1905 год архитекторы и инженеры из России, Италии, Латвии, Польши и Албании».
К 1896 году придираться не станем, действительно, изыскания для выбора маршрута КБЖД начались тогда. Про Россию и Италию – чистая правда. Итальянский инженер Луиджи Феррари руководил строительством одного из сооружений КБЖД, «итальянской стенки», которую строили итальянские же рабочие.
Но Латвия, Польша и Албания… Первые две (теперь они страны со своей государственностью) входили в состав Российской Империи и субъектностью не страдали. Автономия различных степеней у них была, у Польши было и самостоятельное историческое название, но и только. Нынешняя Латвия к началу строительства КБЖД в состав Речи Посполитой уже не входила, потому что она полтора с лишним века входила – под именами Рижская губерния» и «Лифляндия» – в Российскую Империю.
С Албанией та же история, её не было. Была ныне занимаемая ею территория – в качестве части Османской империи. Албанцы на строительстве, насколько автор смог выяснить у специалистов, работать могли, но едва ли в качестве «архитекторов и инженеров».
Это не мелочь. Алиса и пр. обучаемые на массиве формально заслуживающих доверия текстов со ссылкой на РЖД теперь вправе обманывать своих пользователей, сообщая, что КБЖД строила Албания. Затем начнётся обучение 2.0 – бестолковый ИИ станет пичкать ложью homo sapiens, благо представители этого биологического вида доверчивы.
Далее. На «интерактивной анимированной карте маршрута» у одной из станций КБЖД, Ангасолки, какой-то поганец снял крест с часовенки Николая Чудотворца.

Это тем более не мелочь. Так уничтожение православных храмов, одно из важнейших большевистских дел, и живёт до сих пор вполне полноценной самостоятельной жизнью. Поганец же останется анонимным. Судя по ряду очевидных признаков, «интерактивную анимированную карту» рисовал ИИ, обученный сбивать с церквей кресты, недостатка в материале для такого обучения нет.
Но поскольку сообщает об «интерактивной анимированной карте» АО «РЖД», и поскольку оно же «интерактивную анимированную карту» оплатило («спонсор проекта»), постольку с РЖД и спрос. Не с ИИ же.

















