«Экономия времени для главного»

396

Об авторе: Илья Ештокин, технический директор Smart Consulting, основатель практики SmartSolutions, смарт-гик и AR-евангелист.

Состояние и перспективы рынка информационных систем автоматизации регионального межведомственного электронного обмена (РСМЭВ)

До последних событий ожидать каких бы то ни было потрясений на рынке систем для регионального СМЭВ не стоило. Большинство систем разработано давно, наблюдается постоянный рост трафика в связи с подключением новых ведомств и учреждений. Однако сегодня ситуация непростая, и чем все обернется для участников рынка, пока непонятно. Возможно, нас ждут перемены.

Сейчас идёт достаточно сильный тренд на цифровую трансформацию государственного управления, появляются такие вещи, как проактивность в предоставлении госуслуг, суперсервисы и прочее. Поэтому крайне остро встаёт вопрос о каскадном взаимодействии систем с целью предоставления информации в режиме реального времени.

Предъявляются все бо́льшие требования к актуализации информации, хранящейся в системах, и, как следствие, к региональным сегментам СМЭВ, поскольку это основная «артерия» информационных потоков государства. Необходима стабильная работа таких систем в условиях огромных регулярных нагрузок, особенно при реализации проектов умных городов и регионов.

Также нужна будет возможность не только обмениваться информацией в формате запрос/ответ, но и каскадировать запросы, дополняя данные на каждом из этапов.

О компании

Smart Consulting специализируется на предоставлении государственному сектору услуг комплексной разработки информационных систем, консалтинга и аутсорсинга в области информатизации государственного управления и государственных услуг.

Компания создает IT-системы на базе свободного программного обеспечения и облачных технологий, благодаря чему может эффективно сопровождать свои программные продукты, своевременно их обновляя. Все системы разрабатываются на основе собственных программных платформ, реализованных в РФ и входящих в Реестр отечественного программного обеспечения.

Разработки Smart Consulting соответствуют требованиям постановлений правительства РФ к ведомственным информационным системам.

Направления деятельности:

  • разработка, внедрение и развитие информационных систем для автоматизации деятельности и межведомственного взаимодействия региональных органов власти, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
  • сервисное сопровождение IT-систем;
  • IT-консалтинг в области комплексного развития систем электронного правительства на базе платформенных решений;
  • консалтинг, методическая поддержка, разработка дорожных карт и информационных систем для умных городов.

Стратегия компании на рынке РСМЭВ

В основе нашей работы – ориентация на клиента. Мы стараемся понять потребности каждого из них, решать их задачи комплексно и выстраивая долгосрочные отношения. В этом нам помогают клиентологи, которые формируют внутри компании культуру клиентоориентированности.

Большинство наших разработок имеют потенциал для развития и масштабирования. Мы постоянно работаем над улучшением продуктов, добавляем в них новые функциональные модули. Основная цель создания наших решений, она же миссия нашей компании – экономия времени для главного. Мы стараемся сделать так, чтобы специалисты, которые работают в системах и обслуживают их, а также граждане, являющиеся косвенными пользователями наших систем, не тратили время на совершение ненужных действий и на ожидание в очередях.

Проблемы внедрения и их решение

Если мы говорим о внедрении системы с нуля, то основным трудоёмким процессом будет помощь клиенту с прохождением регламентных процедур СМЭВ.

В случае серьёзной модернизации, затрагивающей архитектуру систем, могут возникнуть сложности с миграцией данных на новую архитектуру. Этот процесс сложный, но он пройден уже большое количество раз, поэтому решается быстро и качественно.

Один из самых трудоёмких процессов – модернизация и сохранение региональных межсистемных интеграций, т.к. зачастую в регионах не урегулированы вопросы, связанные с принятыми технологиями, стандартами и описаниями. Интеграции могут реализовываться совершенно разными методами – начиная от СМЭВ и заканчивая пересылкой системных файлов через электронную почту. Эту задачу мы также можем решить с помощью наших систем и консалтинга: сформировать единый портфель доступных интеграций, создать унифицированный доступ. В конечном итоге это будет дешевле и проще сопровождать самому клиенту – ведь ему нужны будут специалисты не на все руки, а со знанием определённого списка технологий.

Конечно, мы много времени уделяем нашим пользователям, поскольку в какую бы сторону что ни менялось – человек всегда будет этому сопротивляться, даже непреднамеренно. Примеров этому масса: вспомните, как вы реагируете, когда происходят какие-то изменения в приложении, с которым вы постоянно работаете. Зачастую первой мыслью будет «ну зачем?!» Так же и в нашем случае. Поэтому для проведения безболезненной адаптации пользователей мы применяем огромное количество инструментов. Это может быть непосредственный выезд к клиенту, личный инструктаж и поддержка после обновлений, проведение видеоконференций и многое другое.

Конкурентные преимущества (ключевые особенности) системы и поддержки пользователей компании

Ключевыми преимуществами нашей системы мы считаем следующее:

  • Возможности системы: большой список адаптеров (их более 800 – СМЭВ 2 и 3, входящие и исходящие, внутри и межрегиональные, омниканальное предоставление услуг, взаимодействие с ГИС ГМП, концентраторами, электронными очередями и прочее).
  • Наш сервис и клиенториентированность: в рамках сервисного сопровождения мы проводим постоянное обновление системы (разработка новых адаптеров, использование новых криптоалгоритмов, смена технологий и версий СМЭВ), все это делается без дополнительных затрат со стороны клиента.
  • Стабильность системы при высоких нагрузках, которая обеспечивается качеством кода, микросервисной архитектурой, проактивным сервисом в режиме 24/7, а также автоматическим мониторингом, снимающим основные метрики системы в режиме реального времени. «Digit МЭВ» недоступна только во время плановых обновлений.
  • Минимальные требования к каналам связи, инфраструктуре – как следствие, простота развертывания и настройки системы. Фактически мы можем полностью внедрить систему за один день.
  • Наличие разноплановых механизмов интеграции, позволяющей подключать сторонние информационные системы без внесения правок с их стороны.
  • Сквозной поиск информации по всей системе, способный по фамилии гражданина найти все связанные с ним запросы, услуги, платежи, записи и прочее.
  • «Digit МЭВ» включена в реестр отечественного ПО.

Частота обновлений системы и учёт пожеланий отдельных регионов

Система обновляется не реже одного раза в две недели. При этом обновление системы планируется, как правило, при наличии решённых обращений клиента: разработан новый адаптер и статистический срез для аналитики, доработан функционал или появился новый. На основании этих сведений планируется обновление. Как правило, установка обновления занимает 20-30 минут.

Также клиент сам может попросить сделать какую-то доработку, если она для него необходима. Система довольно гибкая, и мы стараемся учитывать все потребности клиентов при разработке. Зачастую идеи одних клиентов в конечном итоге оказываются нужны и всем остальным.

Дальнейшие планы развития системы

В прошлом году мы полностью переработали интерфейс системы с учётом последних трендов дизайна и пользовательского опыта. Получили о нём много положительных отзывов.

В этом году планируем ряд архитектурных изменений, направленных на дальнейшее развитие микросервисной архитектуры продукта. Много внимания будем уделять замене существующих способов взаимодействия системы СМЭВ 2 на СМЭВ 3. Также будем развивать функционал каскадных запросов и «суперзапросов» для экономии времени наших клиентов, улучшим пользовательский опыт работы с Росреестром, ФИАС и ГИС ГМП.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: