«Никогда не рассматривали РСМЭВ как отдельный рынок программных продуктов»

Об авторе: Алексей Шовкун, директор Группы компаний «Информационные системы и сервисы».

Из-за профильного «программистского» образования задачи создания решения для органов власти были для меня своего рода вызовом: требовалась серьёзность в подходе. Нельзя подходить к системам, работающим на тысячи пользователей на уровне региона, так же, как при создании небольших «локальных» приложений. Построение таких систем скорее схоже с финансовыми системами, где простои или ошибки в случае проблем намного дороже, чем расходы на внедрение этого программного решения.

Мы одна из немногих компаний на рынке, которая не боится отдавать исходные коды клиентам, при этом предоставляем подробные инструкции и консультации по сборке решений.

В ряде регионов мы оказываем услуги, не имея доступа к продуктивным средам. Мы выдаём обновление системы, демонстрируем работу на тестовой среде. Специалисты заказчика просматривают код, проводят сборку обновлённого компонента и сами устанавливают его на продуктивный сервер. Этим мы гарантируем то, что все наши решения не замыкаются на нас как на разработчиках. Их развитием и сопровождением может заниматься любая компания. Более того, таким образом мы гарантируем, что предложим заказчику конкурентные условия как по цене, так и по качеству оказываемых услуг.

О компании

Группа компаний «Информационные системы и сервисы» работает на рынке с 2010 года, начиная со времён, когда формировалась программа «Информационное общество». Мы стремимся быть лидерами – работаем со СМЭВ с момента её создания и одними из первых реализовали как прямые, так и обратные адаптеры в СМЭВ 2, а также интеграцию с ЕСИА.

Мы являемся разработчиком платформы ИС.СИРИУС и тиражных программных продуктов для органов власти и крупных корпоративных заказчиков. Разработанные нами решения ИС.ГМП и ИС.РЕСПАК внедрены и используется более чем в 15 регионах. Широкое тиражирование продукта позволяет нам повысить его качество и функциональность, при этом снижая его себестоимость и делая его доступным для наших клиентов.

Технологические принципы наших решений – максимальное использование открытых программных компонентов для быстрого решения задач, снижения нагрузки на развитие подсистем собственными разработчиками и обеспечения возможности настройки решений без разработки за счёт применения различных подсистем-«конструкторов».

Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ)

Наша компания никогда не рассматривала рынок РСМЭВ как некий отдельный рынок программных продуктов. С нашей точки зрения, одно лишь обеспечение межведомственных запросов – это предельно простая задача. Я был искренне удивлён, когда узнал, что некоторые компании выделяют отдельные «блоки», вроде блока взаимодействия с единым порталом госуслуг, создание новых услуг и т.п., которые так и продают заказчикам. На мой взгляд, ценность программных решений состоит в глубокой автоматизации процессов, создании полноценных цифровых платформ для взаимодействия участников этих процессов.

За несколько лет ситуация пришла в норму – сейчас «общие» платформы уступают место ведомственным информационным системам, разработчики которых в первую очередь обращают внимание на способность разговаривать на одном языке с функциональным заказчиком, способность предложить тот продукт, который будет внедрён быстро и сможет быть быстро, на ходу, настроен под особенности региона во время внедрения.

Уже давно не осталось регионов, в которых задача межведомственного электронного взаимодействия не решена. Но некоторые регионы пользуются устаревшими решениями, скорее, «по привычке». Поэтому тем регионам, которые вынуждены работать с исполнителями, которые диктуют условия по сотрудничеству и ведут непонятную ценовую политику, мы готовы предложить полноценное партнёрство для создания базы для цифровой трансформации тех процессов в регионе, которые в настоящий момент не закрыты существующими решениями.

Стратегия компании на рынке РСМЭВ

Для нашей компании рынок РСМЭВ – не самоцель. Повторюсь, мы видим лишь возможности для цифровизации в разных предметных областях, почти в каждой из них есть блок межведомственного взаимодействия, везде есть интерфейсы для взаимодействия с заявителями – это может быть как Единый портал госуслуг, так и региональный портал (который мы также можем предложить как компонент системы, но мы не считаем этот подход правильным, всё-таки Единый портал госуслуг – это стратегически верное решение, точка входа должна быть в одном месте для всей страны).

Поэтому мы готовы сотрудничать с теми регионами, где уже стоит какая-либо наша система (а таких регионов в настоящий момент 32), для того, чтобы предложить им решение для РСМЭВ безвозмездно, с увеличением стоимости сопровождения существующей нашей платформы. При наличии нашего продукта в регионе подключить новые блоки не составит труда, а перенос электронной подписи существующего решения на нашу систему не потребует повторного прохождения регламентных процедур.

Также мы открыты и для новых заказчиков – скоро наш продукт любая организация сможет использовать безвозмездно. Мы сейчас завершаем процедуру отторжения прав на платформу ИС.СИРИУС в пользу Российской Федерации (заявление в ФИПС находится в работе), любой орган государственной власти или местного самоуправления может использовать наше решение as is совершенно без каких-либо платежей.

Однако, если пользователи системы захотят техническую поддержку решения, – безусловно, это платные услуги, на которых мы зарабатываем. Мы получаем благодарности от наших заказчиков за сервисную поддержку, поэтому считаю, что оказываем мы её на высоком уровне. И вот за этот сервис платят наши заказчики.

Причём мы одна из немногих компаний на рынке, которые могут предоставить расширенный комплексный сервис – в одной точке входа отрабатывая задачи по сопровождению пользователей, в том числе конечных пользователей системы, прикладных и системных программных компонент, а также оказывая сервисное сопровождение оборудования, на котором работают системы, включая замену аппаратных компонент в случае отказа (в рамках фиксированной стоимости сервисного контракта). Это гарантирует постоянную работоспособность нашего продукта, особенно в небольших регионах, где необходимо обеспечить решение большого числа задач небольшим штатным составом специалистов.

Безусловно, подобный сервис стоит выше, чем просто сопровождение программных модулей, а его стоимость сильно зависит от используемой инфраструктуры. Зато в результате заказчик получает одну точку входа, всё взаимодействие с разработчиками системного программного обеспечения и производителями оборудования осуществляют наши специалисты.

Проблемы внедрения и их решение

Не могу сказать о каких-то сложностях с технической точки зрения, есть проблема только с организационной стороной дела, а также с тем, что «правила игры», к сожалению, меняются по ходу самой игры.

Я помню случаи, когда на первых этапах предоставления доступа к отдельным сервисами ведомства их давали без каких-то проблем, но через некоторое время получение доступа к сервисам стало своеобразной «лотереей». На всё остальное – если есть воля заказчика – внедрение пройдёт очень быстро, и никаких сложностей не будет. В том числе это касается замены системы. Мы производили замены нескольких наиболее распространённых решений на рынке – и все они прошли в сжатые сроки (до трёх месяцев), причём теоретически замену можно уложить и в один месяц.

В эти сроки осуществляется подготовка к переключению на новое решение, проводится инструктаж сотрудников, после чего «в ночь» осуществляется переключение электронной подписи с существующей системы на новую, и на следующий день работа ведётся уже в нашем программном продукте. В отдельных случаях мы смогли даже перенести учётные записи и наработанные данные из старой информационной системы, чтобы минимизировать неудобства для пользователей.

Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании

Поскольку система построения СМЭВ – это не основной продукт для нас, то мы всё-таки рассчитываем, что использование нашей системы (и платформы) даст регионам бо́льшие возможности для цифровизации, чем предлагают конкуренты.

Поскольку мы изначально использовали реестры в нашей системе, цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг и сервисов в нашей системе осуществляется предельно просто. Уже есть реестровая модель, есть планировщик и календарь, обеспечивающие проактивное информирование заявителей, обеспечиваются принципы экстерриториальности и многоканальности оказания услуг. Во многих случаях использование наших систем позволяет исключить участие человека в процессе принятия решения при предоставлении услуги. Поэтому на базе нашей платформы можно достаточно быстро производить внедрения новых сервисов.

В частности, во время начала карантина, связанного с коронавирусом, за один рабочий день реализовали возможность предоставления пропусков для агроснабжающих предприятий с QR-кодами, через которые любой проверяющий мог проверить действительность этого пропуска через смартфон без установки какого-либо специального приложения.

По поводу поддержки пользователей – сервисом 8-800 давно уже никого не удивишь, использование стандартов ITIL/ITSM в работе, систем мониторинга информационных систем, их модулей, а также оборудования, на котором они работают – это всё используется у нас на любом уровне сопровождения. В расширенную техническую поддержку мы закладываем лишь поддержку программно-аппаратных комплексов целиком. То есть мы готовы обеспечить SLA, включая в стоимость контракта стоимость запасных частей оборудования, на котором работает наша система. Таким образом мы исключаем ситуации, на которые часто жалуются разработчики: «дело в железе», «нужна другая информационная система».

Мы достаточно удачно расположены (в центре страны, в Новосибирской области), и поэтому нам не сложно обеспечить поддержку пользователей в рабочее время во всех регионах нашей страны.

Кроме того, мы совместно с партнёрами по информационной безопасности выполняем проекты по аттестации наших информационных систем и мониторингу уязвимостей в них.

Частота обновлений системы и учёт пожеланий отдельных регионов

Поскольку разработка ведётся непрерывно, обновления системы могут происходить раз в одну, максимум в две недели. Но не каждому заказчику нужно устанавливать обновление. Можно «накопить» определённый пакет изменений, и обновление выполнить раз в месяц или раз в квартал, когда ему будет нужно какое-то изменение, которое он попросил нас сделать. В момент обновления в системе появятся и все изменения, которые просили учесть другие заказчики, и их можно либо включить в настройках и использовать, либо не пользоваться этими новыми функциями. Иногда бывает, что то, что нужно одному региону, не требуется для другого, поэтому мы новые функции включаемыми только после явного указания со стороны функционального заказчика.

Ну и раз речь зашла о пожеланиях – конечно, все пожелания каждого из заказчиков мы учитываем, другое дело, что есть плановые сроки реализации этих пожеланий. Если заказчик просит какую-то уникальную доработку системы, например, в целях реализации какого-то своего специфического процесса, то мы можем поставить данную разработку «в очередь», и когда наши специалисты будут свободны, они возьмутся за неё. Повысить приоритет в разработке, а заодно и получить некую гарантированную дату обновления можно отдельным договором на доработку системы.

Дальнейшие планы развития системы

Повторюсь, у нас есть планы только по развитию всей платформы. Для обеспечения большой надёжности и возможностей системы мы планируем переход на микросервисную архитектуру, в этом году будут проведены работы по редизайну системы под стандарты gov.design. Кроме того, мы по-прежнему нацелены на погружение в новые предметные области для создания лидирующих на рынке программных компонентов в части ведомственных систем. Приятно, что на федеральном уровне видят наши компетенции, и мы участвуем с нашей платформой в нескольких крупных федеральных проектах.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: