Счетная палата предупредила о риске недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги

Счетная палата подготовила заключение на проект федерального бюджета – 2016, в котором, помимо прочего, речь идет о целевых показателях госпрограммы «Информационное общество» и о закупке госорганами товаров (работ, услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В частности, в отчете указывается на возможность недостижения показателя в 70% по доле граждан, использующих электронные госуслуги, на несогласованные с Минкомсвязью России проекты планов информатизации на 2016 год рядом ведомств и на объемы закупок, не соответствующие проектам планов информатизации.

Госпрограмма «Информационное общество»

Счетная палата предупреждает, что существует риск недостижения значения показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (до 70% к 2018 году), установленного в указе президента № 601. Выполнение данного показателя в 2014 году составило лишь 35,3% (30,8% в 2013 году), плановое значение показателя в 2016 году — 50%, сказано в отчете.

В документе также говорится, что в показателях госпрограммы «Информационное общество (2011-2020 годы)» не нашли отражение ряд положений стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной президентом (от 7 февраля 2008 г. № Пр-212), а также указов № 596 и № 597, направленных на развитие отрасли ИКТ и повышение ее конкурентоспособности. Так, значение целевого показателя проекта госпрограммы «Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» составляет 290,2 тысячи единиц в 2015 году и в 2016 году, что не соответствует целям указа № 596 по созданию и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

Аудиторы также предупреждают о низком уровне финансирования мероприятий госпрограммы за счет средств организаций в рамках исполнения ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы», объем которых составил 15,6% предусмотренного объема. Данные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения Госпрограммы при ее формировании, сказано в отчете.

В 2014 году из шести основных показателей (индикаторов) госпрограммы плановые значения были выполнены только по двум, по трем из шести показателей отсутствовали фактические данные на дату направления уточненной отчетности в Минэкономразвития России (29 мая 2015 года).

Из 39 плановых показателей в целом по госпрограмме значения не достигнуты по 24, или 61,5%. Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 30,8% (превышает 10%), указанная Госпрограмма, по оценке Счетной палаты, не подлежит оценке эффективности.

Также в отчете сказано, что по пяти показателям фактическое выполнение в 2014 году соответствует или выше планируемых значений в 2016 году, в том числе по показателям:

  • «Сроки пересылки письменной корреспонденции федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в пределах населенного пункта Российской Федерации»;
  • «Сроки пересылки письменной корреспонденции федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» между любыми населенными пунктами Российской Федерации»;
  • «Доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, в общем количестве фондовых материалов»;
  • «Доля нарушений, выразившихся в невыполнении предписаний, от общего количества нарушений, выявленных в ходе внеплановых проверок»;
  • «Доля паспортов нового поколения в общем количестве выданных паспортов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

По шести показателям наблюдается низкий уровень исполнения в 2014 году при высоких планируемых значениях в 2016 году, в том числе по показателям:

  • «Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем количестве домашних хозяйств»;
  • «Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств»;
  • «Сроки пересылки письменной корреспонденции федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» между городами Российской Федерации»;
  • «Доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания»;
  • «Количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 95% населения субъекта Российской Федерации)»;
  • «Доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевизионным вещанием в местах постоянного проживания».

В отчете указано, что плановые значения показателей «Место Российской Федерации в международном индексе развития» и «Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь» скорректированы в сторону снижения по сравнению с действующей редакцией Госпрограммы.

К проекту паспорта Госпрограммы в 2015 году предусмотрено 56 показателей, в 2016 году – 57. Бюджетные ассигнования на 2016 год, согласно законопроекту, увеличиваются на 847,2 миллиона рублей (0,7 %).

Учитывая уровень исполнения госпрограммы в 2014 году, динамику расходов и показателей госпрограммы на 2015–2016 годы, по экспертной оценке Счетной палаты существуют риски недостижения пятой части (19,3%) показателей Госпрограммы в 2016 году.

О закупках

В отчете говорится, что Счетной палатой выявлены нарушения федеральными государственными органами при планировании бюджетных ассигнований на закупку товаров (работ, услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий требований, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. №365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».

Установлено, что бюджетные ассигнования сформированы:

  • на основании несогласованных с Минкомсвязью России проектов планов информатизации на 2016 год (Минюст России, Росимущество, Росреестр);
  • в отсутствии проектов планов информатизации на 2016 год (Росжелдор, Росморречфлот, Росфиннадзор);
  • в объемах, не соответствующих проектам планов информатизации;
  • на реализацию мероприятий, не предусмотренных планами информатизации.

Так, законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования Росаккредитации на мероприятия по информатизации в сумме 41,87 миллиона рублей, что на 3,88 миллиона рублей, или на 9,3 %, больше объема, указанного в плане информатизации Росаккредитации на 2016 год. Минэкономразвития России в законопроекте на реализацию мероприятий по информатизации предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 33,6 миллиона рублей, которые не включены в проект плана информатизации на 2016 год и не согласованы с Минкомсвязью, указывается в отчете.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: