Минкомсвязь разместила на портале госзакупок открытый конкурс на оказание услуг по информированию пользователей о доступных услугах на Едином портале (ЕПГУ), повышению доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, осведомленности об этом граждан и их удовлетворенности; стоимость контракта — 49,1 миллиона рублей.
Срок оказания услуг — с даты заключения государственного контракта до 25 ноября 2016 года. Заявки будут рассмотрены 8 сентября.
Согласно техзаданию, в комплекс услуг, требуемых от исполнителя, входят следующие работы:
- разработка модели кобрендинга ЕПГУ и МФЦ;
- проведение исследования, направленного на изучение поведения целевой аудитории в части получения электронных государственных и муниципальных услуг, а также изучение поведения целевой аудитории в отношении использования ЕПГУ;
- проведение исследований, направленных на установление уровня удобства ЕПГУ;
- разработка и актуализация промо-страниц;
- подготовка содержания и осуществление рассылок электронных писем;
- подготовка текстов новостей и иллюстраций к ним;
- разработка баннеров для ЕПГУ и мобильного приложения;
- разработка новых или актуализация существующих анимированных баннеров для размещения в Интернете;
- разработка новых или актуализация существующих макетов для печатной продукции;
- разработка контентного наполнения статей;
- информационная адаптация контентного наполнения страниц комплексного предложения госуслуг в электронной форме;
- продвижение в социальных сетях;
- перевод контента на иностранные языки;
- подготовка ответов на вопросы в раздел “Помощь и поддержка”;
- разработка медиаплана проведения рекламной кампании на интернет-площадках, в рекламных сетях, поисковых системах и социальных сетях;
- размещение баннерной и видеорекламы;
- размещение рекламы в поисковых системах, рекламных и социальных сетях;
- веб-аналитика и оценка эффективности работы ЕПГУ и мобильного приложения;
- итоговый аналитический отчет.
Кобрендинг
Исполнитель должен разработать модели кобрендинга ЕПГУ и порталов (официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, используемых при предоставлении государственных услуг в электронной форме), а также ЕПГУ и МФЦ. Последняя должна быть реализована на основе обязательных к применению в системе МФЦ принципов единого фирменного стиля «Мои Документы», а также руководства по использованию бренда ЕПГУ.
В итоге, бренд-бук МФЦ и руководство по бренду ЕПГУ должны быть доработаны – несмотря на то, что ЕПГУ обновил пользовательский интерфейс всего месяц назад.
Напомним, единый бренд для системы МФЦ был представлен Минэкономразвития в мае 2014 года. Бренд-бук для МФЦ разрабатывался для приведения многочисленных и разнородных по качеству способов оформления центров предоставления государственных услуг к единому, узнаваемому стилю — «Мои Документы».
Стоимость создания стиля оформления МФЦ составила, по данным сайта «ГосЗатраты», 10,9 миллиона рублей.
Презентацию единого бренда «Мои Документы» см. здесь >>

Как писал D-Russia.ru, в октябре 2015 новый бренд получил и портал госуслуг. В документе описывались общие принципы бренда, его «мифология и образ», приводились официальные слоганы, правила оформления носителей бренда (визитная карточка, фирменный конверт и пр.), стандарты наружной рекламы, принципы цветового решения, стилистика фотоизображений, типографика и др. Графические решения, разработанные в рамках этой работы, очень похожи на прототипы дизайна Единого портала государственных услуг, представленного Минкомсвязью в апреле 2014 года, и никак не соотносятся с бренд-буком «Мои Документы».

В дополнение к бренд-буку ЕПГУ были подготовлены рекомендации для федеральных и региональных органов исполнительной власти, многофункциональных центров и т.д.
В них рекомендуется размещать логотип госуслуг на всех региональных и федеральных сайтах. Если федеральный орган исполнительной власти предоставляет государственные услуги в электронной форме и иные информационные сервисы, то на его сайте рекомендуется размещать виджеты государственных услуг, предоставляемых в электронной форме на ЕПГУ, и инфографику по государственным услугам, со ссылкой на ЕПГУ. Также рассказывается об оформлении мест приема граждан, общественных приемных и пр.
Работы по разработке бренда выполнялись по контракту, заключенномуМинкомсвязью с ООО «Диджитал Парк Кэпитал Групп». В контракте, кроме того, предусмотрены рассылки SMS, подготовка статей, рекомендаций по их написанию, размещение видеороликов в Интернете, осуществление поисковой оптимизации и т.п. Общая стоимость контракта — 30,201 миллиона рублей. Согласно смете, приложенной победителем к заявке на конкурс, стоимость разработки бренда составляет 5,89 миллиона рублей.

«Повышение осведомленности»
Теперь, согласно ТЗ нового конкурса, исполнитель должен исследовать поведение целевой аудитории — насколько люди знакомы с ЕПГУ и региональными порталами госуслуг; почему они используют (или не используют) онлайн-ресурсы, каких сервисов пользователям не хватает, и т.д.
Также исполнитель должен провести четыре исследования «уровня удобства» ЕПГУ. В каждом из исследований следует экспериментально, на трёх платформах (настольный компьютер, планшет и мобильный телефон) проверить «успешность» не менее 10 и не более 15 пользовательских задач.
На каждой из платформ в исследовании должно принять участие от пяти до восьми человек (именно 5-8, это не ошибка) «в соответствии с согласованным с заказчиком профилем целевой аудитории» — как текущих пользователей ЕПГУ, так и тех, кто не использовал ЕПГУ ранее. По итогам проведенных исследований необходимо определить существующие на ЕПГУ проблемы уровня удобства его использования, причины их возникновения и предложить варианты их решения.
Для информирования пользователей о доступных на ЕПГУ услугах нужно разработать (и актуализировать) десять промо-страниц, «разработать контентное наполнение» 50 электронных писем — и «осуществить рассылки». Общий объем рассылок должен быть не менее 30 миллионов и не более 70 миллионов электронных писем. По каждой рассылке должна быть собрана статистика, кою надлежит анализировать на предмет эффективности ЕПГУ.
От исполнителя также требуется создание 20 новостных материалов, 20 статичных и 10 анимированных баннеров — для размещения их на ЕПГУ и/или мобильном приложении, а также на региональных порталах госуслуг, порталах органов исполнительной власти, МФЦ и в иных каналах. Для печатной продукции исполнитель должен разработать 10 макетов. Также для информирования граждан о преимуществах получения услуг в электронной форме должно быть написано пять статей с иллюстрациями, по пять тысяч знаков каждая.
Ещё исполнитель должен «осуществлять размещение информации» в аккаунтах заказчика в социальных сетях vk.com, twitter.com, facebook.com и livejournal.com, включая анонсы, новости, обучающие, информационные и иные материалы – не менее двух публикаций в неделю в каждой социальной сети. Средний охват публикаций должен составить не менее 10 тысяч уникальных пользователей. При этом необходимо отчитываться о приросте и расширении географии пользовательской базы, анализировать сообщества порталов, вести статистику упоминаний бренда ЕПГУ в соцсетях и предоставлять рекомендации по увеличению охвата аудитории и общению с пользователями.
На иностранные языки (английский, немецкий и французский) должны быть переведены страницы, посвященные получению услуг и помощи для иностранных граждан: по три страницы на каждый иностранный язык.
Также исполнитель должен разработать медиаплан проведения рекламной кампании на интернет-площадках, в рекламных сетях, поисковых системах и социальных сетях, размещать в Интернете видеорекламу и баннеры (не менее 110 миллионов показов баннеров и не менее пяти миллионов просмотров видео), размещать рекламу в поисковых системах, рекламных и соцсетях. Результатом проведенной рекламной кампании должно стать осуществление не менее 750 тысяч переходов на ЕПГУ.
Итоговый аналитический отчёт должен содержать полный обзор осуществлённых активностей и мероприятий, направленных на популяризацию механизма получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, анализ их эффективности, описание преимуществ и недостатков выбранного подхода и набора активностей и используемых каналов, а также рекомендации по их дальнейшему использованию.
Плохо забытое старое
Напомним, что однажды, а именно в октябре 2015 года, Минкомсвязьуже опубликовала рекомендации по популяризации электронных госуслуг.
Затем в июне 2016 года Минкомсвязь представила первый рейтинг субъектов РФ, сформированный по результатам мониторинга мероприятий по информированию граждан о преимуществах электронных госуслуг. Оценка складывалась из активности продвижения госуслуг в офлайн-каналах и в Интернете, а также из эффективности общения с гражданами вживую.
Мониторинг использования регионами методических рекомендаций выявил и самые частые ошибки. В их числе некорректное использование руководства по использованию атрибутики (бренд-бука), искажение визуальной подачи, нерегулярность информирования граждан и несоответствие вида промо-материалов дизайну и организации региональных порталов.
Как писал D-Russia.ru, в мае 2016 года Минкомсвязь представила перечень из 11 предложений по повышению качества оказания госуслуг в электронном виде и об исключении дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде. Документ подготовлен во исполнение поручений президента РФ, посвященных развитию Интернета в России.
Среди предложений была «типизация региональных и муниципальных услуг (в части интерфейсов, контекста) и реализация их во всех регионах и муниципалитетах по единому стандарту с использованием ЕПГУ; интеграция госуслуг, получаемых через портал госуслуг, с МФЦ».
Заметим, что это же предусматривают поручения президента, опубликованные в начале августа – в частности, отказ дублирования форм ввода данных на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах – т.е. централизацию электронных госуслуг на ЕПГУ.