Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений

Центр технологий электронного правительства Университета ИТМО провёл исследование ресурсов электронного участия во всех субъектах РФ – его возглавили Москва, Мурманская область и ХМАО, замкнули пятёрку лидеров Сахалинская и Московская области; внизу рейтинга оказались Тыва, Кабардино-Балкария и Чукотский Автономный округ.

Рейтинг, по словам исследователей, отражает степень готовности региональных властей обсуждать с гражданами текущие проблемы с помощью цифровых технологий.

Об исследовании

В докладе представлены результаты мониторинга ресурсов электронного участия в России, который проводился Центром технологий электронного правительства Университета ИТМО в декабре 2019 года. В рамках мониторингового исследования проанализированы 205 ресурсов регионального уровня и 155 — муниципального уровня, которые относятся к одному из шести выявленных каналов электронного участия: (1) «Открытый бюджет»; (2) инициативное бюджетирование; (3) электронные петиции; (4) электронные голосования; (5) сообщения о проблемах; (5) краудсорсинг.

Каналы электронного участия оценивались по пяти критериям: (1) «Открытость»; (2) «Доступность»; (3) «Принятие решений»; (4) «Качество обратной связи» и (5) «Специальные требования». Мониторинг продемонстрировал существенные региональные и муниципальные диспропорции в представленности каналов электронного участия и степени их развития. Общая оценка по регионам варьируется от 0 до 83 баллов, на муниципальном уровне — от 0 до 62 баллов. Самым распространённым каналом электронного участия является «Открытый бюджет», наименее распространены краудсорсинговые ресурсы. Это свидетельствует о доминировании информационной модели электронного участия над более активным вовлечением граждан в процессы публичной политики. Слабым местом многих ресурсов электронного участия является оценка по критерию «Качество обратной связи», который в большинстве случаев ограничивается наличием контактных данных органов власти.

Исследованием выявлена позитивная тенденция создания платформенных решений и комплексных ресурсов, объединяющих различные каналы электронного участия, что позволяет гражданам не только фиксировать нарушения или недостатки, но и предлагать пути решения проблем, а также вступать в прямой диалог с представителями органов власти по этим вопросам. Ключевыми направлениями развития электронного участия в России могут стать: (1) расширение разнообразия региональных и муниципальных каналов электронного участия; (2) повышение прозрачности системы учета мнений граждан при принятии управленческих решений; (3) развитие механизмов обратной связи, что позволит соотносить вклад граждан в подготовку и принятие решений с реализацией и результативностью этих решений.

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Виды каналов электронного участия.

Все регионы страны были поделены на три большие группы — субъекты с высоким уровнем развития площадок электронного участия, субъекты со средним развитием подобных каналов коммуникаций и субъекты, где электронное участие сравнительно плохо развито. В первую группу попали 17 регионов.

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Регионы с высоким уровнем развития веб-ресурсов электронного участия.

В число регионов со средним развитием электронного участия попали Новосибирская, Нижегородская области, Якутия и другие — всего 26 регионов страны.

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Регионы со средним уровнем развития веб-ресурсов электронного участия.

Еще 39 регионов показали слабое развитие ресурсов для электронного участия граждан в управлении делами своего региона.

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Регионы с низким уровнем развития веб-ресурсов электронного участия.
Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Уровень развития региональных электронных ресурсов.

Отдельную часть исследования авторы посвятили развитию электронного участия в муниципальных округах страны. Положение дел регионов вовсе не обязательно совпадает с положением в отдельных муниципалитетах. Например, наибольшее развитие интернет-диалога власти и общества среди региональных столиц показала Калуга, хотя Калужская область находится в числе регионов с низким развитием электронного участия. Далее идут Рязань, Липецк и Иваново.

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Города-столицы регионов с высоким уровнем развития веб-ресурсов электронного участия.

При этом ресурсы городов-регионов Москвы, Петербурга, Севастополя были отнесены в отдельную категорию, так как их сложно сравнивать с субъектами федерации, где, помимо региональных информационных систем, функционируют и муниципальные системы городов. В эту «особую» группу вошли также Московская и Ленинградская области, где также отсутствуют региональные «столицы».

Университет ИТМО разработал рейтинг регионов по развитию площадок электронного участия граждан в принятии решений
Пять «особых» регионов.

Второй этап мониторинга запланирован на декабрь 2020 ― январь 2021 года, он позволит проанализировать динамику развития каналов электронного участия в российских регионах. В дальнейшем ученые планируют расширить своё исследование и объединить его результаты с работами по оценке развития регионов в других аспектах.

Авторское описание методики

Методика исследования основана системном подходе, согласно которому политическая система состоит из следующих базовых элементов: (1) собственно система («Чёрный ящик»), (2) «Вход» («требования» и «поддержка» со стороны граждан); (3) «Выход» (решения и действия власти) и (4) обратная связь (соответствие «Входа» и «Выхода»).

Для каждого из этих концептов был определен критерий для оценки. Концепт «Черный ящик» соотносится с первым критерием «Открытость», характеризующим, насколько открыта, понятна и доступна пользователю информация, представленная на портале. Критерий включает три индикатора (см. таблицу). Второй критерий «Доступность» обозначает «Вход», фиксируя, насколько доступно для различных групп пользователей участие через анализируемый канал взаимодействия власти и граждан.

Оценка осуществляется также по трём индикаторам. Концепт «Выход» относится к третьему критерию — «Принятие решений», показывающему, насколько на портале представлена информация по принимаемым решениям по обращению/инициативе пользователя. Четвертый критерий «Обратная связь» показывает, насколько «широки» возможности обратной связи пользователя. Также был сформирован пятый блок индикаторов — «Специфические требования к типу ресурса». Индикаторы в данном блоке являются уникальными для каждого из шести каналов и отображают узкую функциональную специфику конкретного типа канала электронного участия.

Индикаторы отобраны на основе анализа нормативно-правовой базы, а также по наиболее успешным примерам реализации ресурсов каждого типа с высокой пользовательской посещаемостью. Например, для порталов сообщений о проблемах индикаторами стали наличие интерактивной карты событий, классификаторов сообщений, функции народного контроля.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: