Еврокомиссия (ЕК) представила в пятницу инициативы, призванные повысить безопасность подводных волоконно-оптических линий связи (ПВОЛС), предотвращать и отвечать на повреждение инфраструктуры ЕС.
Как отмечается в сообщении ЕК, в последние дни и месяцы инциденты с подводными кабелями создали угрозу серьёзных перебоев в выполнении жизненно важных функции и предоставления услуг, способных повлиять на повседневную жизнь граждан Евросоюза.
Инициатива Еврокомиссии призвана поддержать все страны-члены ЕС, включая государства балтийского региона.
Основные меры предлагается сосредоточить на:
- предотвращении (усилить требования по безопасности и оценке риска в отношении подводных кабелей, одновременно отдавая приоритет финансированию внедрения новых «умных» (что под этим подразумевается, в тексте не указано – ред.) кабелей;
- обнаружении (усилить возможности по отслеживанию угроз в морях, чтобы создавать полную картину ситуации, получать оповещения [об угрозах] раньше и предпринимать ответные меры более эффективно);
- ответных мерах и восстановлении (повысить эффективность реагирования для незамедлительных действий при инцидентах, связанных с повреждением подводных кабелей, а также для наращивания возможностей ремонта для своевременного восстановления пострадавшей инфраструктуры);
- сдерживании (вводить санкции и принимать меры дипломатического характера против враждебных субъектов и «теневого флота»).
Процедура доказательства вины России в этом перечне не предусмотрена: это лишнее. Рискнём утверждать, что под «теневым флотом» Еврокомиссия понимает суда, выходящие или следующие в порты России под флагами других государств.
Как подчёркивается в сообщении, меры должны дополнить уже предпринимаемые НАТО шаги (в частности, на Балтике – ред.) и «региональные программы».
Так, власти Швеции объявляли в конце января о задержании сухогруза Vezhen под флагом Мальты, вышедшего из российского порта Усть-Луга. Судно подозревали в повреждении ПВОЛС между Латвией и шведским островом Готланд. 21 февраля власти Швеции сообщили об очередном инциденте с кабелем C-Lion1 между Финляндией и Германией.
ЕС продолжает пугать своих граждан «теневым флотом», хотя в январе газета The Washington Post со ссылкой на предварительные данные расследования инцидентов от представителей западных разведслужб написала, что повреждения европейских подводных кабелей, лежащих на дне Балтийского моря, скорее всего, результат происшествий, а не акты саботажа со стороны России.
В сообщении AP в очередной раз указывалась возможная принадлежность задержанного судна к «российскому теневому флоту». Вброшенные в СМИ обвинения России в саботаже НАТО использовало в полной мере. Организация объявила 14 января о начале новой военной операции по усилению защиты критически важной инфраструктуры региона – Baltic Sentry.
Как пишет РИА Новости со ссылкой на заместителя секретаря Совета безопасности РФ Григория Молчанова, НАТО разрабатывает доктринальные документы для проведения военных операций на морском дне. Угрозы со стороны НАТО против портовой инфраструктуры России усилились. Альянс рассматривает боевые действия на морском дне в качестве новой среды противоборства наряду с сушей, воздухом, морем, космосом и киберпространством.