Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выложило на regulation.gov.ru для общественного обсуждения проект постановления правительства РФ «Об утверждении требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)» и пояснительную записку к нему.
Как поясняет министерство, необходимость постановления вызвана сложностями перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Но при ближайшем рассмотрении быстро выясняется, что цель постановления – не обеспечить граждан страны современными государственными сервисами, а замаскировать неисполнение принятого пять лет назад плана создания электронного правительства. По замыслу авторов документа, раньше, чем в 2016 году, даже 35 «оптимизированных» государственных услуг в электронном виде ждать не приходится.
Как взять деньги, не оказав услуги
Проект постановления в сочетании с принятой в декабре «Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» означает, что создание электронного правительства – т.е. оказания в электронном виде муниципальных, региональных и государственных услуг гражданам – начинается заново.
Это все уже было: составление перечня услуг, подлежащих переводу в электронный вид, со сроками такового отдельно для федерального центра, отдельно для регионов, оптимизация процессов оказания услуг, именовавшаяся «административной реформой», и т.п.
Сравните – вот утвержденный в 2009 году «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов российской федерации и муниципальными учреждениями, и организациями». А вот «План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» — если бы Минкомсвязь смогла его исполнить, граждане страны уже имели бы 74 электронных федеральных госуслуги (многие из них уже работают на ЕПГУ – но после принятия постановления с новыми сроками исполнения новых этапов создания системы они могут остаться бесхозными, поскольку у чиновников, отвечающих за них, будут новые этапы новых работ и новые сроки их исполнения).
Теперь, по замыслу Минкомсвязи, предстоит все переделать, потому что «в ходе реализации проекта был выявлен ряд сложностей, препятствующих успешному переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Значит, наши соотечественники еще пару лет побегают с бумажками, а тем временем из их кармана еще раз возьмут деньги на повторное создание e-government. Только перевод региональных и муниципальных услуг в электронный вид (разработка регламентов, форм электронных документов и т.п.) и только на едином портале, по грубой оценке, обошелся региональным и муниципальным бюджетам в полтора миллиарда рублей. С учетом сопутствующих работ и расходов эту сумму можно смело умножить на три.
35 услуг для внутреннего употребления, 100 тысяч – на экспорт
В прошлом месяце на расширенной коллегии Минкомсвязи министр Николай Никифоров в очередной раз подтвердил приверженность идее образцово-показательной реализации 35 «приоритетных» госуслуг (15 федеральных, 20 региональных и муниципальных), на которые, по его словам, приходится 80% спроса граждан.
Ранее, осенью прошлого года, в Вашингтоне, выступая на «Дне ИКТ России» заместитель министра Алексей Козырев утверждал, что на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) представлены целых 100 тысяч «publiс services».
В действительности декабре 2013 года на ЕПГУ были доступны формы для подачи заявлений на 7029 муниципальных и 3166 региональных услуг, и 246 федеральных. Судя по всему, им придется туго – за пределами 35 приоритетных услуг, определенных проектом постановления правительства, может не найтись ни ресурсов на поддержание уже разработанных сервисов, ни стимула для чиновников эти сервисы поддерживать.
Единственным документом, предписывающим федеральным и региональным органам, а также муниципалитетам оказание уже разработанных к настоящему времени электронных государственных сервисов для населения, останется Стратегия развития информационного общества, утвержденная в 2008 году президентом Владимиром Путиным.
Информационное общество подождет
Стратегия развития информационного общества предусматривает к 2015 году «доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации — 100%». Проект постановления отодвигает этот срок: «государственные и муниципальные услуги, включенные в установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р примерный перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти или государственными внебюджетными фондами, – должны оказываться в соответствии с настоящими требованиями с 1 января 2016 года; государственные и муниципальные услуги, включенные в установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р примерный перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), – должны оказываться в соответствии с настоящими требованиями с 1 июля 2016 года».
Напомним, что предыдущий, принятый в 2009 году и оставшийся неисполненным планпредусматривал переход к оказанию электронных госуслуг федерального уровня в пять этапов, последний из которых должен был завершиться до 1 января 2014 года.
Не только в сроках дело. С появлением новых этапов взамен прежних, как это хочет сделать Минкомсвязи, должна быть перестроена вся логика оказания уже оказываемых в электронный вид услугам. Предыдущая работа пойдет насмарку, т.к. вместо прежнего перечня этапов оказания госуслуг предлагается новый:
• предоставление органом или организацией информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
• запись заявителя на прием в орган или организацию;
• обеспечение органом или организацией возможности для подготовки заявителем запросов, необходимых для предоставления услуги;
• прием и регистрация органом или организацией от заявителя документов, необходимых для предоставления услуги;
• обеспечение органом или организацией возможности для заявителя оплатить государственную пошлину за предоставление услуги, плату за предоставление услуги, плату за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, и иные платежи;
• взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
• направление органом или организацией результата предоставления услуги заявителю;
• направление органом или организацией заявителю сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении услуги;
• обеспечение органом или организацией возможности для заявителя оценить качество предоставления услуги;
• обеспечение органом или организацией обжалования решений, действий или бездействия государственных или муниципальных служащих при предоставлении услуги.
По сути это означает проектирование всей системы оказания электронных госуслуг заново. Как и пять лет назад, ФОИВ придется «утвердить и направить в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации планы перехода на предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг», а регионам – «определить уполномоченный орган по подготовке и утверждению единого плана субъекта Российской Федерации по переходу на предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг».
Это – повторная работа. Ранее она была сделана практически во всех субъектах РФ, не говоря уж о федеральных органах власти.
Минкомсвязи мотивирует необходимость заново создавать электронное правительство, в частности, тем, что «техническая возможность подать заявление и получить уведомление об этом через Единый портал (начальная фаза III этапа) реализована для 9,7% услуг, предоставляемых на федеральном уровне (61 из 627), и 10,7 процента услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях (оценка по выборке из 4150 услуг), тогда как к настоящему времени переход на III этап должен быть реализован для всех услуг», а также «физической невозможностью» перевести все госуслуги в электронный вид. И делает это задним числом – после, а не до срыва предыдущего «невыполнимого физически» плана.
На едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов идет обсуждение проекта постановления. Мнения специалистов могут повлиять на судьбу документа.
К великому сожалению, Павел Евгеньевич, ты прав во многом. Особенно в том что касается текущего содержания уже переведенных услуг пусть в псевдоэлектронный вид. И я разделяю твои опасения насчет выделения финансирования на региональном уровне на реализацию хоть старых требований, хоть новых.
Всем понятно и вывод в МКС сделан правильный — цитата: «В ходе реализации проекта был выявлен ряд сложностей, препятствующих успешному переходу на предоставление госуслуг в электронной форме, считают в Минкомсвязи. Среди таких сложностей, по мнению министерства, «особенно выделяется фактическая и юридическая невозможность для ряда услуг реализовать все пять этапов, предусмотренных для перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Подробнее: http://gov.cnews.ru/top/2014/06/04/minkomsvyazi_perehod_na_elektronnye_gosuslugi_dalek_ot_zaversheniya_nuzhny_edinye_trebovaniya_574680
Но вместо того, чтобы в корне решить проблему с оказанием услуг в электронном виде — опять принимаются какие-то полумеры.
Несколько замечаний и вопросов по тексту требований:
«запись заявителя на прием в орган или организацию;»
Да безусловно есть такие услуги, как запись на прием к врачу. Но наличие такого пункта в требованиях будет истолковано чиновниками, как запись для оказания услуги приличном посещении, т.е. электронная очередь. Вместо того, чтобы как можно жестче ограничить такие посещения и стремиться к оказанию максимального количества услуг вообще без посещения учреждения/организации. Кстати почему бы не ввести такой целевой показатель при оказании услуг.
Втрое.
«• обеспечение органом или организацией возможности для подготовки заявителем запросов, необходимых для предоставления услуги;
• прием и регистрация органом или организацией от заявителя документов, необходимых для предоставления услуги;»
Я как чиновник читаю — «Ура! Наконец-то одумались, и все остается по прежнему, без этой нудной канители с электронизацией». А все из-за того что нечаянно (не хотелось бы думать что умышленно) опушены в этих двух пунктах слова в электронном виде. В прочем это касается и всех пунктов ниже с направлением уведомлений и оценки качества услуги. Но конечно если почитать ниже, то многое становится ясным.
Ну и совсем сомнительные на мой взгляд пункты данного доумента с точки зрения практической реализации.
«9.3) Органом или организацией обеспечивается эквивалентность и одинаковая юридическая значимость результатов предоставления услуг в электронной форме и на бумажном носителе, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.»
Сами же в основной проблеме указали на «юридическую невозможность…», а тут перекладываем ответственность за «юридическую значимость» на орган или организацию, которая этого сделать просто НЕ МОЖЕТ в силу действующих нормативно-правовых актов». Слышал неоднократно от людей — им выдают результат услуги в электронном виде для предъявления в другую организацию, а оттуда посылают обратно за бумагой.
«9.5) Результат услуги, полученный в электронной форме, может быть сохранен в «личном кабинете» заявителя на Едином портале. Сохранение документа в «личном кабинете» на Едином портале предполагает возможность для заявителя в любое время после сохранения результата в «личном кабинете» получить к нему доступ с локального компьютера и сохранить его на локальном компьютере, а также использовать для направления в иные органы и организации в электронной форме.»
А это вообще интересно. Сколько мы так наплодим оригиналов электронных документов и все с юридической силой?
Короче два последних пункта и есть самая настоящая утопия. Несмотря на явный прогресс указанного документа в части осознания проблем, именно эти два пункта и являются ключевыми в оказании услуг. А для этого нужно наконец-то поставить жирную законодательную точку с понятием «электронный документ». Без решения в принципе этой проблемы — и данные требования просто обречены на такой же провал как и предыдущие варианты постановлений в сфере оказания услуг в электронном виде.