Президент поручил правительству повысить качество оказания электронных услуг

240

Владимир Путин подписал поручение правительству принять меры по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме и исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении таких услуг.

Как ранее сообщал D-Russia.ru, по итогам встречи с участниками первого российского форума «Интернет экономика», состоявшегося 22 декабря 2015 года, Владимир Путин подписал перечень поручений № Пр-168. Пунктами 13 и 14 перечня поручений Минкомсвязи (совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт развития Интернета») было поручено представить предложения по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и по исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

На основе проработки ведомствами проблем, обозначенных по итогам форума, подготовлено поручение президента РФ.

По сведениям Минкомсвязи, по состоянию на июль 2016 года услуги в электронном виде регулярно получают почти 30 миллионов россиян. За шесть месяцев 2016 года граждане заказали более 130 миллионов таких услуг.

Услуги оказываются на федеральном, региональном и местном уровнях, в связи с чем правительству поручено предпринять ряд мер, необходимых для выравнивания качества оказываемых услуг и оптимизации ресурсов, необходимых для их предоставления.

В соответствии с поручением, правительству нужно будет внести в законодательство изменения, предусматривающие формирование государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг, а также получение результата предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя при однократном посещении им органа или организации и вне зависимости от адреса его регистрации по месту жительства.

По сути, это означает переход к так называемой реестровой модели предоставления услуг в стране. Основным источником данных о правах граждан будут государственные базы, а не справки, выданные на основе сведений в этих базах. То есть юридическую значимость будут иметь записи в ведомственных учетных системах, а документы на руках будут носить справочный характер.

Заинтересованные органы власти и иные организации с согласия заявителя должны будут получать необходимые сведения из юридически достоверных источников – ведомственных баз данных, а не требовать предоставления справок и выписок у граждан.

Поручением предлагается законодательно определить в качестве государственной и муниципальной функции органов и организаций деятельность по формированию Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), а также установить ответственность за исполнение указанной функции.

Сегодня качество размещенной в реестре информации (а соответственно, и информации, размещаемой на едином портале государственных услуг) оставляет жалеть лучшего. О существующих проблемах в этой части говорит проведенный Минэкономразвития России мониторинг качества информации о порядке предоставления услуг на ЕПГУ и ее соответствия административным регламентам и другим нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления услуги.

Начиная с 2015 года Минэкономразвития внедрило новое направление мониторинга – проверку качества информации о порядке предоставления услуг на едином портале государственных услуг и ее соответствия административным регламентам и другим нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления услуги.

По результатам последней проверки показатель соответствия сведений об услугах положениям нормативных правовых актов продемонстрировал отрицательную динамику. По сообщению министерства, это связано, в первую очередь, с тем, что при проведении мониторинга дополнительно были исследованы наличие и актуальность размещенных на портале gosuslugi.ru документов, регламентирующих порядок предоставления услуги, и только в половине случаев они были представлены в актуальной редакции.

В 2016 году Минэкономразвития запланировало очередной мониторинг качества электронных услуг.

Перечисленные в поручении президента изменения в законодательство необходимо внести до 1 февраля 2017 года.

В связи с переходом к реестровой модели оказания услуг правительству поручено провести ряд дополнительных мероприятий.

Во-первых, необходимо утвердить единые требования к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме.

Электронные заявки на получение государственных и муниципальных услуг, которые направляют граждане в органы власти, попадают, как правило, в ведомственную информационную систему или на электронный почтовый ящик. Однако зачастую ведомственные инструкции и регламенты не содержат чётких указаний, каким образом поступать с электронными заявками, какие сведения получать самостоятельно, какие документы просить предоставить заявителя.

На сегодняшний день, когда электронная заявка приходит в ведомство (если это не запрос выписки из базы данных), она зачастую длительное время рассматривается сотрудниками, либо не рассматривается вовсе.

Единые требования призваны улучшить ситуацию, определив порядок регистрации обращений, взаимодействие с порталами государственных услуг, и регламентировать иные действия при рассмотрении электронных заявок.

Во-вторых, для исключения дублирования расходов при предоставлении электронных услуг правительство должно будет утвердить перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг.

Каждая услуга из этого перечня будет приведена к единому общероссийскому стандарту, а на ЕПГУ будет размещена единая форма заявки на получение госуслуги. Формы заявок на региональных порталах услуг должны быть закрыты. Именно таким образом была успешно решена, например, задача единой электронной записи в детские дошкольные учреждения.

В-третьих, правительству потребуется устранить ограничения на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме. Реализация этого поручения должна привести к тому, что нормативно будет установлена возможность предъявления электронных документов, полученных в органах власти, в иные организации (например, нотариальные конторы или коммерческие организации). С учетом того, что юридическая значимость переносится с выдаваемых документов на записи в ведомственных учётах, целесообразно решать эту задачу, обеспечив онлайн-доступ к информации в этих учётах (по решению пользователей) для тех организаций, куда гражданин обращается.

Утвердить требования к работе в системах, определить перечень типовых востребованных услуг и устранить ограничения на применение выдаваемых органами власти электронных документов необходимо будет также до 1 февраля 2017 года.

Предпринимаемые правительством меры по повышению качества предоставляемых электронных услуг должны сказаться и на количественных параметрах предоставления услуг. Из поручения следует, что дополнительной проработки требует сокращение таких характеристик оказания электронных услуг как:

а) количество документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг. В первую очередь, речь должна, видимо, идти о сокращении перечня так называемых документов личного хранения;

б) срок направления органами и организациями ответа на межведомственный запрос в электронной форме;

в) размер государственной пошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе.

До 1 октября 2016 года правительство должно представить предложения по поэтапному улучшению этих ключевых показателей процессов предоставления электронных услуг.

В тот же срок (до 1 октября 2016 года) правительству поручено представить предложения по изменению принципов предоставления услуг в электронной форме.

В качестве таких изменений планируется внедрение проактивных услуг, когда граждан будут информировать о полагающихся им услугах на основании сведений в государственных базах (например, о полагающихся субсидиях или скорой замене паспорта по возрасту или при изменении фамилии). Подобным образом работает новый портал госуслуг для сервисов получения сведений из баз данных ФНС, ГИБДД и службы судебных приставов, когда после авторизации на портале человек сразу получает актуальную информацию из баз данных ведомств о штрафах и задолженностях.

Кроме того, необходимо будет разработать единые заявления в электронной форме, которые достаточно будет подать в той или иной жизненной ситуации гражданина (например, рождение ребенка, регистрация или расторжение брака), то есть когда какое-либо событие в жизни человека требует его обращения сразу в несколько органов власти.

Важным новшеством будет установление правительством системы независимого контроля сроков оказания электронных услуг.

Информация о сроках оказания услуг будет поступать из информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства.

С помощью этой инфраструктуры будет осуществляться также сбор и предоставление официальной статистической информации о работе органов и организаций по предоставлению услуг в электронной форме.

Ранее D-Russia.ru уже писал о том, что методика подсчета показателя, достижение которого определено в указе президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601, по определению доли граждан, получающих услуги в электронной форме, вызывает вопросы.  Реализация поручения призвана решить эту задачу.

Предложения по повышению качества оказания госуслуг в электронном виде были представлены ведомствами на заседании рабочей группы по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере, прошедшем под председательством помощника президента РФ Игоря Щёголева.

Руководитель подгруппы «Интернет+суверенитет» рабочей группы по использованию информационно-коммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере Илья Массух заявил D-Russia.ru, что президент «последовательно добивается качества государственных услуг для граждан». Важным пунктом поручений Массух считает концентрацию госуслуг на одном сайте: «Мировая тенденция в том и состоит, чтобы не плодить сайты, где гражданам предоставляются госуслуги» («…исключение дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети Интернет», сказано в поручениях. – ред.). Он отметил также, что «поручения президента – результат предложений, подготовленных рабочей группой», и что исполнение поручений позволит стране восстановить положение в международном рейтинге развития электронного правительства.

Полный текст поручений
В целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг (далее – услуги) в электронной форме и исключения дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями (далее – органы и организации) при предоставлении таких услуг:

Д.А. Медведеву

1. Обеспечьте внесение в законодательство изменений, направленных на дальнейшее совершенствование механизма предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) формирование государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг;

б) получение результата предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя при однократном посещении им органа или организации и вне зависимости от адреса его регистрации по месту жительства;

в) определение в качестве государственной и муниципальной функции органов и организаций деятельности по формированию Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), установление ответственности за исполнение указанной функции.

Срок – до 1 февраля 2017 г.

2. Обеспечьте формирование условий качественного предоставления услуг в электронной форме за счет реализации следующих мероприятий:

а) утверждения единых требований к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме;

б) утверждения перечня востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания каждой из которых должен быть приведен к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал) и исключения дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети Интернет;

в) устранения ограничений на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме.

Срок – до 1 февраля 2017 г.

3. Подготовьте предложения по поэтапному улучшению качественных показателей процессов предоставления услуг в электронной форме, в том числе по сокращению:

а) количества документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг;

б) срока направления органами и организациями ответа на межведомственный запрос в электронной форме;

в) размера государственной пошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе.

Срок – до 1 октября 2016 г.

4. Представьте предложения по изменению принципов предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) организацию посредством единого портала предварительного информирования заявителя (без обращения заявителя) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;

б) предоставление на основании единого заявления в электронной форме набора услуг при наступлении определенного события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других);

в) независимый контроль сроков оказания услуг в электронной форме органами и организациями, в том числе с использованием сведений, формируемых в инфраструктуре электронного правительства, а также сбор и предоставление официальной статистической информации о работе органов и организаций по предоставлению услуг в электронной форме с использованием такой инфраструктуры.

Срок – до 1 октября 2016 г.