Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 году

Об авторе: Константин Оболтин, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого АО, директор окружного департамента информационных технологий и связи, лауреат премии «IT-лидер года 2025» 

Развитие связи и доступа к Интернету

Все 344 километра трассы Надым — Салехард покрыты стабильным сигналом операторов «Мегафон», МТС, T2 и «Билайн». Это позволяет жителям и гостям округа оставаться на связи в пути, пользоваться навигацией и онлайн‑сервисами, а также повышает безопасность передвижения.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 годуВ прошлом году, после проведения открытых конкурсных процедур, правительство округа совместно с «Мегафоном» реализовало масштабный проект.

На дороге установлено восемь антенно‑мачтовых сооружений и введены в строй современные базовые станции стандартов 2G и 4G (LTE). Эта опорная инфраструктура позволила другим операторам подключиться к общей сети и обеспечить качественную голосовую связь и мобильный Интернет на всей протяжённости одной из главных магистралей региона.

В этом году завершены работы по строительству радиорелейной линии связи пропускной способностью до 400 Мбит/с от Семаковского месторождения до села Антипаюта. Благодаря этому жители Антипаюты получили качественную связь стандарта 4G. В первую очередь к высокоскоростному Интернету подключены социально значимые объекты.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 годуБлагодаря реализации масштабного проекта жители Салемала могут пользоваться сетью на скорости до 500 Мбит/с, а в Белоярске, Кутопьюгане, Панаевске и Яр‑Сале качество интернет‑соединения улучшилось в четыре раза.

«Ростелеком» провёл модернизацию линии связи в Надымском районе. Построена радиорелейная линия протяженностью 70 километров от Надыма и установлено новое приёмо‑передающее оборудование. В результате пропускная способность канала связи в поселке Ягельный увеличилась в два раза, а в поселке Лонгъюган запущен новый диапазон LTE2100.

Также улучшили качество связи для жителей ряда отдаленных населённых пунктов округа. Значительно улучшилась связь в Белоярске, Горнокнязевске, Харпе, Яр‑Сале, Ныде, Мужах и в районе паромной переправы Салехард–Лабытнанги. Кроме того, увеличена зона покрытия сети сотовой связи в селе Горки.

В следующем году планируется строительство волоконно‑оптической линии связи до села Халясавэй, а также запуск связи стандарта LTE в Сеяхе и селе Щучье.

Госуслуги

Особое внимание уделяется доступности государственных услуг и мер социальной поддержки для участников специальной военной операции, ветеранов боевых действий, а также членов их семей. Большинство услуг и мер поддержки для этой категории граждан доступны на едином портале госуслуг (ЕПГУ) и собраны на специальных лендингах. На сегодняшний день это более 20 государственных услуг и 39 мер социальной поддержки. До конца года планируется сделать интеграцию с витриной данных Минобороны, что позволит проверять статус участника СВО и ветерана боевых действий, а также информацию о наличии наград не в течение 30 дней, а за несколько минут.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 годуВ этом году на ЕПГУ появилось 20 новых электронных форм и два региональных лендинга – отдельная страница для коренных жителей Ямала, где собраны все региональные меры поддержки и услуги, а также страница для получения необходимых архивных документов, справок, выписок и сведений из учетно-технической документации.

МФЦ

В ямальских офисах МФЦ появилась возможность оформить права собственности на недвижимость в новых регионах. Теперь граждане, у которых есть собственность в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, могут подать необходимый пакет документов, не выезжая за пределы округа.

Кроме того, ямальцы могут оформить самозапрет на выдачу кредитов и займов непосредственно в окнах обслуживания МФЦ, а также проверить наличие уже установленного запрета. Инструмент был создан для борьбы с мошенничеством и позволяет добровольно отказаться от получения новых кредитов. Ямал входит в тройку лидеров-регионов по доле жителей с самозапретом – по данным Объединенного кредитного бюро, самозапрет установили более 80 тысяч северян.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 годуIT на Ямале

Большое внимание уделяется внедрению и развитию информационных систем, особенно с применением технологий искусственного интеллекта и развитием единой системы видеонаблюдения.

О необходимости внедрения нейросетей в процессы управления регионом и взаимодействия с ямальцами говорил губернатор Ямала Дмитрий Артюхов. На сегодняшний день округ активно внедряет технологии ИИ в различные сферы жизни. На Ямале проходит планомерное обучение технологиям искусственного интеллекта для государственных и муниципальных служащих. За этот год обучение применению ИИ в своей работе прошли более тысячи человек.

Для обеспечения охраны правопорядка на сегодняшний день к Единой системе видеонаблюдения округа подключено порядка шести тысяч камер, на значительной части из которых внедрены сценарии искусственного интеллекта.

На 29 теплых остановках в Ноябрьске и семи – в Тазовском внедрена интеллектуальная система видеонаблюдения, которая в режиме реального времени анализирует видеопоток и, при выявлении признаков противоправных действий или угроз безопасности, автоматически активирует IP‑громкоговоритель и сообщает в дежурные службы. Аналогичные решения работают на территориях мемориалов с Вечным огнём в Новом Уренгое и Ноябрьске.

В рамках пилотного проекта в Ноябрьске и Муравленко внедряется технология обнаружения бездомных животных на социально значимых территориях. При обнаружении животных система оперативно направляет информацию в службы отлова. В случае проявления агрессии, например, при угрозе для граждан, система автоматически активирует звуковое или ультразвуковое устройство для безопасного отпугивания.

Единая карта жителя Ямала «Морошка»

По карте «Морошка» оказано свыше 5,5 миллиона услуг. Картой пользуются около 350 тысяч человек, только в этом году к проекту подключились 93 тысячи пользователей. Свыше 100 партнеров по всему округу предоставляют по «Морошке» скидки на свои товары и услуги. Выдано более 65 тысяч электронных сертификатов. Самой востребованной мерой поддержки стал электронный сертификат на покупку продуктов полноценного питания.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 годуС февраля в «Морошке» работает сервис «Афиша». Он позволяет приобрести билет, не выходя из дома. Также пользователям «Морошки» стала доступна скидка 20% при покупке билетов на платные мероприятия в культурных учреждениях региона. По итогам года со скидкой приобретено более 14 тысяч билетов.

С 1 апреля авиакомпания «Ямал» расширила программу лояльности на перелёты внутри округа. Северяне приобрели более 20 тысяч билетов по льготной цене на внутренних рейсах. Экономия жителей по этим перелётам превысила 230 миллионов рублей. Кроме того, по карте «Морошка» приобретено свыше 230 тысяч билетов на рейсы за пределы округа – экономия составила 509 миллионов рублей.

Итоги работы департамента информационных технологий и связи ЯНАО в 2025 году

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Сколько континентов на Земле? (1-7, 2-5)