Минкомсвязь намерена создать федеральную ГИС «координации информатизации» в госсекторе

2073

Для общественного обсуждения опубликован  подготовленный Минкомсвязью проект  постановления правительства «О системе координации, обеспечивающей формирование единого информационного пространства в сфере управления информационно-коммуникационными технологиями в государственном секторе, а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Оператором ГИС должна стать Минкомсвязь.

Федеральная ГИС координации информатизации (ФГИС КИ) предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечения процессов стратегического планирования мероприятий по информатизации государственными органами, направленного на решение задач, предусмотренных федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • обеспечения учета мероприятий по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами, и мониторинга их реализации;
  • информационно-аналитического и методического обеспечения государственных органов, в том числе выполнения требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, устанавливаемых правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 14 федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ;
  • обеспечения процессов оценки Минкомсвязью мероприятий по информатизации в порядке, установленном постановлением правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»;
  • осуществления государственными органами планирования и реализации мероприятий по информатизации в отношении только учтенных информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая обеспечение согласованного взаимодействия участников планирования;
  • обеспечения проектного управления мероприятиями по информатизации, осуществляемыми государственными органами;
  • обеспечения мониторинга использования всех создаваемых, развиваемых, модернизируемых, эксплуатируемых государственными органами информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры ;
  • обеспечения использования государственными органами при создании ‎ и развитии информационных систем алгоритмов и (или) программ для электронных вычислительных машин, содержащихся в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, а также включения разработанных в результате создания и развития информационных систем алгоритмов и (или) программ для электронных вычислительных машин в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин;
  • обеспечения сбора, обработки, мониторинга, анализа и оценки сведений об уровне информатизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включающих результаты федерального статистического наблюдения за развитием информационного общества и данные, собираемые в процессе управления и координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе;
  • обеспечения мониторинга распределения‎ и предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации;
  • мониторинга эффективности и контроля выполнения проектов в сфере информатизации в субъектах Российской Федерации;
  • предоставлением доступа к общедоступной информации о планировании и реализации государственными органами мероприятий по информатизации и состава информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, паспортам информатизации субъектов Российской Федерации, рейтингу эффективности информатизации субъектов Российской Федерации.

Также ФГИС КИ будет накапливать сведения, необходимые для контроля размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации. как это требуют подписанный президентом в декабре 2014 года закон и постановление правительства №675 от 6 июля 2015 года.

Задача мониторинга IT-систем на всех этапах жизненного цикла информационных систем и ИКТ-инфраструктуры вытекает из упомянутого закона и постановления правительства РФ от 06 июля 2015 года №676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Как следует из проекта постановления правительства, функционал ФГИС КИ в значительной степени повторяет возможности созданных ранее систем, АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (АИС УВиРИ)  (создана в 2010 году, введена в эксплуатацию в марте 2011 года), куда входит подсистема «Координация», и Национального фонда алгоритмов и программ (в настоящее время практически пуст  — ред.). Подсистема «Координация» и фонд алгоритмов и программ (ФАП) станут подсистемами ФГИС КИ, пояснили Экспертному центру в министерстве.

В ФАП попадут сведения только об информационных системах, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Информации о региональных и муниципальных разработках в системе, скорее всего, не будет – регионы и муниципалитеты получат право предоставлять её по доброй воле, а не в обязательном порядке, сообщили Экспертному центру в Минкомсвязи.

Субъектов РФ система вообще коснётся только в части мониторинга – в проекте постановления в качестве одной из задач ФГИС КИ указывается «сбор, обработка, мониторинг и анализ данных для расчета значений показателей, используемых для определения уровня развития субъектов Российской Федерации в сфере становления информационного общества».

Отдельно отметим, что проект постановления правительства лишает Роскомнадзор полномочий на ведение реестра федеральных государственных информационных систем  и передает эти полномочия Минкомсвязи.

В 2015 году Минкомсвязь предполагает ввести в эксплуатацию первую очередь ФГИС КИ.

Исполнитель проекта определится на конкурсе. Давать оценку стоимости разработки в Минкомсвязи не стали.

Как сообщили в министерстве, финансирование ФГИС КИ Минкомсвязь предполагает провести за счёт средств государственной программы«Информационное общество» в составе подпрограммы 4 «Информационное государство» основного мероприятия 3 «Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий», хотя в плане мероприятий госпрограммы такой проект явно не значится. Общий запланированный объём финансирования программы «Информационное общество» в текущем году – 103,5 миллиарда рублей, в 2016-м – почти 109 миллиардов.

См. также пояснительную записку к проекту постановления правительства >>

См. также: «Минкомсвязь подготовила уточненную версию госпрограммы «Информационное общество»>>

См. также: «Опубликован план реализации госпрограммы «Информационное общество» на 2014-2016 годы» >>

 

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: