Законопроект о доступе к социально значимым сайтам значительно изменён и принят в третьем чтении

1274

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о бесплатном доступе к социально значимым сайтам; после первого чтения документ был существенно изменён и теперь относится не только к проекту «Доступный Интернет», но касается также «устойчивого Рунета», запрета на подмен номер вызывающего абонента, ответственности операторов связи за проверку сведений об абоненте.

Напомним, законопроект был внесён в Думу в декабре 2020. Он разработан согласно поручению президента РФ, данному в январе 2020 года (проект «Доступный Интернет»).

Законопроект содержал поправки в закон «О связи», дополняющие документ нормой, по которой услуги абонентам по предоставлению доступа к «сайтам, включенным в перечень отечественных социально значимых сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», будут оказываться без взимания платы. Ко второму чтению депутаты собирались уточнить критерии включения ресурсов в перечень социально значимых.

Теперь документ устанавливает, что перечень социально значимых информационных ресурсов определяется правительственной комиссией и включает в себя:

  • официальные сайты государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов;
  • порталы государственных и муниципальных услуг;
  • иные интернет-сайты;
  • информационные системы и программы для ЭВМ.

Положения о бесплатном доступе к социально значимым информационным ресурсам переформулированы, дополнены и перенесены в статью 46. Так, например, уточняется, что оператор связи, предоставляющий пользователю доступ к Интернету, обязан предоставлять гражданам бесплатный доступ к сайтам и «информационным системам и программам для электронных вычислительных машин», включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов – «за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи».

Кроме того, поправками ко второму чтению внесён ряд изменений по вопросам:

1. Обеспечения безопасного и устойчивого функционирования Интернета на территории РФ:

  • определены обязанности собственников и иных владельцев трансграничных линий связи;
  • собственниками трансграничных линий связи могут быть только российские юридические лица;
  • технические средства противодействия угрозам устанавливаются на средствах связи, обеспечивающих возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью более чем 10 гигабит в секунду;
  • оператор, оказывающий услуги доступа к Интернету, при присоединении своей сети к сети другого оператора, также оказывающего услуги доступа к Интернету, обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам;
  • лица, имеющие номер автономной системы, дополнительно обязаны предоставлять в Роскомнадзор информацию:
    • о присоединении к своим сетям связи сетей связи операторов связи;
    • о подключении к линиям связи пользовательского (оконечного) оборудования абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

2. Мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц:

  • исключены положения о создании информационной системы мониторинга;
  • в рамках мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонентов – юридических лиц операторы дополнительно обязаны предоставлять в Роскомнадзор информацию:
    • о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;
    • о фактах и видах соединений, совершенных абонентами или пользователями услугами связи абонентов – юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе о фактах передачи и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений; об объеме переданной и (или) полученной информации; о датах и времени их передачи и (или) получения.

3. Запрета подмены номера вызывающего абонента при установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации:

  • установлено требование о передаче в неизменном виде уникального кода идентификации при установлении соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации;
  • переформулированы условия, при которых оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика на свою сеть связи;
  • добавлены положения о создании радиочастотной службой системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования;
  • система взаимодействует с ЕСИА, базой данных перенесенных абонентских номеров, с системами операторов связи, иными определенными правительством РФ системами;
  • требования к системе, правила функционирования и взаимодействия указанной системы с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, будут определены правительством РФ;
  • операторы связи обязаны:
    • подключиться к указанной системе;
    • направлять в систему и получать из системы сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые будут установлены правительством РФ.
Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: