Об авторе: Константин Оболтин, заместитель губернатора ЯНАО, директор окружного департамента информационных технологий и связи
Работа нашего ведомства направлена на улучшение качества жизни наших граждан через цифровизацию государственного управления и развитие ключевых отраслей, таких как связь и почта.
В этом году нам удалось достичь значительных результатов в предоставлении государственных услуг, сделав их доступнее и удобнее для каждого жителя нашего региона. Мы продолжили работу над развитием сети многофункциональных центров (МФЦ), внедрением новых цифровых сервисов, а также активно участвовали в реализации ямальского проекта карты «Морошка».
Развитие связи и доступа к Интернету
По данным государственного информационного ресурса «Единая межведомственная информационно-статистическая система» в ЯНАО 98,6% домохозяйств обеспечены качественным доступом к Сети.
В начале 2024 года дорога от Надыма до окружной столицы полностью обеспечена стабильным сигналом сотовой связи стандарта 2G и 4G оператора «Мегафон». Между ключевыми операторами сотовой связи в настоящее время осуществляется взаимодействие по запуску технологии RAN Sharing (совместное использование инфраструктуры связи операторами – ред.) для обеспечения автодороги мобильной связью.
Устранение цифрового неравенства 2.0
В 2024 году в селе Нори и посёлке Зелёный Яр обустроены антенно-мачтовые сооружения и установлено современное радиорелейное оборудование. Это позволили значительно повысить пропускную способность канала, обеспечить стабильный сигнал и подключить к качественной связи социально-значимые объекты. Для абонентов это означает существенное увеличение скорости доступа к Интернету.
Завершено строительство радиорелейной линии связи на участке от Семаковского месторождения до села Антипаюта. В селе будет улучшено покрытие мобильной связью до стандарта 4G.
Во втором квартале этого года возможность использовать широкополосный доступ к сети по технологии GPON появилась у жителей села Самбург. Завершено строительство оптики внутри насёленного пункта, что помогло обеспечить скорость передачи данных до 30 Мбит/с для каждого абонента.
Для сохранения стабильной работы отрасли связи в округе работают стимулирующие региональные меры поддержки:
- снижение ставки налога на землю, используемую для размещения объектов и сооружений связи (Салехард, Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский);
- снижение арендной ставки на размещение оборудования связи на объектах государственного и муниципального имущества, – инвестиционный налоговый вычет для операторов связи.
Почтовая связь
До конца года начнут работу четыре обновлённых, современных офиса «Почты России» – два в Ноябрьске и два в Муравленко. В следующем году отремонтируем ещё три, одно в Новом Уренгое и два в Надыме.
На сельских территориях ведется работа по строительству модульных отделений почтовой связи. В этом году работу начали оборудованные модули в Ратте, Новом Порту и Антипаюте. До конца года полностью готовы к работе будут ещё семь модульных отделений почты: Лопхари, Харсаим, Кутопьюган, Питляр, Катравож, Овгорт и Шурышкары.
В 2025 году планируется установка модулей в Белоярске, Самбурге и Халясавей.
В Сеяхе для оказания почтовых услуг в безвозмездное пользование будет выделено капитальное помещение.
Внедрение и развитие информационных систем
В регионе проделана большая работа по внедрению передовых информационных технологий, что позволило значительно улучшить качество предоставления государственных услуг и повысить эффективность работы органов власти.
Внедрение современных систем электронного документооборота позволило существенно сократить сроки обработки запросов от граждан и ускорить взаимодействие между различными ведомствами.
Ямал одним из первых регионов в стране начал перевод рабочих мест на отечественные программные решения. Сегодня более 80% сотрудников органов власти округа работают на российском программном обеспечении.
Проведена работа по вопросам автоматизации таких направлений, как оказание услуг с помощью карты «Морошка», интеллектуальных средств видеоаналитики для поиска лиц, находящихся в поле зрения оперативных служб, поддержки коренных малочисленных народов Севера и услуг ветеринарии.
Внедрение новой системы в сфере ветеринарного учёта в перспективе позволит вести единую базу для регистрации домашних животных, автоматизировать процессы учёта прививок, лечения и иных ветеринарных мероприятий. Рассматриваем возможность обеспечения доступа владельцев животных к своим данным, получения услуг в электронном виде. Автоматизация позволит в том числе обеспечить соблюдение всех ветеринарных норм и правил.
Отдельное внимание уделяется развитию технологии искусственного интеллекта в регионе и создании новой платформы «ИИ ЯНАО».
Платформа направлена на унификацию и стандартизацию применения ИИ-технологий, чтобы улучшить качество предоставляемых населению услуг. Среди функций платформы можно выделить:
- определение тематики обращений граждан — сотрудники смогут быстрее и точнее обрабатывать новые запросы, что сокращает время ответа жителям округа;
- помощник для специалистов соцзащиты — система будет помогать сотрудникам консультировать жителей по социальным вопросам быстрее и эффективнее;
- транскрибирование аудиозаписей в интересах службы по делам архивов, для работы с аудиовизуальным наследием Ямала и другими важными аудиоматериалами.
Портал госуслуг
В 2024 году завершены работы по переводу в электронный вид услуг в сферах социальной защиты, образования, природных ресурсов, жилищного надзора, ЖКХ, ЗАГС, жилищной политики, архивного дела.
Обеспечена доступность в электронном виде мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Ямальцы могут подтвердить своё участие в СВО, заказав соответствующую справку через Госуслуги или посетив ближайший МФЦ. Это нововведение значительно упрощает оформление различных мер соцподдержки, таких как: ежемесячные и компенсационные выплаты, предоставление земельных участков и помощь от психологов и юристов.
Ветераны боевых действий, участники СВО и члены их семей, подав заявление через Госуслуги, могут получить социальные выплаты: 500 тысяч рублей на приобретение и строительство жилых помещений, 1 миллион рублей на приобретение жилья или земельного участка.
В этом году получено свыше 105 тысяч заявлений. Среднее время заполнения заявления на портале составляет 5 минут, а получение результата 5 дней. Средняя оценка пользователей портала Госуслуг составляет 4,8 балла из 5 возможных.
Многодетным семьям стало проще получать льготы. Предъявить удостоверение и получить скидку можно, показав QR-код из приложения «Госуслуги». Электронный документ можно использовать по желанию, наравне с бумажным.
Электронные студенческие и зачётки теперь доступны в приложении и на портале Госуслуг. Предъявить студенческий можно, показав QR-код на экране смартфона.
МФЦ
Сегодня МФЦ Ямала это – более 300 различных видов государственных и муниципальных услуг, 19 офисов МФЦ в 18 населённых пунктах, два специализированных центра оказания услуг для бизнеса, 13 мини-офисов, расположенных в удалённых населённых пунктах округа, а также 19 секторов пользовательского сопровождения, где без очереди и предварительной записи можно получить государственные и муниципальные услуги в электронном формате с консультацией специалиста.
Также в девяти отделениях «Почты России» можно получить услуги МФЦ. Сотрудники почты прошли необходимое обучение и предоставляют государственные услуги по привычному для жителей населённых пунктов графику работы.
В этом году ямальский МФЦ получил высокую профессиональную оценку в номинации «Лучшая региональная сеть МФЦ» на Х Всероссийском конкурсе «Лучший многофункциональный центр России» по итогам работы прошлого года.
Реализован совместный проект с ФНС «Лёгкое электронное государственное обслуживание», благодаря которому граждане могут получать услуги без личного посещения пяти обособленных подразделений УФНС России по ЯНАО.
Отдельное внимание уделяется обслуживанию участников СВО и членов их семей. Например, в Новом Уренгое и Салехарде работают отдельные окна приема МФЦ. В Ноябрьске для получения необходимых мер поддержки открыто удалённое рабочее место. Кроме того, участники СВО и члены их семей могут в приоритетном порядке оформить услуги в любом территориальном отделе МФЦ.
Увеличено количество окон МФЦ в Антипаюте и Сеяхе. Теперь в каждом из офисов прием заявителей осуществляют два окна.
Внедрили систему обработки естественной речи, что позволило перевести однотипные вопросы в автоматическую обработку, сократить время ожидания на линии, минимизировать потери обращений граждан. С начала года системой самостоятельно обработано свыше 25 тысяч звонков.
Профориентационная деятельность
В рамках региональной программы популяризации IT–профессий на Ямале продолжаем совместно с окружным департаментом образования проводить мероприятия для школьников и студентов колледжей, направленные на знакомство с карьерными возможностями в отрасли информационных технологий.
Ямал в этом году вошёл в топ-15 активных регионов – участников федерального проекта «Урок цифры». За этот год в округе провели более 20 открытых «Уроков цифры» с участием представителей ведущих IT-компаний (VK, Сбер, «Яндекс», Ростелеком, «Лаборатория Касперского», Ozon, Росатом, «Ред Софт», «ИнфоТеКС», «1С»), в мероприятиях приняли участие более 1500 старшеклассников и студентов ямальских колледжей.
В 2024 году состоялся третий ямальский образовательный IT–форум, где прошли мастер-классы, образовательные лекции, семинары и «Ярмарка вакансий». Студентам Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий рассказали о карьерных возможностях в округе и в крупнейших ИТ–компаниях страны.
Информационная безопасность
В округе созданы и введены в эксплуатацию 35 государственных информационных систем (ГИС). Все они проходят аттестационные испытания на соответствие требованиям по защите информации. Более 90 % решений, применяемых для защиты информации, являются отечественными.
Единая система видеонаблюдения
К единой системе видеонаблюдения Ямало-Ненецкого автономного округа (ЕСВ) подключены более 4 тысяч камер. Они фиксируют нарушения правил дорожного движения, помогают контролировать транспортные потоки и оптимизировать работу светофоров.
В ЕСВ включены камеры наблюдения за стратегическими объектами, такими как аэропорты, вокзалы, больницы, школы и другие важные учреждения.
Все данные с камер поступают в региональный центр обработки данных, где с помощью алгоритмов искусственного интеллекта оперативно распознаются лица людей, номера транспортных средств, фиксируются правонарушения.
В этом году провели пилотный проект в одном из муниципальных образований нашего округа – проверили эффективность предупреждений граждан о недопустимости совершения вандальных действий, курения и распития спиртных напитков в общественных местах. Проект себя хорошо зарекомендовал и будет тиражироваться в муниципалитетах.
Единая картографическая система
В 2024 году продолжили работу сервисы в составе региональной геоинформационной системы.
Экологический туризм. Этот сервис помогает людям подавать онлайн заявки на посещение заповедников. Сервис в этом году доработан и разрешения выдаются автоматически. За время работы сервиса более 5 тысяч человек получили разрешения на посещение особо охраняемых природных территорий округа.
Сервис геопространственного анализа. Этот сервис предназначен для проектировщиков и позволяет оперативно в автоматическом режиме получить информацию, есть ли ограничения на строительство на земельных участках, например, земли лесного фонда, санитарные зоны и заповедники. На сегодняшний день принято более 4 тысяч запросов.
Общественный земельный контроль. Через этот сервис граждане могут сообщать о возможных нарушениях земельного законодательства, прикрепляя фото и отмечая места нарушений на карте. Это позволяет уполномоченным органам оперативнее реагировать на запросы граждан.
Востребованными остаются специализированные сезонные решения, основанные на геоданных, космических снимках и навигационной информации. Это сервис «Ледовая обстановка», который позволяет следить, где находится лёд на реках Обь, Надым, Пур, Таз, а также зоны возможного подтопления в городах и сёлах. Данные обновляются ежедневно. Данные с гидрологических постов позволяют оценить ожидаемые сроки вскрытия рек и сравнить прохождение ледохода на реках региона за предыдущие периоды
В период навигации сервис «Водный транспорт» позволяет получить актуальную информацию о расписании движения речных судов и контактные данные перевозчиков.
Сервис «Зимние автомобильные дороги» позволяет получить актуальную информацию о работе зимников, а также уточнить телефоны контрольно-пропускных пунктов для каждого зимника.
Единая карта жителя Ямала «Морошка»
Продолжается развитие ямальского сервиса «Морошка». Сейчас сервисами Единой карты жителя Ямала пользуется каждый третий житель округа. Северянам доступны более 10 полезных сервисов в сферах образования, спорта, транспорта, культуры и социальной защиты. По карте «Морошка» оказано более двух миллионов услуг, 38 партнёров проекта по всему округу предоставляют скидки на свои товары и услуги.
Ямал стал первым регионом в стране, который подключился к технологии реализации электронных сертификатов федерального казначейства с помощью Единой карты жителя.
По «Морошке» доступны электронные сертификаты льготным категориям семей с детьми на продукцию молочной кухни, на школьные товары, семьям с новорождёнными на покупку детских принадлежностей, мониторов дыхания, а также студентам-льготникам на покупку одежды.
Электронный сертификат для приобретения товаров для новорождённых позволяет родителям купить дорогостоящие, но необходимые вещи для малышей. Например, за счёт средств сертификата родители часто покупают: детскую коляску, кроватку, автокресло, стул для кормления и электрокачели. Карта «Морошка» позволяет родителям самостоятельно выбирать необходимы товары для детей за счёт социальной поддержки от округа.
Всего по карте Морошка более 50 тысяч ямальцев уже получили поддержку региона благодаря технологии электронных сертификатов.
Ярким нововведением этого года стало подключение Единой карты жителя Ямала к программе лояльности авиакомпании «Ямал». Теперь при покупке авиабилета пользователи «Морошки» с подтверждённой постоянной регистрацией на территории округа получают существенную скидку. По карте «Морошка» ямальцам доступны четыре перелета в год. По новой программе лояльности продано более 40 тысяч билетов, а общая сумма экономии для жителей составляет более 100 млн рублей.