Итоги работы Министерства цифрового развития и связи Тульской области в 2024 году

Об авторе: Виталий Прокудин, министр цифрового развития и связи Тульской области

Итоги прошедшего года подтвердили правильность выбранных министерством приоритетов в сфере цифровизации и развития инфраструктуры связи. Регион стабильно занимает лидирующие позиции рейтинга региональных руководителей цифровой трансформации, отражающего влияние достижений цифровизации на качество жизни наших граждан. По итогам 2024 года Тульская область поднялась в рейтинге на две ступени, заняв третье место.

Граждане могут прочувствовать и оценить эти достижения в первую очередь через доступность и качество получаемых от органов власти услуг. Для туляков все массовые социально значимые услуги доступны на Едином портале госуслуг в круглосуточном режиме. Через ЕПГУ представляется 110 государственных и муниципальных услуг Тульской области. При этом не утрачивает своей популярности и региональный портал «Госуслуги71», который сегодня предлагает тулякам 341 услугу.

В 2024 году на «Госуслуги71» выведено 18 новых услуг, среди которых 10 мер поддержки участников специальной военной операции и их семей. Через региональный портал в 2024 году жители области обращались за услугами более 400 тысяч раз.

Возможностью получения услуг в электронном формате пользуются 89,8% жителей Тульской области, принявших участие в ежегодном опросе Росстата.

Жители Тулы и области могут получать услуги в электронном формате в режиме 24/7 благодаря широкополосному доступу к Интернету и качественной мобильной связи.

По итогам 2024 года к Интернету подключены 93,2% домохозяйств региона — это второе место среди регионов Центрального федерального округа по уровню доступности сети Интернет. За последние пять лет около 80 тысяч жителей области начали пользоваться высокоскоростным Интернетом, включая удалённые от регионального центра сельские территории.

За период активной реализации федеральной программы «Устранение цифрового неравенства 2.0» в Тульской области установлено 40 базовых станций — более 10,5 тысяч жителей удаленных населенных пунктов, которые ранее находились в зоне слабого сигнала, обеспечены качественной мобильной связью и широкополосным доступом к Интернету.

Только в прошедшем году в рамках региональной программы субсидирования операторов связи построены волоконно-оптические линии связи в 70 сельских населённых пунктах в 20 муниципальных образованиях, что позволило дополнительно обеспечить современными услугами связи более 18 тысяч жителей Тульской области. Всего за время действия программы проводным интернетом обеспечены жители 264 населённых пунктов, в которых проживает более 75 тысяч человек.

Важный помощник туляков при получении услуг в электронном формате — мобильное приложение «Арсенал услуг», признанное лучшим проектом по улучшению качества жизни населения и повышению доступности социальных услуг на форуме «ПРОФ-IT.2024» в «Сколково» в октябре 2024 года. Более 220 тысяч человек активно используют это приложение. С начала года число пользователей увеличилось более, чем в 2 раза. Наиболее популярными стали сервисы «Доктор71», «Реши проблему», «Дневник71», «Мои документы», «Результаты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ».

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг значительно расширили спектр услуг и зоны комфорта для граждан. К концу 2024 года 83% услуг органов власти переведены в МФЦ. Цифровые консультанты помогают людям в получении услуг посредством Интернет-порталов. Дополнительно семь объектов МФЦ переведены в формат выездного/мобильного обслуживания посредством специально оснащенного автомобиля либо выездного (мобильного) обслуживания в помещениях администраций муниципальных образований. Сейчас в таком формате функционирует 21 офис «Мои документы». По итогам 2024 года на территории Тульской области действует 32 отделения МФЦ и 80 территориально обособленных структурных подразделений, включая офисы мобильного обслуживания. Гражданам оказано более 2,21 млн услуг при среднем времени ожидания — 1 минута 27 секунд. Показатель по уровню удовлетворенности приблизился к максимальному и составил 99,94%.

В сентябре 2024 года состоялось открытие специализированного объекта — центра помощи участникам специальной военной операции, а также членам их семей — «Герой 71».

Тульская область вошла в число лидеров российских регионов по внедрению стандартов клиентоцентричности. По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации индекс внедрения клиентоцентричности в регионе составил 79,7% при плановом показателе 40%. Благодаря комплексному подходу к внедрению стандартов клиентоцентричности запущено 5 сервисов «жизненные ситуации» в сферах здравоохранения, образования, туризма, инвестиций и инноваций.
Цели цифровой трансформации государственного управления, поставленные на 2024 год, достигнуты.

Гражданам обеспечен доступ к государственным и муниципальным услугам, платформам и суперсервисам посредством цифрового доступа.

Создана единая система электронного документооборота, к которой подключены все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также подведомстенные государственные и муниципальные учреждения, что повысило уровень защиты данных и упростило взаимодействие между ведомствами.

В 2024 году Тульская область осуществила интеграцию региональной информационной системы Правительства Тульской области с федеральной государственной информационной системой «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» (НСПД). На данный момент все пространственные данные, определенные к передаче в соответствии с соглашением, успешно переданы в НСПД.

Тульская область стала первым субъектом, где был создан Ситуационный центр Губернатора как ключевой инструмент оперативного управления на основе данных. Сердце Ситуационного центра – базовый программный комплекс сбора, хранения и управления данными РИС «СЦГ ТО», предназначенный для обеспечения консолидации разрозненной информации. В 2024 году Ситуационным центром Губернатора Тульской области внедрены в работу модули геоаналитической цифровой платформы «Управление в пространстве»: «Мониторинг готовности и использования укрытий» и «Дети (комплексная безопасность)». Реализованные инструменты позволяют оказывать эффективную поддержку принятия управленческих решений Правительству региона.

Согласно рейтингу Минцифры России в 2024 году Тульская область в пятерке лучших регионов по внедрению Платформы обратной связи. Экспертами оценивалось 23 показателя, в числе которых активность введения ПОС, скорость и качество обработки обращений граждан, уровень удовлетворенности ответами и количество проведенных голосований и слушаний.

Определив здоровье граждан одним из основных приоритетов, наш регион стал передовым по внедрению цифровых технологий в системе здравоохранения, новых стандартов качества медицинской помощи, способствуя таким образом повышению эффективности работы врачей и поддержке их профессиональных решений. Искусственный интеллект помогает выявлять людей с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний и формирует рекомендации по диагностике и лечению. В 2024 году система поддержки врачебных решений внедрена в 42 медучреждения региона. Благодаря цифровым технологиям в 2024 году у туляков выявлено 16 тысяч патологий.

В 2024 году Тульская область стала лауреатом национальной премии в области искусственного интеллекта за активное использование возможностей ИИ — от обработки обращений до анализа компьютерных снимков.

Отмечена новыми достижениями в области цифровизации сфера образования.

Тульская область достигла 100-процентного показателя по обеспечению учащихся и педагогов доступом к цифровым образовательным сервисам. В 17 школах региона были созданы специализированные классы для изучения беспилотных авиационных систем, а также открыты 31 центр «Точка роста», IT-куб и три «Кванториума».

Всё больше внимания уделяется подготовке специалистов для IT-инфраструктуры. Более 4 200 школьников Тульской области прошли курсы по проекту «Код будущего» в 2024 году. Подростки изучали языки программирования и разрабатывали собственные IT-проекты. Выпускники получили сертификаты, которые могут добавить до десяти дополнительных баллов при поступлении в вузы-партнеры.

В рамках государственной поддержки IT-компаний в регионе введены меры, направленные на стимулирование развития IT-отрасли, улучшение инвестиционного климата и увеличения инвестиционной привлекательности. Снижен налог на доходы IT-компаний до 1%. Местные компании поддерживаются грантами на разработку отечественных IT-решений.

В целях улучшения жилищных условий IT-специалистов в 2024 году 57 работников аккредитованных IT-компаний Тульской области получили финансирование по льготным ипотечным кредитным договорам на общую сумму свыше 4,8 млн. рублей. С учетом высокой востребованности такой поддержки планируется продолжить финансирование льготных ипотечных договоров IT-специалистам Тульской области в 2025 году.

Правительство Тульской области уделяет особое внимание профессиональному развитию сотрудников региональных министерств и ведомств, органов местного самоуправления. Для профессионального развития сотрудников создан Корпоративный университет, являющийся подсистемой региональной информационной системы Правительства Тульской области. Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивается — учреждением, подведомственным министерству цифрового развития и связи Тульской области.

Информационная безопасность и импортонезависимость находится в зоне постоянного пристального внимания Правительства региона.

В Тульской области создана эффективная система противодействия IT-преступлениям. В регионе на постоянной основе ведется работа по повышению грамотности туляков в сфере противодействия мошенничеству, в том числе киберпреступлениям; просветительская работа в сети Интернет, связанная с распространением информации о способах противодействия уловок злоумышленников.

В рамках реализации регионального проекта «Информационная безопасность» осуществляется повышение уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти Тульской области.

Для защиты региональных информационных систем применяются 100% отечественные средства защиты информации. В органах власти доля использования отечественной операционной системы составила 95%. За 2024 год не допущено простоя ни одного из региональных ресурсов в результате компьютерных атак, отсутствуют утечки защищаемой информации. Созданная система защиты информации позволила не допустить инцидентов, связанных с проведением компьютерных атак на региональные информационные системы.

Регион на втором месте в ЦФО в рейтинге информационной безопасности. По итогам проверки, проводимой сотрудниками ФСТЭК в 2024 году не было выявлено ни одного замечания.

Подводя итоги работы министерства за прошедший год, стоит отметить, что добиться высоких результатов стало возможным только благодаря слаженной работе команды профессионалов в Правительстве Тульской области, активному участию граждан в реализуемых министерством проектах.

В рамках реализации нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в 2025 году основными приоритетами определены: информационная безовасность региона;предоставление госуслуг в проактивном режиме; повышение доступности услуг связи и Интернета в малочисленных населённых пунктах; поддержка отечественных IT-решений.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

пять × 2 =