В Челябинской области оценили исполнение 601-го указа по состоянию на ноябрь 2016

На состоявшемся 16 ноября 2016 года заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию IT для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности первый заместитель министра информационных технологий и связи Челябинской области Игорь Фетисов рассказал о ходе реализации в регионе работы, направленной на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, следует из материалов подкомиссии.

Напомним, в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достигнуть значения не менее 70%.

Согласно докладу, в Челябинской области создана и функционирует инфраструктура предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации межведомственного взаимодействия в электронном виде. К Региональной системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) подключено более 600 органов власти Челябинской области. Данная система подключена к Федеральной СМЭВ. Функционируют информационные системы «Реестр государственных и муниципальных услуг Челябинской области», «Региональный портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области». Налажен информационный обмен между данными системами и Федеральными информационными системами: Федеральным реестром государственных и муниципальных услуг и ЕПГУ.

В Челябинской области переведено в электронный вид 69 региональных и 180 муниципальных (61 типовая) услуг. Для обеспечения возможности приема и обработки заявлений граждан на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде используются АС «Южный Урал» и МАИС «ЗАГС» Челябинской области. Кроме того, АИС «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области» также позволяет вести прием и обработку электронных заявлений граждан, рабочие места данной системы организованы во всех МФЦ Челябинской области.

Во исполнение подпункта «в» пункта 1 Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» распоряжением Губернатора Челябинской области от 30 ноября 2015 г. № 1164-р утвержден план мероприятий по достижению значения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» к 2018 году не менее 70% (далее – План).

С целью повышения качества исполнения мероприятий Плана всем исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Челябинской области поручено назначить ответственных должностных лиц (в должности не ниже заместителя руководителя органа власти) с возложением персональной ответственности за исполнение Плана и достижение значений показателя подпункта «в» пункта 1 Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Также персональная ответственность за достижение значения показателя возложена на заместителя Губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова.

Читать также: «Развитие информационного общества обсудили в правительстве Челябинской области»>>

Среди регионов по доле граждан, зарегистрированных в ЕСИА, Челябинская область на начало года занимала 53 место, на 7 ноября 2016 года – 41 позицию (27,3% жителей зарегистрировано в ЕСИА) (более 792 тысяч населения Челябинской области в возрасте старше 14 лет).

Востребованность электронных услуг на ЕПГУ продолжает расти:

  • Так, за 2015 год жителями Южного Урала на ЕПГУ было подано 130 204 заявки, а за 10 месяцев 2016 года – 230 457 заявок. По всем услугам через ЕПГУ исполнено за 2015 год – 104 601 услуга, за 10 месяцев 2016 года – 184 638 услуг;
  • По региональным услугам за 2015 год южноуральцы подали 36 152 заявки на получение региональных услуг через ЕПГУ, а за 10 месяцев 2016 года – более 93 581 заявки (восьмое место среди регионов РФ). Также количество оказанных региональных услуг через ЕПГУ в 2015 году – 12 924, за 10 месяцев 2016 года – более 62 844 услуг.

Наибольшей популярностью у жителей Челябинской области пользуются федеральные услуги (чуть более 60% от общего объема заявлений, поданных в электронной форме).

Наиболее востребованные из них — услуги Пенсионного фонда РФ (извещение о состоянии лицевого счета в ПФР) и Министерства внутренних дел (информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения; направление в органы внутренних дел уведомления о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников); получение водительского удостоверения после прохождения профессиональной подготовки (переподготовки)).

Самыми популярными региональными услугами в Челябинской области являются (в 2016 году):

  • «Информирование о положении на рынке труда в Челябинской области» – 27 тысяч заявлений;
  • «Государственная регистрация актов гражданского состояния»- 21 тысяча заявлений;
  • «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» – 11 тысяч заявлений;
  • «Назначение и выплата пособия на ребенка» – 4,3 тысячи заявлений;
  • «Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» – 4,3 тысячи заявлений.

Для всех указанных услуг обеспечена возможность подачи заявления в электронной форме, наблюдается рост востребованности данных услуг в электронном виде.

План включает в себя 27 мероприятий с контрольными сроками исполнения, начиная с четвертого квартала 2015 года. Так, по состоянию за первое полугодие 2016 года должны быть полностью реализованы пять мероприятий Плана, а со сроком исполнения «Постоянно» – реализованы 19 мероприятий, три мероприятия Плана имеют иной срок реализации (позднее первого полугодия 2016 года). Исполнителями Плана являются органы исполнительной власти Челябинской области, оказывающие государственные услуги (20), а также органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (43).

В адрес министерства информационных технологий и связи Челябинской области ежеквартально поступают отчеты от органов исполнительной власти региона и от органов местного самоуправления. Министерством проводится анализ работы органов по реализации плана, принимаются соответствующие меры, так, в сентябре 2016 года подготовлены изменения в План. Ежеквартально отчет о реализации Плана направляется в адрес губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, а также в Минкомсвязь РФ.

Одним из ключевых направлений Плана является «Популяризация и продвижение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», которое предусматривает, в том числе, активное использование Методических рекомендаций по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Читать также: «Центр техподдержки электронного правительства в Челябинске обработал за год 240 тыс обращений»>>

Реализация основных мероприятий данного направления представлена ниже:

1. Все ОИВ и ОМСУ обеспечиваются методическими материалами в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Централизовано на сайте Мининформа в разделе «ЕСИА/Информация для органов власти и ОМСУ» создана ссылка на страницу «Реализация Плана мероприятий по достижению значения показателя «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в Челябинской области» к 2018 году не менее 70 процентов», на которой опубликованы методические рекомендации Минкомсвязи РФ, а также контент-материалы и дизайн-макеты. Информация о созданной странице доведена до ОИВ и ОМСУ. Информация поддерживается в актуальном состоянии, постоянно обновляется и дополняется.

2. Планы по популяризации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде утверждены большинством ОИВ и ОМСУ Челябинской области

3. Рекомендация государственным гражданским служащим Челябинской области, муниципальным служащим и сотрудникам государственных и муниципальных учреждений зарегистрироваться в федеральной государственной информационной системе «ЕСИА»

Согласно данным, полученным Мининформом от ОИВ, в настоящее время на портале зарегистрировано 1465 государственных служащих. Продолжается работа по регистрации служащих на портале госуслуг.

Также проведена работа по регистрации в ЕСИА сотрудников ОМСУ и муниципальных учреждений.

4. Стимулирование ОМСУ к предоставлению государственных и муниципальных услуг путем составления рейтингов ОМСУ в части оказания услуг в электронном виде

Рейтинги составляются ежемесячно и направляются главам, главам администраций городских округов и муниципальных районов Челябинской области.

Ежеквартально оценка эффективности глав в сфере IT направляется в управление по внутренней политике правительства Челябинской области.

5. Увеличение числа центров обслуживания населения, в которых можно зарегистрироваться в ЕСИА

Функционируют центры обслуживания населения с возможностью регистрации в ЕСИА. Центры находятся в отделах ЗАГС, УСЗН, МФЦ, в центрах обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком», в отделениях “Почты России”, в управлениях ПФР России по Челябинской области и в управлениях Фонда социального страхования по Челябинской области, в территориальных отделениях МВД России по Челябинской области.. Количество центров обслуживания увеличилось с начала 2016 года с 316 до 612.

В 2016 году производится переход центров обслуживания ЕСИА на использование приложения «Автоматизированное рабочее место оператора центра обслуживания ЕСИА (версия 2.0)», что позволяет производить не только подтверждение учетных записей, но и регистрацию, восстановление и удаление учетных записей ЕСИА.

Прорабатывается возможность создания и работы АРМ ЕСИА на базе учреждений здравоохранения области.

6. Создание на официальных сайтах ОИВ и ОМСУ специального тематического раздела о предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с Методическими рекомендациями

Мининформом подготовлены рекомендации по созданию тематического раздела на официальных сайтах ведомств. На всех сайтах ОИВ и ОМСУ созданы соответствующие разделы.

Также на всех сайтах ОИВ и ОМСУ размещен баннер, ведущий на ЕПГУ. Кроме того, баннер, ведущий на Единый портал госуслуг, размещен Мининформом в сквозной баннерной сети на всех сайтах, находящихся в Системе управления интернет-сайтами ОИВ и ОМСУ Челябинской области, что позволило охватить одновременно более 350 сайтов, в том числе 16 ОИВ, 10 муниципалитетов, 83 муниципальных образований, 52 ОМСУ, 43 госучреждений, 167 муниципальных учреждений.

Кроме того, Мининформом создан раздел на Портале информационное общество в Челябинской области (inf74.ru), информация также размещена на сайте правительства Челябинской области (pravmin74.ru) в разделе «Электронные услуги».

7. Размещение на официальных сайтах ОИВ и ОМСУ новостных и информационных материалов. Подготовка и размещение в средствах массовой информации информационных материалов о преимуществах получения услуг в электронной форме посредством ЕПГУ в соответствии с Методрекомендациями

Новости данного направления публикуются на сайтах ОИВ и ОМСУ не реже 3-4 раз в месяц.

С начала 2016 года опубликовано 46 информационных сообщений о Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В этом году проведены две пресс-конференции и один брифинг по вопросам реализации проекта «Электронное правительство», в том числе по предоставлению услуг в электронной форме. Мероприятия получили широкое освещение в региональных СМИ.

Организованы работы по размещению наружной рекламы, информирующей о возможности получения услуг в электронной форме, вблизи МФЦ г. Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Троицка, а также МФЦ Коркинского, Саткинского и Чебаркульских районов. Общее количество рекламных конструкций, задействованных в размещении наружной рекламы, составило 16 единиц.

Повторное размещение наружной рекламы на территории муниципальных образований региона (ноябрь-декабрь 2016 года).

8. Распространение информационных материалов, печатной продукции, содержащей информацию о возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Мининформом были разработаны буклеты, информирующие население о возможности получения электронных услуг через Госуслуги. В 2016 г. было изготовлено и распространено среди жителей Челябинской области более 60 000 буклетов нового образца (включая листовки-буклета формата А5, плакаты формата А3 и А4, листовок формата А6).

Информационные материалы переданы для распространения в помещения приема граждан и ожидания исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных организаций, МФЦ.

Также информационные материалы переданы в службу доставки «Почты России» по Челябинской области в количестве более 1000 штук (буклеты по регистрации на портале госуслуг), в «Ростелеком» в 40 центров обслуживания населения на территории Челябинской области (2100).

В крупных городах Челябинской области запущены автомобили с громкоговорителями с прокруткой речевок, рекламирующих портал госуслуг. Планируется запустить авто во всех обследуемых территориях. (Планировали с 21.10.2016.)

Электронная форма буклета размещена на сайте Министерства в разделе «Единая система идентификации и аутентификации», а также на портале «Информационное общество в Челябинской области» в разделе «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, на сайте правительства в разделе «Электронные услуги» размещена ссылка на скачивание инструкции по регистрации на Едином портале госуслуг. Инструкция также размещена на сайте Министерства и на портале inf74.ru в соответствующих разделах.

9. Реализация системы образовательных и просветительских мероприятий с обучающимися в образовательных организациях и с различными категориями граждан в государственных учреждениях

Ведется активная работа по просветительским мероприятиям со стороны министерства образования и науки и министерства информационных технологий и связи Челябинской области.

Осуществляются выезды в школы региона при участии заместителя губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, руководителей и сотрудников министерства информационных технологий и связи Челябинской области, МФЦ с лекциями для учеников старших классов с целью информирования обучающихся о возможности получения услуг в электронном виде. В октябре-ноябре 2016 года было проведено девять уроков в крупных городах и в муниципалитетах Челябинской области.

Ежемесячно проводятся тематические уроки в школах (по данным Минобра в 2014-2015 гг. в 865 учреждениях были проведены три урока, посвященные получению услуг в электронном виде). Согласно представленной Минобром информации (письмо от 3 ноября 2015 года №03/9716), количество обучающихся, принявших участие в уроках, составило 75 782 человека.

В сентябре 2016 года направлены письма в органы исполнительной власти Челябинской области с просьбой предусмотреть в программе обучения населения раздел по работе с сервисами электронного правительства с дальнейшей регистрацией гражданина на портале госуслуг.

10. Информирование посетителей УМФЦ и органов власти клиентской службой УМФЦ и сотрудниками ОИВ о возможности получения государственных услуг в электронной форме на ЕПГУ и региональном портале государственных и муниципальных услуг

На информационных стендах УМФЦ размещена информация о возможности получения электронных услуг на ЕПГУ и региональном портале государственных и муниципальных услуг. Плакаты «Запись на прием к врачу».

Десять тысяч экземпляров информационных буклетов передано в МАУ МФЦ г. Челябинска для информирования посетителей о работе портала госуслуг.

По данным областного государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области», реализовано размещение видеороликов, показывающих пошаговую процедуру регистрации на портале госуслуг и осуществляется на информационных панелях во всех 55 МФЦ Челябинской области.

11. Проведение выездной регистрации населения, сотрудников организаций и предприятий Челябинской области на ЕПГУ

Министерство информационных технологий и связи региона совместно с МФЦ г. Челябинска проводит выездные лекции в вузах и на крупных промышленных предприятиях региона с целью дальнейшей регистрации сотрудников, студентов, работников на Госуслугах.

Работа ведется с начала 2016 года и позволила увеличить количество зарегистрированных жителей более чем на 75 тысяч человек.

С 1 сентября 2016 года проводится регистрация старшеклассников на ЕПГУ. Организованы выезды сотрудников ЦО в школы, ожидаемый результат к концу года более 20 тысяч зарегистрированных школьников.

Кроме того, с начала года осуществляется регистрация студентов и преподавателей вузов Челябинской области на Едином портале госуслуг, проводятся выездные лекции в вузы с целью информирования студентов и преподавателей о возможности получения услуг в электронной форме. Таким образом, за 10 месяцев 2016 года было зарегистрировано более 800 человек. Работа по регистрации студентов продолжается.

МФЦ проводит выездные регистрации на промпредприятия, торговые комплексы и пр. Еженедельно осуществляются выезды в УМВД России по г. Челябинск для регистрации сотрудников на ЕПГУ (получение лицензии на приобретение/хранение оружия).

10 марта получено письмо из Минэкономразвития области со списком крупных промышленных предприятий. Подписаны и разосланы письма в адрес крупных промпредприятий Челябинска. Регистрация проведена на 16 челябинских предприятиях из 20. Работа по регистрации сотрудников промпредприятий продолжается.

12. Организация временных (мобильных) пунктов выдачи учетных данных для ЕПГУ в рамках выставочных мероприятий, проводимых на территории Челябинской области. Распространение в рамках выставочных мероприятий печатной продукции по регистрации на ЕПГУ

1) 31 марта Министерство выступало участником IT-ярмарки, организованной Институтом информационных технологий ЧелГУ. В ходе мероприятия была осуществлена раздача буклетов, содержащих информацию о преимуществах получения услуг в электронном виде.

2) С 6 июля по 4 сентября в Краеведческом музее проходила выставка «Свадьба и современность». 9 июля была организована выездная регистрация населения сотрудниками МФЦ и ПАО «Ростелеком». В ходе мероприятия было распространено более трех сотен экземпляров печатной продукции, информирующей о возможности получения услуг через портал gosuslugi.ru, в частности, о возможности подачи электронного заявления на регистрацию брака в органы ЗАГС.

3) Организована раздача 1500 рекламных буклетов о возможностях получения услуг в электронной форме на региональном этапе киберспортивного турнира «Время танков», прошедшем в Челябинске в сентябре 2016 года.

Среди основных проблем при достижении показателя остаются два направления: проблемы при реализации перевода услуг в электронный вид, а также несовершенство самой методики расчета показателя.

I. Основными проблемами при реализации перевода услуг в электронный вид являются:

— Несовершенство нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Отсутствие типовых административных регламентов оказания муниципальных и государственных услуг, позволяющих упростить организацию межведомственного взаимодействия и перевод муниципальных услуг в электронный вид. Унификация государственных услуг позволит субъектам Российской Федерации интегрировать информационные системы, используемые для оказания услуг, с едиными формами оказания услуг на ЕПГУ, что позволит снизить финансовую нагрузку по переводу услуг в электронный вид.

– Отсутствие в достаточном объеме в муниципальных образованиях Челябинской области финансовых средств на перевод услуг в электронный вид. В соответствии с Федеральным реестром государственных услуг в Челябинской области 2023 муниципальных услуги. При наличии нормативных возможностей по типизации муниципальных услуг, определенных в федеральном законодательстве, затраты на перевод услуг в электронный вид возможно снизить в 4,5 раза.

– Отсутствие на текущий момент для большинства услуг в электронной форме реализации возможности заявителю при подаче заявления через ЕПГУ прикрепить файлы большого объема, содержащие сканы документов, требуемых для оказания услуги.

– Отсутствие интеграции большинства электронных форм оказания услуг с ГИС «О государственных и муниципальных платежах» и информационно-платежным шлюзом.

Решение указанных проблем позволит увеличить количество обращений граждан за оказанием услуг в электронной форме.

– Низкая информированность населения Российской Федерации о возможных способах получения государственных услуг в электронной форме. Поскольку более 80% услуг, оказанных на территории Челябинской области в электронном виде в 2015 году – федеральные (в 2016 году доля федеральных услуг снизилась и составила чуть более 60%), необходима более эффективная работа, проводимая в данном направлении со стороны федеральных ведомств. Также проблемы связаны с недостаточной готовностью населения Российской Федерации к получению услуг в электронной форме, в том числе низкой компьютерной грамотностью, недоверием к дистанционной форме получения услуг.

II. Несовершенство методики расчета показателя

Анализ новой методики проведения официального анкетирования Росстатом показал необходимость дополнительной проработки, поскольку многие замечания субъектов Российской Федерации не были учтены. Выборка респондентов не в полной мере отражает целевую аудиторию (из обследования исключаются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах и прочих коллективных жилых помещениях, а это студенты).

Также стоит отметить, что снижение значения показателя возможно по причине растущей популярности получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ по принципу «одного окна». Соответствующий конкурирующий показатель также закреплен в подпункте «б» пункта 1 Указа 601 (доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, к 2015 году – не менее 90%). Например, на территории Челябинской области в настоящее время открыты 55 МФЦ (во всех 43 муниципальных образованиях Челябинской области), кол-во окон приема 747, открыто 175 удаленных рабочих мест в 27.

Читать также: «Продвижение госуслуг: как не наступить на старые грабли» >>

По данным Минкомсвязи на ноябрь 2016 года, показателя 50% по доле граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), достигли пять субъектов РФ. К регионам-лидерам относятся Республика Тыва, Тульская и Курская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский АО — Югра.

esia

Показатель министерства для Челябинской области — 27,3%, тогда как Росстат указывает 33,1%.  Ранее D-Russia.ru отмечал, что методика Росстата вызывает сомнение, в настоящее время ведется ее доработка.

Напомним, ранее в ноябре Счетная палата предупредила о риске недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги.

Для достижения планового показателя Минкомсвязь ведет работу по популяризации электронных госуслуг. Так, в августе министерство представило методические рекомендации для сотрудников МФЦ, которые должны рассказывать посетителям о возможности получения госуслуг в электронном виде.

Параллельно министерство объявляет многомиллионные конкурсы на исполнение работ по информированию пользователей о доступных услугах на портале.

В октябре выбран исполнитель работ по улучшению навигации и поиска на ЕПГУ. Также в планах Минкомсвязи — избавиться от региональных порталов госуслуг, переадресовав граждан на gosuslugi.ru.

Добавим, что в 2017 году субсидии регионам из федерального бюджета на реализацию проектов по повышению качества жизни граждан на основе предоставления электронных госуслуг смогут быть направлены только на продвижение сервисов электронного правительства (подробнее см. в интервью заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева для D-Russia.ru).

Читать также другие отчеты об исполнении указа:

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: