До 90% созданных с преступной целью кол-центров, работающих против граждан РФ, приходится на Украину, остальные расположены в странах СНГ, следует из отчёта «Анализ мошеннических звонков с территории Украины. Участники и цифры», опубликованного в четверг банком.
Общий объём средств, похищенных преступниками из мошеннических украинских кол-центров, достигал 75 миллиардов рублей в 2020 году.
В отчёте эксперты Сбера анализируют известные мошеннические SIP-сервисы (Session Initiation Protocol, протокол передачи данных, применяется для IP-телефонии), дают статистику мошеннических звонков, рассматривают сценарии обмана граждан РФ и граждан других государств, а также предлагают комплекс мер по противодействию преступникам.
По оценке Сбера, в 2022 году мошенники сделали 1,5 миллиарда попыток позвонить клиентам банков, чтобы обманом похитить денежные средства. В течение последнего полугодия только в Сбере такие попытки затронули более 65% клиентской базы. В день совершается около пяти миллионов звонков, в том числе с помощью роботов.
См. также: «Лаборатория Касперского» о ситуации с телефонным мошенничеством в первом полугодии >>>
Многолетнее телефонное мошенничество продолжалось вплоть до начала специальной военной операции. В январе 2022 года клиенты Сбера 250 тысяч раз пожаловались в банк на мошенничество, в феврале было зафиксировано 264 тысячи обращений – на 6% больше. После 24 февраля 2022 года зафиксирована полная остановка «мошеннического конвейера».
Однако через месяц начался плавный рост звонков, хотя интенсивность снизилась: если до спецоперации количество жалоб составляло в среднем 11 тысяч в сутки, то с 20 марта 2022 года – две тысячи в сутки.
Эксперты Сбера называют причины этого падения: ликвидация действующих кол-центров на присоединенных территориях (Бердянск, Мелитополь, Херсон и пр.), атаки на энергетическую инфраструктуру основных городов размещения (Днепр, Харьков и пр.), работа, проводимая профильными ФОИВ и операторами связи по наведению порядка в телефонии.
См. также: Глава ФСИН: кол-центры в колониях – «это придуманное» >>>
Как отмечается в бюллетене, для введения граждан в заблуждение злоумышленники используют телефонные номера московского региона, кредитных организаций, органов государственной власти и правоохранительных органов.
Подмена абонентских номеров используется также в целях совершения действий экстремистского и террористического характера, незаконного оборота наркотиков, материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, доведения до самоубийства, вовлечения детей в совершение опасных для их жизни действий и других противоправных деяний.
В настоящее время против России фактически ведется кибервойна. Похищенные деньги используются в целях финансирования националистических группировок, заключает Сбер.
Меры противодействия
Техническим решением проблемы в теории должна стать система верификации вызовов, являющаяся обязательной по требованиям ФЗ «О Связи» к подключению для операторов с января 2023. Однако в настоящее время данная система отсутствует и дать оценку ее эффективности невозможно.
См. также: Утверждены требования к системе «Антифрод» >>>
Напомним, ответственность для операторов связи за пропуск вызова с подменного номера от иностранного оператора введена Федеральным законом от 31.12.2021 года № 480-ФЗ. Сам запрет подмены номера установлен законом, подписанным президентом в июне 2021 года.
В настоящее время более 30 операторов, из-за неправомерных действий которых стало возможно совершение преступлений с подменой телефонного номера, привлечены к административной ответственности. Некоторые из них привлечены неоднократно, отмечается в бюллетене.
См. также: В РФ впервые оштрафован оператор за подмену телефонного номера >>>
В то же время несовершенство законодательства о связи, отсутствие иных рычагов влияния на недобросовестных операторов не позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с IT-преступностью.
Основными проблемами и видимыми способами их решениями являются:
- Простота получения лицензий и получения доступа на рынок услуг связи. Чтобы не допустить в эту сферу недобросовестных игроков, необходимо упростить порядок аннулирования лицензии, предоставив право на обращение в суд в том числе органам прокуратуры, а также возможность внесудебного решения вопроса лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения оператором связи требований законодательства.
- Подавляющее большинство звонков с подменными номерами приходит по VOIP-сетям и переводится операторами в телефонные сети. Однако в настоящее время порядок присоединения VOIP-сетей к телефонным сетям не урегулирован. Запрет на передачу IP-вызова из сети передачи данных в телефонную сеть в законодательстве отсутствует. Необходимо федеральным законом запретить операторам перевод вызова из VOIP-сетей в телефонные сети, либо урегулировать порядок такого присоединения, предусмотрев серьёзную административную ответственность за неисполнение закона.
- В случае совершения преступления правоохранительным органам важно в кратчайший срок установить источник поступления звонка. Для этого от операторов требуется предоставление сведений либо о факте инициирования звонка его абонентом, либо об операторе, от которого им поступил вызов. Однако это сделать не удаётся из-за длительности процедуры установления всей цепочки передачи трафика и определения первого оператора, пропустившего криминальный звонок, а также из-за нежелания операторов связи предоставлять информацию без судебного решения.
Для устранения неопределённости и законодательного закрепления обязанности операторов связи предоставлять такую информацию по запросам уполномоченных органов без судебного решения и в ограниченный срок, необходимо внести соответствующие дополнения в ФЗ «О связи». Одновременно следует предусмотреть административную ответственность за неисполнение данной обязанности.
Также предлагается установить уголовную ответственности работников операторов связи за неоднократное нарушение закона о связи, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан (организаций) либо интересам общества или государства.