Росстат зафиксировал рост до 39,6% доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде – методика вызывает сомнения

3066

Росстат опубликовал итоги очередного мониторинга хода исполнения 601 указа президента Российской Федерации («майские указы») — доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, выросла до 39,6%.

В прошлом году этот показатель составлял 35,2%. Таким образом, зафиксирован рост на 4,4 пп. Согласно указу президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70%.

Согласно исследованию Росстата, абсолютными лидерами по этому показателю стали Татарстан (65,2%), Москва (64,2%), Калининградская область (58,4%), Тульская область (55,6%), Приморский край (54,8%).

В прошлом году в первой пятёрке были: Ямало-Ненецкий АО (66,3%), Приморский край (66,1%), Татарстан (63%), Ханты-Мансийский АО (62,3%), Мордовия (60,7%).

Топ-10 регионов на 2015 год

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)

Регионы 2014 год 2015 год
Российская Федеpация 35,2 39,6
Республика Татарстан (Татарстан) 63,0 65,2
г. Москва 54,9 64,2
Калининградская область 57,7 58,4
Тульская область 23,5 55,6
Приморский край 66,1 54,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 66,3 52,7
Республика Башкортостан 27,6 52,0
Ленинградская область 34,1 51,0
Ростовская область 17,7 49,6
Чувашская Республика — Чувашия 51,6 48,4

 

Между тем, не все опрошенные D-Russia.ru специалисты и представители регионов, ответственные за информатизацию, согласны с полученными Росстатом выводами. Основные претензии к методике расчёта таковы:

  • для расчета показателя не учитываются сведения из информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • перечень услуг в методике не есть государственные и муниципальные услуги, и поэтому не имеют отношения к исполнению указа;
  • до сих пор не определено, что такое «механизм получения услуг», поэтому имеют место быть разные интерпретации услуг (правительство недавно утвердило требования к электронным услугам, но это было уже после исследования Росстата);
  • среди опрошенных респондентов непропорционально  велико число сельских жителей.

Как считали

Источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей».

Согласно методике, статистическое наблюдение основано «на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах РФ. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства; единицами анализа – лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Данные об услугах, предоставляемых лицам до 15 лет (ведение электронного дневника, запись ребенка к врачу, получение паспорта и др.), получены от респондентов – законных представителей несовершеннолетних лиц до 15 лет», говорится в описании методики.

Численность опрошенных (объём выборки) составляет 137 тысяч человек в год (0,12% от численности населения обследуемого возраста). Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению. Полученные данные распространяются на генеральную совокупность, т.е. на общую численность населения Российской Федерации в возрасте 15-72 года.

Формирование показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной  форме» осуществляется на основе вопроса «Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?». Варианты ответов:

— Да, через Интернет (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные приложения, терминалы самообслуживания;

— Да, по телефону;

— Да, по электронной почте;

— Да, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

— Да, при личном посещении;

— Да, другими способами (по почте, факсу и др.);

— Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги.

Показатель доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, рассчитывается как отношение ответивших «Да, через Интернет» к общему числу граждан, обращавшихся за госуслугами за последний год, умноженное на 100%.

К вопросу прилагается перечень определений, что же такое государственная услуга:

  1. Здравоохранение и медицина

Запись на прием к врачу, отмена и просмотр записи

  1. Услуги МВД/ГИБДД

Проверка наличия штрафов ГИБДД, выдача/замена водительских прав, регистрация транспортных средств

  1. Налоги и сборы

«Узнай свой ИНН», запись на прием в налоговую инспекцию, проверка наличия налоговых задолженностей и налогов, получение выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, подача налоговой декларации, подача документов на налоговые выплаты

  1. Паспорта, регистрация

Получение заграничного паспорта, получение общегражданского паспорта, регистрация по месту жительства и пребывания

  1. Образование и наука

Запись в детский сад и школу, запись в кружки, получение информации об успеваемости учащегося (электронный дневник), получение информации о посещении и питании учащегося в школе, получение результатов ГИА, ЕГЭ, получение путевок для детей

  1. Имущественные и земельные отношения

Получение выписки из реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), запись на прием на регистрацию недвижимого имущества, регистрация недвижимости, получение земельных участков и помещений в аренду, собственность, пользование

  1. Семья

Запись в ЗАГС, подача заявлений для получения документов о государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения или расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти

  1. Социальное обеспечение

Получение выписок с личного пенсионного счета, установление пенсии, получение материнского капитала, получение социальной поддержки, получение транспортных льгот

  1. Судебные задолженности

Проверка наличия судебных задолженностей

  1. Безопасность и охрана правопорядка

Получение справки об отсутствии судимости, выдача удостоверений частного охранника и лицензий на частную охранную деятельность, выдача разрешений на хранение, ношение, перевозку оружия и патронов к нему

  1. Труд и занятость

Постановка на биржу труда, содействие в поиске подходящей работы (с использованием сайтов центров занятости населения и информационного портала Роструда «Работа в России», федерального портала управленческих кадров), получение услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство

Получение информации жилищного учета (выписка из домовой или похозяйственной книги), получение информации технического учета, предоставление показаний приборов учета, получение субсидий на оплату ЖКХ

  1. Транспорт

Проверка разрешения (лицензии) перевозчика такси

  1. Разрешительная деятельность органов власти и местного самоуправления

Выдача разрешений (в том числе разрешений на проезд грузового транспорта, на провоз крупногабаритных объектов, на установку рекламных конструкций, на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и др.), выдача лицензий (в том числе на деятельность такси, на деятельность в области связи и др.), аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий

  1. Предпринимательская деятельность

Регистрация ИП и юридических лиц, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности

  1. Природа и экология получение охотничьего билета, выдача разрешений, заключений и квот в отношении недр, водных ресурсов, получение официальной информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, получение официальной информации о состоянии поверхностных водных объектов и их загрязнении из

Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении

  1. Экономика, финансы, статистика

Получение официальной статистической информации

  1. Государственные и бюджетные учреждения, некоммерческие организации

Получение архивных выписок, получение информации из реестров адвокатов и нотариальных контор, предоставление информации о зарегистрированных некоммерческих организациях, регистрация и аккредитация некоммерческих организаций, подача обращений, жалоб и предложений

  1. Культура, искусство

Использование посредством региональных и муниципальных библиотечных порталов электронных каталогов публичных библиотек (в том числе предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных; получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не нарушающей авторских прав)

  1. Реклама и СМИ

Получение информации о тиражах печатных СМИ, получение справки, подтверждающей право на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для полиграфических материалов, получение государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе создание и поддержание в сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение

  1. Производство, строительство и торговля

Получение градостроительных планов земельных участков, согласование переустройств и перепланировки помещений, перевод помещений из жилого в нежилое и обратно.

  1. Другие

Список госуслуг в анкете в 2015 году сокращен по сравнению в предыдущим годом (с 25 пунктов до 21). Никаких других принципиальных изменений в методику внесено не было, сказали D-Russia.ru в Росстате.

Методические проблемы

Как видно, не все услуги, перечисленные в приложении, являются государственными или муниципальными, поскольку их предоставление не регулируется законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Таким образом, респонденты могут ошибочно указать, что использовали механизм получения услуг в электронном виде, при том как в действительности они получили интернет-сервис.

Как стало известно D-Russia.ru, по итогам правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, состоявшейся в июле прошлого года, Росстату совместно с Минкомсвязью России и Минэкономразвития было поручено доработать методику, в том числе уточнив понятие «использование гражданами механизма получения услуг в электронной форме». Однако это не сделано.

Подозрения вызывает сильный разброс в доле пользователей электронных госуслуг (да и просто госуслуг) по регионам. Кроме того, даже в разрезе одного региона показатель может сильно измениться за год.

Доля пользователей электронных госуслуг в зависимости от региона отличается на порядок (от 2,5% в Дагестане и 8,5% в Ингушетии до 65,2% в Татарстане).

Мы составили рейтинг регионов, наиболее сильно изменивших свой показатель за год. Как видно, данные по ряду субъектов РФ изменились в два-три раза.

Топ-15 регионов по росту за год доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)

Регион

2014 год

2015 год

Рост за год

Тамбовская область 10,0 35,2 252%
Республика Ингушетия 2,8 8,5 202%
Ростовская область 17,7 49,6 180%
Тульская область 23,5 55,6 137%
Воронежская область 16,8 39,2 133%
Рязанская область 11,3 22,7 101%
Белгородская область 21,1 40,5 92%
Республика Башкортостан 27,6 52,0 88%
Орловская область 10,7 19,9 86%
Астраханская область 16,9 29,8 76%
Липецкая область 17,3 30,1 74%
Ульяновская область 24,1 41,2 71%
Мурманская область 22,2 37,8 70%
Пензенская область 18,2 29,7 63%
Новгородская область 21,5 34,2 59%

Субъекты РФ, которые значительно продвинулись по полученному показателю, в целом не высказывают сомнений в методике подсчета и объясняют результат эффективной популяризацией электронных госуслуг в регионе. Те же субъекты, которые значительно снизили долю, высказывают сомнения в правильности методики, утверждая, что столь значительные колебания невозможны. «Прокол» находят, в частности, в том, что Росстат опрашивал слишком непропорционально большое количество сельских жителей, не имеющих свободного доступа к Интернету, в то время как в общей численности региона деревенские жители занимают не столь большую часть.

Регионы, где показатель упал наиболее сильно

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)

Регион

2014 год

2015 год

Рост за год

Забайкальский край 30,8 23,1 -25%
Уральский федеральный округ 47,1 35,2 -25%
Псковская область 43,9 32,5 -26%
Хабаровский край 36,9 26,2 -29%
Тюменская область 54,8 37,4 -32%
Республика Мордовия 60,7 40,9 -33%
Тверская область 36,0 24,0 -33%
Камчатский край 42,1 27,9 -34%
Свердловская область 51,2 33,6 -34%
Ханты-Мансийский автономный округ 62,3 27,0 -57%
Чукотский авт.округ 19,7 8,3 -58%
Магаданская область 24,0 6,4 -73%
 Республика Крым 16,0
Крымский федеральный округ* 15,8
 г.Севастополь 15,2

* Данные по Республике Крым и г. Севастополю будут разрабатываться, начиная с отчета за 2015 г.

Полный список регионов с динамикой относительно прошлого года >>>

Тамбовская область, которая в прошлом году имела показатель 10% (была одним из отстающих регионов), теперь – первая по росту. Столь значительные успехи в Тамбовской области были достигнуты «за счёт активной работы с гражданами и бизнесом», сказал начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов.

По округам самый большой рост в Южном и Центральном, у ДФО – спад.

Как прокомментировал для D-Russia.ru руководитель департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Артем Верховцев, на изменение результатов по их региону повлияли реализация плана по популяризации и изменение методики подсчёта. По его словам, департамент активно в прошлом году участвовал в обсуждении изменений в методику и проводил апробацию предложений Минкомсвязи через опрос в МФЦ. «Не в этом году доля большая, а получилась маленькая в прошлом», — поясняет Верховцев.

В министерстве информационных технологий и связи Ростовской области говорят, что на значительное изменение показателя в их регионе повлиял целый ряд факторов, как то: увеличение пунктов активации учетной записи портала госуслуг до 552 вместо трех пунктов в 2014 году, проведение дней госуслуг, мастер-классов для жителей области по работе с порталом госуслуг, в том числе на базе образовательных учреждений Ростова-на-Дону, работа с территориальными органами ФОИВ, направленная на популяризацию государственных услуг в электронной форме, продвижение портала государственных услуг в социальных сетях, размещение информации о портале госуслуг на квитанциях об оплате работ за капитальный ремонт и на счетах к оплате ПАО «Ростелеком» и др. Кроме того, повлияла на увеличение показателя и «интернетизация» региона в ходе выполнения проекта по устранению цифрового неравенства. С августа по декабрь 2015 года на территории Ростовской области построено 1600 км волоконно-оптических линий связи к 152 населенным пунктам, в каждом населенном пункте организованна общественная точка доступа к сети Интернет, сказали в министерстве.

Как прокомментировали для D-Russia.ru в департаменте развития электронного правительства министерства транспорта и связи Свердловской области, для мониторинга показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, они используют автоматизированную систему управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области (АСУ ИОГВ). Для расчета показателя в АСУ ИОГВ используются данные, предоставляемые исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области. Согласно этим данным, в 2015 году доля граждан, получающих электронные госуслуги, составила 63,5% (у Росстата получилось 33,6%).

Снижение показателя, рассчитанного Росстатом по итогам 2014 и 2015 года, в министерстве СО связывают с изменившейся методикой расчета. «В 2014 году согласно приказу Росстата от 08.07.2013 № 273 показатель суммировался из форм 1-ИТ, 1-ЭГУ, 1-МО, т.е. использовались данные не только респондентов, но и органов власти, согласно новому приказу Росстата от 30 декабря 2015 № 676 для расчета доли – используются только результаты опроса населения», — пояснили в министерстве.

Сравнение с ЕСИА

Представляет интерес сравнение доли получающих электронные услуги по Росстату и доли граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА). Есть регионы – например, Татарстан, Чечня и т.п. — где доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, мала, а доля получающих электронные услуги, согласно Росстату, велика.

Выходит, что жители получают услуги через региональные порталы или сайты ведомств, на которых нет обязательности авторизации в ЕСИА (например, запись на прием к врачу, где в качестве идентификатора выступает номер полиса ОМС).

Регионы, у которых данные по Росстату и данные по зарегистрированным в ЕСИА расходятся наиболее значительно

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации)
Регион Росстат ЕСИА Соотношение*
Республика Татарстан (Татарстан) 65,2 12 5,3
Чеченская Республика 40,3 11 3,7
Республика Башкортостан 52,0 15 3,6
Владимирская область 45,6 13 3,4
Ленинградская область 51,0 16 3,3
Новгородская область 34,2 11 3,2
Красноярский край 31,5 11 2,9
Республика Мордовия 40,9 14 2,9
Забайкальский край 23,1 8 2,9
Волгоградская область 33,0 12 2,8
Курганская область 41,1 15 2,7
Кабардино-Балкарская Республика 15,3 6 2,6
Ставропольский край 27,2 11 2,5
Воронежская область 39,2 16 2,5

* Соотношение между долей граждан, получивших электронные услуги в 2015, и доле граждан, зарегистрированных в ЕСИА.

Полный список регионов в сравнении данных Росстата и ЕСИА >>>

О том, что большой вклад в рост показателя использования гражданами электронных услуг вносит, в частности, запись к врачу, говорили представители регионов в начале марта на обсуждении системного проекта по развитию электронного правительства до 2020 года. Как, к примеру, сказал директор департамента информатизации правительства Тюменской области Александр Албычев, 65% электронных услуг региона даёт запись к врачу, и резервов роста тут, как и в ещё трёх-четырех популярных услугах, которые обеспечивают главный вклад в общий показатель, похоже, больше нет. «Хотелось бы, чтобы вы это услышали. Может, не надо на 80% услуги ставить», — сказал Албычев (речь о доле госуслуг, переведённых в электронный вид. – ред.).

В департаменте развития электронного правительства Свердловской области также отмечают, что существует риск при достижении установленного показателя к 2018 году по причине растущей популярности получения государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах по принципу «одного окна». Соответствующий конкурирующий показатель также закреплен в пункте «б» Указа № 601 «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году — не менее 90 процентов».

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. ««Прокол» находят, в частности, в том, что Росстат опрашивал слишком непропорционально большое количество сельских жителей, не имеющих свободного доступа к Интернету, в то время как в общей численности региона деревенские жители занимают не столь большую часть.» — сомневаюсь, что в данной организации не знают как формировать выборку для проведения исследования и то, что количество опрошенных должно отражать реальную структуру населения (долю городских/сельских жителей).
    На мой взгляд необходимо все же учитывать все порталы, сайты, мобильные приложения, с помощью которых граждане получают государственные услуги.
    Также необходимо учитывать и любые сервисы, с помощью которых гражданин взаимодействует с властью, так как это является важным показателем для развития электронного государства — то, что гражданин не пришел лично за получением какой-либо информации, пусть её предоставление и не регулируется законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а получил эту информацию электронно.

  2. По данным, например, из ХМАО, доля опрошенных сельских жителей в семь раз превышала реальное соотношение структуры населения

  3. А какое соотношение в том же ХМАО было в прошлом году?
    Есть первичная информация по всем субъектам (я не имею ввиду сами анкеты)?
    Интересно её проанализировать. Возможно всплывут «проблемные точки».

комментарии закрыты.