Паспорт программы «Цифровая экономика» в целом одобрен, закладываемый бюджет составляет 2 трлн руб

2340

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в целом одобрен, в неё закладывается порядка двух триллионов рублей: 1,08 триллиона – это дополнительные бюджетные средства, и кроме того, по расчётам, как минимум такая же сумма поступит из внебюджетных источников. Об этом сказал в понедельник министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков по завершении заседания президиума Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

В понедельник 17 сентября на президиуме совета рассматривался паспорт программы «Цифровая экономика», рассчитанной до конца 2024 года. «В целом проект одобрен. Был озвучен ряд технических, я бы сказал, разногласий, которые будут доработаны в ближайшее время», – сказал министр.

По словам Носкова, были вопросы по распределению финансирования по годам внутри паспорта программы. При этом принято решение, что программа «Цифровая экономика» является приоритетной, поэтому финансирование будет «максимально сдвинуто влево для ускоренного строительства в том числе цифровой инфраструктуры».

Программа будет реализовываться прежде всего на принципах конкурсов, поэтому источники внебюджетного финансирования будут определяться в результате проведения конкурсов, сказал он.

«Я надеюсь, цифры, которые мы закладываем в программу сейчас, даже будут превышены», – добавил Константин Носков.

Премьер-министр в своём приветственном слове на открытии заседания отметил, что на нацпрограмму из всех источников будет направлено «несколько триллионов рублей».

«В ближайшие шесть лет на эту программу планируется направить очень значительную сумму. Из всех источников это несколько триллионов рублей. Нужно будет обсудить окончательно по цифрам, что там и как получается», – сказал премьер-министр.

В нацпрограмму войдут, как уже говорилось ранее, шесть федеральных проектов – Нормативное регулирование цифровой среды, Информационная инфраструктура, Кадры для цифровой экономики, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление.

На заседании Дмитрий Медведев напомнил, что президентом была поставлена задача – за шесть лет утроить внутренние инвестиции в цифровую экономику, создать современную и безопасную IT-структуру, которая была бы доступна для всех, перевести госорганы преимущественно на российское программное обеспечение.

Первое, над чем нужно будет работать в ходе нацпроекта, – это современное регулирование, сказал премьер: «В нашей стране должны появиться благоприятные и конкурентные условия для участников цифровой среды, а также единые требования по различным электронным операциям, будь то процесс идентификации, оборот документов или хранение и обработка данных. Законодательство должно стимулировать интеллектуальную деятельность в сфере инноваций, в цифровой сфере и обеспечивать приток инвестиций в такие проекты».

По словам Медведева, будет продолжено развитие мобильной и спутниковой связи, в том числе создание сетей пятого поколения.

Премьер также поднял такие вопросы, которые предусмотрены в нацпрограмме, как необходимость переобучать специалистов под конкретные практические задачи, производство востребованных российских IT-продуктов и IT-услуг, необходимость обеспечить более высокие стандарты защиты интересов личности, интересов бизнеса, государства от информационных угроз (речь идёт о платёжных системах, о защите персональных данных, о предотвращении кибератак).

Медведев отметил и важность системной поддержки лидеров рынка, а также необходимость дальнейшей работы по «оцифровке» государственного управления, в том числе о развитии сервисов в области образования, здравоохранения, безопасности, услуг для бизнеса.

Напомним, что согласно указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», национальные проекты (программы) по направлению «цифровая экономика» должны быть разработаны правительством (совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации) и представлены до 1 октября для рассмотрения на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Что представляет собой нацпрограмма

В одну из последних редакций паспорта программы «Цифровая экономика» (есть в распоряжении D-Russia.ru) входят шесть федеральных проектов. Срок реализации программы – с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года.

Нормативное регулирование цифровой среды (руководитель – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов)

Основные направления – создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, формирования электронного гражданского оборота, сбора, хранения и обработки данных, внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке, стимулирования развития цифровой экономики, формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата, цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, , а также создание механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики, а также иные меры, направленные на развитие нормативного и технического регулирования отношений в сфере цифровой экономики.

Информационная инфраструктура (руководитель – заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Иванов).

Проект включает в себя создание инфраструктуры передачи данных для органов государственной власти и домохозяйств, для медицинских и образовательных организаций, развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи нового поколения, создание инструментов планирования развития сетей связи и стимулирование развития отрасли связи, развитие сетей связи на объектах транспортной инфраструктуры, создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на территории России, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, бизнеса и общества, создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития.

Кадры для цифровой экономики (руководитель – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов).

В проект входит обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами, поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики, содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

Информационная безопасность (руководитель – заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов).

Проект включает создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации, обеспечение устойчивости и безопасности функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных, обеспечение защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности в условиях цифровой экономики, обеспечение использования отечественных разработок и технологий при передаче, обработке и хранении данных.

Цифровые технологии (руководитель – заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Евгений Кисляков).

В проект входит формирование спроса на передовые российские цифровые технологии, продукты и платформенные решения, поддержка российских высокотехнологичных компаний – лидеров, разрабатывающих продукты и платформенные решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, разработка и реализация дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий, создание цифровых платформ для реализации исследований и разработок по направлениям «сквозных» цифровых технологий.

Цифровое государственное управление (заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин).

Включает такие направления, как цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов, контрольно-надзорной деятельности, государственной (муниципальной) службы, создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ, разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.