Крупнейшие закупки импортного программного обеспечения госведомствами с начала года

Проанализировав объявления о конкурсах 2016 года, Экспертный центр электронного государства составил рейтинг крупнейших закупок органами государственной власти импортного программного обеспечения в 2016 году (с 1 января, напомним, его нельзя закупать без обоснования невозможности покупки отечественного продукта).

Примечательно, что если в начале года госзаказчики, закупая импорт, зачастую даже не обосновывали эти действия, то позже ситуация поменялась – закупки импорта не прекратились, но теперь заказчики размещают обоснование невозможности покупки отечественного ПО.

В рейтинг включены те лоты, где стоимость закупаемого ПО указана однозначно. Отдельно указаны те закупки, где импортное ПО закупается вместе с оборудованием, поэтому однозначно определить цену софта затруднительно.

1. Закупка ПО Oracle на 310 млн руб.

Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Поставка программного обеспечения баз данных для обеспечения хранения и обработки данных автоматизированной информационной системы «Единое парковочное пространство города Москвы» (АИС ЕПП)

Обоснование

Закупку заказчик обосновывает тем, что это плановая закупка дополнительных лицензий продукта Oracle Database, которые необходимы для существенного увеличения отказоустойчивости, доступности и стабильности АИС «Единое парковочное пространство» и ее сервисов. В архитектуре ЕПП с момента ее создания в 2012 году в качестве СУБД используется «Oracle Database EE 12с». «Чтобы сменить СУБД на данном этапе, потребовалось бы полностью переделать всю архитектуру системы, что влечет за собой большие затраты», – поясняли для D-Russia.ru в департаменте информационных технологий Москвы (ДИТ).

В официальном документе, размещенном на сайте госзакупок, ДИТ указывает, что «ПО, которое включено в реестр (отечественного ПО  – ред.) и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению».

2. Закупка прав на использование ПО Microsoft на 240 млн руб. (закупается вместе с рабочими станциями, всего закупка – на 734 млн руб.)

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение “Информационно-аналитический центр поддержки ГАС “Правосудие”

Поставка программно-технических средств и приобретение неисключительных прав пользования программными продуктами для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» (Windows 7 Professional, Windows Server CAL, Microsoft Office Standard)

Закупку заказчик обосновывает тем, что представленное в реестре ПО не соответствует установленным заказчиком требованиям.

3. Закупка ПО Microsoft на 58,5 млн руб.

Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Поставка инфраструктурного и прикладного программного обеспечения для нужд общегородских информационных систем города Москвы (лицензии Microsoft SQL Server Enterprise Edition, Microsoft Core Infrastructure Server Suite Datacenter,  Microsoft SQL Server Standard Edition, Microsoft Windows Remote Desktop Services CAL 2012, Microsoft Office 365 Pro Plus и др.).

Обосновывается закупка тем, что «в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке».

4. Закупка ПО Microsoft на 58 млн руб.

Заказчик Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Предоставление неисключительных прав (лицензий) на использование общесистемного программного обеспечения для нужд центрального аппарата и территориальных органов Росимущества (Enterprise Desktop, Windows Remote Desktop Services, Windows Server, Lync Server, Exchange Server Enterprise, Dynamics CRM, Visual Studio Pro и др.)

Обоснование (стр. 58) закупки импорта звучит так «В Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке».

5. Закупка лицензий Microsoft на 25 млн руб.

Заказчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Закупка неисключительных прав на использование операционной системы (обновление операционной системы АРМ пользователей до Windows 8.1 Professional и выше), пакета офисных приложений (возможность использования всех приложений, входящих в состав Microsoft Office Professional Plus 2007 и выше), комплекта лицензий клиентского доступа для автоматизированных рабочих мест пользователей (АРМ), право на подключение к серверу обмена сообщениями Microsoft Exchange Server 2013 Standard, право на использование продукта безопасности Microsoft System Center Endpoint Protection 2012 R2 и пр.

Закупку лицензий Microsoft Росреестр обосновывает также, как и Росимущество – отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.

6. Право на использование программного продукта Windows Server 2012 Standard – на 10,5 млн руб.

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение “Информационно-аналитический центр поддержки ГАС “Правосудие”

Поставка программно-технических средств для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» (серверных комплектов (серверов, программного обеспечения и источников бесперебойного питания)

Закупку заказчик обосновывает тем, что представленное в реестре ПО не соответствует установленным заказчиком требованиям.

7. Закупка ПО IBM Security QRadar и техподдержки на 10 млн (закупается вместе с оборудованием, всего – на 215 млн руб.)

Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике

Поставка серверного и сетевого оборудования, оборудования систем хранения данных, прикладного программного обеспечения для обработки и хранения данных общегородских информационных систем «Единый реестр социальных льготников города Москвы» (АИС ЕРСЛ) и «Единое парковочное пространство города Москвы» (АИС ЕПП)

Обоснование: «В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке».

8. Закупка лицензий Microsoft SQL Server на 9 млн руб.

Заказчик: Министерство финансов Сахалинской области

Из обоснования: “Так как заказчиком не предусмотрено оказание услуг по предоставлению неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на эквивалентные программные продукты, заказчиком установлены конкретные требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, а именно Microsoft SQL Server Standard 2012 Core Edition и Microsoft SQL Server Enterprise 2012 Core Edition. Приобретение … лицензионных прав на эквивалентное программное обеспечение,  не обеспечит совместимость с уже используемыми заказчиком системами управления базами данных в среде виртуальной инфраструктуры.”

Самые крупные закупки импортного ПО вместе с оборудованием

Федеральное казенное учреждение “Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы”, закупается импортное оборудование и софт на 3,8 миллиарда рублей.

Создание программно-аппаратных комплексов ИТ-инфраструктуры Федерального центра обработки данных (ФЦОД) в г. Дубне Московской области: 3-я очередь, Резервного центра обработки данных №1 (РЦОД №1) в г. Городец, Нижегородской области: 3-я очередь с поставкой оборудования, монтажом, пусконаладочными работами ИТ-инфраструктуры и передачей неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение.

Согласно ТЗ, закупаются серверы Cisco, IBM, машины СУБД Teradata, коммутационное оборудование, маршрутизаторы, ПО виртуализации и управления средой виртуализации VMware, ПО резервного копирования и др.

Невозможность закупки отечественного ПО обосновывается (стр 169-185) все тем же, по совокупности функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным государственным заказчиком требованиям.

Федеральное казенное учреждение “Налог-сервис” Федеральной налоговой службы (Москва), закупка оборудования Oracle и ПО на 910 млн руб.

Поставка оборудования, передача неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение и выполнение работ в целях создания программно-аппаратного комплекса резервирования данных промышленного контура транзакционного сегмента АИС  «Налог-3» в федеральном центре обработки данных ФНС России в г. Дубна.

Для каждого из программно-аппаратных контуров планируется закупить по одной современной (модель 2015 года) «машине баз данных» Oracle Exadata Database Machine X5-8 HC, по семь серверов хранения Oracle Exadata Storage Server X5-2 HC Infrastructure и соответствующее программное обеспечение.

Обоснования нет (лот размещен в январе, когда реестр был еще пуст).

Реестр российского ПО, хотя в нём уже более 950 позиций, пока работает слабо, поскольку нет контроля за выполнением запрета на приобретение зарубежного ПО и механизма воздействия на тех, кто этот запрет нарушает, о чем Экспертный центр электронного государства уже не раз писал.

Всего в сумме госзаказчики закупили в 2016 году ПО на сумму более 720 миллионов рублей, а также импортного оборудования вместе с софтом более чем на 7,5 миллиарда. В денежном выражении как минимум 20 лотов исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей.

См. также “Импортозамещение – это надолго и всерьез, а основная причина торможения процесса – «в головах» заказчиков”

Все материалы по теме импортозамещения ПО в органах власти