Сомнительные положения законопроекта о ГИС ЖКХ

1931

В пятницу Госдума в третьем чтении одобрила проект федерального закона «О государственной информационной системе ЖКХ» (ГИС ЖКХ).

Первое чтение законопроект прошел в апреле прошлого года. Текст документа по сравнению с редакцией апреля 2013 года претерпел серьезные изменения, которые повлияют на организацию работ по исполнению проекта создания ГИС ЖКХ.

Решение о создании ГИС ЖКХ принято, напомним, на заседании Госсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства 31 мая 2013 года президентом страны. Он сказал, что надо создавать информационную систему, благодаря которой люди могли бы следить за потреблением коммунальных услуг и их оплатой. В подпункте «к» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 июля 2013 г. № Пр-1479  определены следующие функциональные возможности ГИС ЖКХ:

  • предоставление счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги и оплата этих счетов;
  • прием обращений граждан с жалобами на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • размещение информации о фактическом состоянии расчетов за жилищно-коммунальные услуги и коммунальные ресурсы.

ГИС ЖКХ должна обеспечивать механизм «расщепления» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, как это предусмотрено подпунктом «б» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № Пр-3081.

В соответствии с подпунктом «л» перечня поручений президента Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № Пр-1479, необходимо было к 1 ноября 2013 года определить источники и объем финансирования ГИС ЖКХ.

Таковы исходные требования. Соответствует ли им законопроект в нынешней, одобренной в третьем чтении редакции?  В некоторых важных моментах – нет, не соответствует.

Прежде всего, оператором системы определено ФГУП «Почта России», причем правительство намерено создать ГИС ЖКХ без привлечения бюджетных средств, используя только средства ФГУП «Почта России». При этом государственным заказчиком, координатором создания и эксплуатации системы (в проекте участвует также Минстрой) остается Минкомсвязь.

В 2014 году «Почта России» намерена получить 45 миллионов рублей чистой прибыли. Разработка одного только мобильного приложения для «Почты России» обходится в сумму до 19 миллионов рублей.  Для ГИС ЖКХ, быть оператором которой, заметим, непрофильный для почты вид деятельности, потребуется, очевидно, существенно больше денег. Где «Почта России» эти деньги возьмёт, неясно. Сумма в 45 миллионов – очень небольшие деньги для предприятия, которое предполагает получить в 2014 году 6 миллиардов бюджетных дотаций «для компенсации убыточных услуг».

Далее, по федеральному закону № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные системы создаются и эксплуатируются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Однако создание и эксплуатация таких систем осуществляются с учетом требований, предусмотренных федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который не предусматривает создание и эксплуатацию таких систем за счет внебюджетных средств.

Если создание ГИС ЖКХ предполагается осуществлять за счет внебюджетных средств ФГУП «Почта России», то не ясно, заказчиком каких работ будет выступать Минкомсвязь, и из каких бюджетных источников будут финансироваться эти работы.

Законопроект в принятой редакции предусматривает размещение в ГИС ЖКХ информации о расчетах в сфере ЖКХ и обязывает банки незамедлительно размещать в системе информацию об оплате потребителем услуг и ресурсов ЖКХ. Но законопроект не определяет обязательность использования сведений, содержащихся в ГИС ЖКХ, для формирования начислений за потребленные услуги и ресурсы, а также обязательность использования таких начислений банковскими организациями при приеме оплаты за услуги и ресурсы.

До окончательного принятия законопроекта не определены существенные архитектурные и технологические требования к ГИС ЖКХ: территориальное распределение аппаратных средств системы, обеспечение поддержки в круглосуточном режиме для всех регионов России, интеграцию с региональными системами в сфере ЖКХ, способы и порядок взаимодействия участников системы, порядок и требования по подключению к системе.

Эксперты должны определить состав размещаемых сведений с учетом региональных особенностей и возможностей уже созданных баз данных.Необходимо также предусмотреть использование государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) для целей сбора информации об оплате жилищно-коммунальных услуг и ресурсов. ГИС ГМП уже используется для сбора информации о плате за государственные и муниципальные услуги, подключение и регистрацию в системе имеют большинство банковских организаций, идет подключение к ней администраторов доходов бюджета РФ. Если это сделать, повторного подключения указанных организаций к еще одной государственной системе не потребуется.

Сказанное не относится к технической, инженерной стороне дела. Какой быть системе в этом смысле – вне компетенции законодателя. Но закон определяет организацию дела. Она, в свою очередь, может повлиять на сроки и стоимость разработки, а также на работоспособность будущей ГИС ЖКХ.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: