«Собрать как из кубиков»

Об авторе: Вадим Деянышев, генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы».

Прежде чем говорить о рынке информационных систем автоматизации РСМЭВ, необходимо задать систему координат. Если на федеральном уровне под СМЭВ подразумевается система, обеспечивающая взаимодействие достаточно зрелых информационных систем федеральных органов исполнительной власти, то в регионах совсем другая картина.

На региональном уровне действует достаточно большое количество региональных органов власти и органов муниципального самоуправления. Уровень автоматизации этих ведомств крайне незначителен. Автоматизация там зачастую или отсутствует вовсе – только бумажный документооборот, или используются морально устаревшие системы, не отвечающие современным требованиям. Поэтому, решая задачу построения регионального электронного взаимодействия, одновременно необходимо решать задачу обеспечения внедрения в ОИВ региона и ОМСУ современных систем ведомственной информатизации, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, автоматизированное ведение реестров и юридическую значимость.

Кроме того, по моему мнению, неотъемлемой частью РСМЭВ должен являться региональный портал государственных услуг (РПГУ), который в отличие от ЕПГУ может обеспечить оперативный вывод государственных и муниципальных услуг, а также региональных сервисов в электронном виде для граждан и бизнеса в гораздо более сжатые сроки и практически бесплатно для бюджета региона.

Таким образом, в нашем понимании, РСМЭВ – это комплекс систем электронного правительства регионального уровня, включающего в себя и шину взаимодействия всех органов власти региона между собой и ФОИВами, и ведомственные информационные системы регионального и муниципального уровней, и средства, обеспечивающие взаимодействия с гражданами, проживающими в регионе, и бизнесом, функционирующим в этом регионе, посредством ЕПГУ/РПГУ/МФЦ.

О компании

Компания «АйТи. Ведомственные системы» создана в 2008 году за счёт преобразования подразделения компании «АйТи», которое специализировалось на задачах информатизации органов государственной власти.

Компания «АйТи. Ведомственные системы» обладает компетенциями в области разработки и внедрения специализированных IT-решений для органов государственного управления. Компания имеет лицензии ФСБ и ФСТЭК в области создания защищённых информационных систем. В штате компании работает свыше 50 специалистов.

Подробнее на vs.it.ru.

1. Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ)

Первое. На мой взгляд, в последние годы наметилось очень серьёзное отставание регионального сегмента электронного правительства (под этим будем подразумевать весь набор информационных систем ведомств регионального и муниципального уровней) от достигнутого на федеральном уровне.

Второе. Сегодня от региона к региону наблюдается достаточно большой разброс в диапазоне цифрового проникновения. Есть регионы-лидеры, в которых на уровне первых лиц понимают, как использовать современные информационные технологии для повышения уровня государственного управления. И есть прямо противоположные примеры, которых, к сожалению, гораздо больше. Измеримым показателем внимания руководства региона к данному направлению может служить величина бюджета, направляемого на цифровизацию региона в перерасчете на одного жителя региона. Разброс колоссален. Отставание от Москвы может составлять два и более порядков.

Третий аспект текущей ситуации. Минкомсвязь РФ продолжает политику прямого субсидирования регионов и разработки типовых решений, которые за счёт больших бюджетов, выделяемых на федеральном уровне, должны закрыть проблему недостаточного финансирования на региональном уровне. Идея неплохая, но реализация оставляет желать лучшего.

Наглядным примером является ситуация с субсидиями 2020 года на развитие СМЭВ. Суммы субсидий установлены ещё в сентябре 2019 года, но по состоянию на начало мая не утверждены единые функциональные технические требования, на основании которых можно потратить эти средства, и поэтому на сегодняшний момент это фактически не просто замороженные средства, а замороженная инициатива 85 регионов, которые остановили собственную деятельность в этом направлении в ожидании разъяснений.

Ещё более неоднозначная ситуация с типовыми решениями. Тут я вижу три основных проблемы.

  1. Типовое решение не может удовлетворить всему разнообразию региональных особенностей. А единый разработчик объективно не сможет в любые разумные сроки удовлетворить на 100% зачастую разнонаправленные требования регионов.
  2. Типовые решения административно убивают рынок независимых разработчиков. А ведь именно конкуренция является залогом быстрого развития. Минкомсвязь РФ хочет стимулировать IT-индустрию или наоборот?
  3. Замораживание инициативы регионов. Это самый, на мой взгляд, главный минус. Вместо инициативы министерства цифрового развития регионов ждут (иногда годами) появления более-менее рабочего варианта типового облачного решения. А те, кто решится двигаться вперёд самостоятельно, зачастую рискуют своей карьерой.

Перспективы

«Не было бы счастья, да несчастье помогло».

На мой взгляд, пандемия даст положительный и очень долговременный импульс развитию регионального сегмента электронного правительства. Сейчас стало всем понятно (самое главное – на уровне региональных руководителей, на которых сейчас перекладывается основная ответственность за экономическую и социальную ситуацию в регионах), что будущее за бесконтактным, а значит, электронным взаимодействием между государством с одной стороны и бизнесом/гражданами – с другой. Личные визиты в органы власти и МФЦ должны уйти в прошлое. РПГУ, на мой взгляд, после долгой опалы со стороны Минкомсвязи (все должно быть на ЕПГУ!!) получат новый импульс, поскольку в условиях пандемии показывают себя как инструмент оперативного реагирования на быстро меняющуюся обстановку. В целом считаю, что этот рынок ждет оживление.

2. Стратегия компании на рынке РСМЭВ

Мы работаем в рыночной нише, где есть единый поставщик решений для электронного правительства – «Ростелеком». Поэтому стратегия строится на удовлетворении тех потребностей заказчиков, которые в силу специфики и масштаба своей деятельности «Ростелеком» удовлетворить не может.

3. С какими проблемами вам приходится сталкиваться в процессе внедрения и как он решаются?

Конечно, есть проблемы неготовности административных регламентов и другой нормативной документации к внедрению ИС, слабый уровень элементарной компьютерной грамотности части чиновников и прочие банальные проблемы.

Но основная сложность работы на региональном уровне государственного управления – непонимание роли информатизации руководителями верхнего эшелона региональной власти. Это означает недостаточное внимание к этому направлению и, как следствие, недостаточное финансирование.

Другая важная проблема состоит, наоборот, в понимании того, что информатизация сделает прозрачной деятельность органов власти. Это понимание приводит к существенному сопротивлению на уровне самих ведомств.

4. Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании

Наша система состоит из нескольких продуктов, которые реализуют три основные функции. Первая — это функция ведомственных информационных систем. Второй компонент – межведомственное взаимодействие между региональными системами и федеральными органами власти. И, наконец, третье — это системы обеспечения взаимодействия с гражданами и бизнесом, включающие в себя РПГУ, МФЦ, электронную очередь. Наличие этих трёх отработанных, комплементарных компонентов и есть наше серьёзное конкурентное преимущество.

В части ведомственной автоматизации мы опираемся на предоставлении настраиваемых типовых комплексов на основе нашей собственной системы «Полтава 3», которые обеспечивают быстрое создание ведомственных информационных систем в зависимости от специфики органа власти, причём как федерального, так и регионального уровней. Из неё как из кубиков можно собрать общерегиональную шину, обеспечивающую и автоматизацию административных регламентов региональных и муниципальных ведомств, и межведомственное взаимодействие в масштабе региона. Скорость и простота внедрения, когда в настройке системы могут участвовать сотрудники заказчика, также является конкурентным преимуществом.

Если в ВИС на базе «Полтавы 3» настраивается процесс оказания государственной услуги с выводом этой услуги на РПГУ, то отображение на нашем портале госуслуг произойдет практически одновременно. При выводе той же услуги на ЕПГУ придётся заплатить за разработку форм. Это ещё один аргумент в пользу применения регионального портала. При этом выводить на региональный портал можно не только государственные услуги, но и различные региональные сервисы, что делает взаимодействие на уровне региона с гражданами и бизнесом более многогранным и оперативным.

Ещё раз повторюсь, мы обучаем сотрудников региональных министерств, отвечающих за цифровое развитие, самостоятельной работе с нашей системой, что большой плюс в плане поддержки пользователей. Максимальная передача функций по настройке, по адаптации и тюнингу услуг непосредственно заказчику позволяет региону обеспечить первую линию техподдержки, что в конечном итоге значительно ускоряет все процессы, повышает качество и скорость предоставления услуг.

5. Как часто происходят обновления системы? Как вы учитываете пожелания отдельных регионов?

Регулярные обновления происходят постоянно и привязаны к изменениям межведомственных форматов взаимодействия или изменениям в административных регламентах. Это необходимое условие для нормального функционирования наших систем. Понятно, что такие вещи не случаются чётко по расписанию, например, раз в квартал или раз в месяц. И это как раз одна из сложностей работы на рынке РСМЭВ, потому что достаточно трудно на начало года прогнозировать, когда и какие изменения/релизы надо выпускать. Эти изменения проводятся в рамках технической поддержки.

Более крупные изменения, направленные на повышение удобства работы, производительности, развития функционала, как правило, привязаны к годовому контрактному циклу. На этом уровне обновлений мы консолидируем пожелания наших заказчиков, которые можно реализовать с учётом технологических ограничений. Каких-то особых трудностей здесь я выделить не могу.

Ну и, наконец, с периодичностью раз в четыре-пять лет мы выпускаем полностью новые версии нашего продукта. Это решает две задачи. Во-первых, архитектура системы перестраивается так, чтобы учесть все текущие и перспективные пожелания заказчиков и тренды, которые наметились в развитии государственного управления, и стандарты, которые устанавливает Минкомсвязь. А во-вторых, мы решаем вопрос перехода на новый технологический уровень, что обеспечивает соответствие требованиям по надёжности, безопасности, производительности и удобству пользования (юзабилити) на настоящий момент и на весь жизненный цикл продукта.

Сейчас мы активно внедряем третью версию нашей базовой платформы «Полтава 3.0».

(Почему «Полтава»? В 2008 году, когда только начиналось развитие госуслуг, мы встраивали модуль предварительной записи в систему автоматизации регламентов ФМС для обеспечения взаимодействия с самой первой версией портала госуслуг. Для ускорения разработки договорились с ведущим производителем электронных очередей Qmatic об использовании их модуля в системе. К сожалению (счастью?), шведы нас подвели. И в авральном режиме, без выходных, с ночными сменами команда разработки сделала свою систему. Лозунгом разработки было «Мы покажем шведам Полтаву!» Название прижилось.)

В 2019 году мы выпустили новую версию РПГУ, которая помимо гораздо большей производительности и расширенных возможностей фронтальных форм предоставляет нашим заказчикам расширенные возможности самостоятельного вывода услуг и управления контентом без привлечения компании-разработчика.

6. Каковы дальнейшие планы развития системы?

Мы уверены, что пандемия подтолкнёт региональные органы власти к модернизации административных регламентов, направленной на исключение персонального взаимодействия и максимальный отказ от личного обращения гражданина. Альтернативы порталам государственных услуг здесь нет.

При этом значимость МФЦ как точки взаимодействия государства и граждан будет снижаться всё более нарастающими темпами. Это затронет, в том числе, и перевод на РПГУ тех сервисов, что сейчас предоставляются очно в МФЦ. Следовательно, появится огромная необходимость во внедрении ведомственных информационных систем муниципального и регионального уровней.

Для обеспечения этого пикового спроса необходимо максимально облегчить настройки, чтобы в этот процесс могли активно включаться сами сотрудники региональных органов власти. Также необходимо продолжить развитие РПГУ, чтобы обеспечить удобное средство взаимодействия регионального уровня между государством, с одной стороны, и гражданами и бизнесом – с другой.

В рамках этого видения мы и будем продолжать развитие наших систем.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: