Об итогах деятельности комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2017 году

537

Этой статьей D-Russia.ru продолжает цикл публикаций руководителей региональных органов власти, ответственных за внедрение информационных технологий.

Об авторе: Денис Чамара, председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

В качестве наиболее значимых для Санкт-Петербурга результатов деятельности Комитета по информатизации и связи (Комитет) в 2017 году,
а также результатов деятельности и достигнутых показателей отрасли информатизации и связи в указанный период можно выделить следующие направления.

Предоставление государственных и муниципальных услуг жителям
Санкт-Петербурга

В 2017 году Комитетом были продолжены работы по развитию Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления
в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее – МАИС ЭГУ). В настоящее время можно с уверенностью констатировать успешность данного проекта. МАИС ЭГУ представляет собой централизованную систему предоставления государственных и муниципальных услуг, включающую,
в том числе:

  • портал «Государственные и муниципальные услуги (функции)
    в Санкт-Петербурге» (gu.spb.ru; далее – Портал);
  • сеть многофункциональных центров предоставления государственных
    и муниципальных услуг в Санкт-Петербурге (далее – МФЦ).

С целью популяризации Портала, а также в рамках работы, направленной
на достижение показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленного подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601, в 2017 году проводилась рекламная кампания, направленная на продвижение Портала и освещение преимуществ электронных государственных услуг в целом.
В результате на конец 2017 года количество посещений Портала составило
92,1 миллиона
(больше на 2,2 миллиона чем в 2016 году). Количество электронных заявлений, принятых через Портал, в 2017 году увеличилось
на 49,6%.

Постоянное увеличение числа электронных обращений о предоставлении государственных услуг свидетельствует о росте доверия граждан к Порталу
и его сервисам. В данном отношении особенно показательным является получение жителями города такой социально значимой государственной услуги,
как зачисление детей в первые классы. С каждым годом все большее число родителей пользуются электронным способом получения услуги. Значительное влияние на это оказывает стабильная работа Портала, позволяющего быстро
и удобно направить электронное заявление, минимизировав ажиотаж, ежегодно возникающий в связи с началом приемной кампании.

Важным показателем роста востребованности электронных государственных ресурсов является и количество жителей города, зарегистрированных в Федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации
и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых
для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА). По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации количество пользователей ЕСИА в Санкт-Петербурге превысило 2 миллиона человек (на начало 2017 года указанный показатель составлял порядка 1,3 миллиона человек – прирост на 54%).

Более популярными становятся и мобильные приложения Портала, количество пользователей которых в 2017 году составило 200 907 (по сравнению с 142 500
в 2016 году и 89 100 – в 2015 году).

В части предоставления государственных и муниципальных услуг через МФЦ важно отметить, что:

  • на текущий период в Санкт-Петербурге работают 58 подразделений МФЦ,
    а также 4 мобильных МФЦ;
  • в 2017 году было принято более 4,2 миллионов заявлений;
  • количество доступных в МФЦ услуг за год увеличилось с 356 до 368;
  • среднее время ожидания в очереди в МФЦ составляет менее 15 минут.

В целом, с использованием МАИС ЭГУ в течение года было обработано более
5,4 миллиона электронных обращений, согласований и межведомственных запросов (увеличение объема относительно 2016 года на 40,6%).

К наиболее важным результатам развития МАИС ЭГУ в 2017 году также следует отнести:

  • обеспечение предоставления 31 новой государственной услуги
    на Портале, реализацию 30 новых услуг для предоставления в электронном виде в МФЦ;
  • обеспечение электронного взаимодействия с сервисами Единой системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении 6 услуг Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», направленных на поддержку предпринимательского
    и бизнес-сообщества;
  • развитие Личного кабинет заявителя на Портале в части создания возможности оценки качества полученных услуг;
  • реализацию возможности получения результата предоставления услуги
    в МФЦ (при необходимости получения результата услуги на бумажном носителе) при подаче заявления посредством Портала;

По результатам ежеквартальной оценки выполнения высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по организации предоставления государственных
и муниципальных услуг по принципу «одного окна» Санкт-Петербург признан субъектом с высокой степенью эффективности организации деятельности по созданию и развитию сети МФЦ.

В 2017 году СПб ГКУ «МФЦ» второй раз определен лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» за проект «Предоставление государственных услуг администраций районов
Санкт-Петербурга по принципу экстерриториальности». По итогам конкурса МФЦ Санкт-Петербурга отмечены благодарностью Министра экономического развития Российской Федерации.

Информатизация в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга

В сфере здравоохранения Комитетом по информатизации и связи успешно эксплуатируется и планомерно развивается Государственная информационная система Санкт-Петербурга «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга»
(далее – ГИС РЕГИЗ).

К основным задачам, решаемым ГИС РЕГИЗ относятся такие задачи, как:

  • автоматизация оказания медицинских услуг и персонифицированный учет оказанной медицинской помощи;
  • обеспечение ведения электронных амбулаторных карт пациентов, записи пациентов на прием к врачу;
  • формирование и ведение учетной медицинской документации;
  • информационное обеспечение участников системы льготного лекарственного обеспечения;
  • поддержка принятия управленческих решений на основе визуализации различных статистических данных.

К завершению 2017 года доступность системы поддержки оказания медицинской помощи и ведение карты истории болезни пациентов в электронном виде сохранилась на уровне 2016 года (более 90% учреждений, оказывающих первичную медико-социальную помощь жителям Санкт-Петербурга).

В 2017 году среднемесячное количество пациентов, записанных на прием
к врачу
посредством функциональных возможностей ГИС РЕГИЗ, составило более 1,5 млн. записей, что на 36,3% больше аналогичного показателя 2016 года, всего
за 2017 год записалось на прием – 18,9 млн. чел. Услуга электронной записи
на прием к врачу стабильно пользуется высоким спросом у жителей
Санкт-Петербурга.

Мероприятия по развитию ГИС РЕГИЗ в 2017 году были направлены
на повышение производительности и расширению функциональных возможностей существующих электронных сервисов, таких как ведение интегрированной электронной медицинской карты, запись на прием к врачу в электронном виде, обмен данными лабораторных исследований, льготное лекарственное обеспечение.

В результате проведенных мероприятий ключевым моментом стало создание
и утверждение, на уровне региона, структуры интегрированной электронной медицинской карты (далее – ИЭМК).
Развернута распределенная система хранения данных ИЭМК. Обеспечено предоставление безопасного доступа
к данным ИЭМК как для пациентов, так и для врачей.

В личном кабинете на «Официальном портале записи на прием к врачу
в Санкт-Петербурге» (gorzdrav.spb.ru), пациентам, авторизовавшимся через ЕСИА, предоставлена возможность просмотра сведений о прикреплении к участку и врачу терапевту, информации о выполненных ранее лабораторных и инструментальных исследованиях, и других случаях обслуживания в медицинских организациях.
При необходимости сам пациент может предоставить доступ к медицинской информации из своего личного кабинета на портале выбранному им врачу, а врачи имеют возможность со своего рабочего места просматривать информацию по своему профилю о случаях обслуживания пациента, не ограничиваясь только сведениями своей медицинской организации.

В 2017 году за счет функциональных возможностей ГИС РЕГИЗ
176 учреждениями здравоохранения города подано 3,3 млн. заявок на проведение лабораторных исследований и по результатам их выполнения получено 23,1 млн. результатов исследований (новые показатели, сравнение с аналогичным периодом невозможно).

Комитетом по информатизации и связи в 2017 году проводились также работы по сопровождению и развитию государственной информационной системы
Санкт-Петербурга «Управление скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга» (далее – УСМП). Система создана для автоматизации процессов приема
и регистрации обращений граждан за скорой медицинской помощью, формирования и предоставления отчетов в электронном виде между учреждениями здравоохранения, обеспечения защиты информации, автоматического сбора текущей информации о состоянии выездных бригад и отображения этих сведений
на электронной карте города на автоматизированных рабочих местах диспетчеров, передачи в выездные бригады электронных карточек вызовов.

В 2017 году в рамках мероприятий по развитию УСМП все 175 бригад скорой помощи СПб ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» оснащены мобильными устройствами (планшетами) для оформления
в электронном виде результатов оказания скорой помощи (форма 110-у)
.

С помощью мобильного устройства выездная бригада скорой помощи имеет возможность запросить данные о наличии мест в стационаре, передать диспетчеру
в электронном виде данные о результатах отработки вызова, использованных
в процессе его отработки лекарственных средствах и предметах медицинского назначения. Подключенный к мобильному устройству считыватель обеспечивает получение информации о застрахованном лице, как с электронного,
так и с бумажного полиса ОМС. Считанные данные автоматически оптимизируются для передачи в ФОМС, что сокращает количество ошибок и время подготовки документов. 

Информатизация в сфере образования Санкт-Петербурга

В 2017 году в результате проведенных работ по развитию ведомственной системы в сфере образования – Государственной информационной системы
Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга» (далее – КАИС КРО)
и оказанных услуг в части подсистем КАИС КРО возросли значения основных показателей эффективности работы КАИС КРО. По сравнению с 2016 годом посещаемость подсистемы «Портал Петербургское образование» в 2017 году
в день выросла на 20%
и составила 95 000. В период учебного года посещаемость портала достигает 150 000 пользователей в день.

В КАИС КРО можно проследить изменение социальных показателей. 2017 году в рамках КАИС КРО услуга «Запись в образовательное учреждение» была оказана более 80 000 заявителям, что больше показателя 2016 года на 7 000. Услугой
по зачислению детей в дошкольные образовательные организации
Санкт-Петербурга воспользовалось более 130 000 человек, из них более 20 000 заявлений было подано через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Количество учащихся льготной категории, сверка сведений о которых с АИС «Электронный социальный регистр населения» происходит в КАИС КРО
и составляет более 200 000 человек.

В 2017 году образовательные организации Выборгского, Петроградского, Приморского районов Санкт-Петербурга были оснащены системами контроля доступа и учета питания, была настроена интеграция с КАИС КРО в части передачи данных о посещаемости и питании детей в личный кабинет родителя в подсистеме КАИС КРО «Портал Петербургское образование». Учителям информация о проходе учащихся доступна в on-line режиме в классном журнале в подсистеме КАИС КРО «Параграф». Всего за средства бюджета Санкт-Петербурга оснащено
122 образовательные организации.

Внедрение системы позволило перейти в Приморском районе
Санкт-Петербурга на предоставления питания по электронным талонам обучающимся, имеющим право на дополнительные меры социальной поддержки
по обеспечению питанием в государственных образовательных учреждениях.

С целью популяризации сервисов «электронного правительства»
Санкт-Петербурга, в том числе государственных услуг, предоставляемых
в электронном виде через Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» и в мобильных приложениях, а также сервисов других городских официальных Интернет-ресурсов, в 2017 году были подведены итоги конкурса «IT-Школа 2016/2017».

Для Конкурса были разработаны задания, с помощью которых учащиеся
и их родители могут ознакомиться с электронными государственными услугами
и сервисами, которые предоставляет город, как и в прошлом году, конкурсантам предстоит выполнить специальные задания, посвященные городским сайтам
и порталам. Всего приняло участие 4089 детей, 9437 взрослых участников (из них 8057 новых ЕСИА пользователей).

Развитие информатизации в сфере строительства Санкт-Петербурга

В 2016 году принято постановление Правительства Санкт-Петербурга
(от 25.08.2016 года № 706) «О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга» (далее – ЕССК), которая призвана упорядочить и упростить предоставление застройщикам государственных услуг в сфере строительства
в Санкт-Петербурге
. ЕССК является приоритетным проектом
Санкт-Петербурга.

В мае 2017 года, после окончания работ по созданию, ЕССК введена
в
промышленную эксплуатацию.

ЕССК реализована в тесной интеграции с порталом «Государственные
и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» (далее – Портал)
на котором размешены формы подачи заявлений на предоставление услуг в сфере строительства.

С вводом в эксплуатацию ЕССК удалось решить либо минимизировать негативные последствия по следующим проблемным вопросам строительной сферы:

непрозрачность работы и принятия решений исполнительными органами государственной власти (ИОГВ) в сфере строительства;

большое количество итераций для Застройщиков при получении услуги или процедуры в сфере строительства традиционным способом;

– наличие большого количества отказов в предоставлении услуг в сфере строительства органами власти;

отсутствие возможности проследить все этапы прохождения заявлений
с момента их регистрации до выдачи результата обращения.

Основные показатели в деятельности ЕССК, по которым в 2017 году удалось добиться существенного улучшения, устойчивой положительной динамики или стабилизации:

  • руководитель (Администрация Губернатора Санкт-Петербурга) имеет возможность контролировать оперативную аналитику по всем строительным проектам;
  • средний срок предоставления услуг сократился на 15-30%, при этом
    по некоторым процедурам сроки оказания сократились до 50%;
  • зарегистрировано 89 организаций (ИОГВ, РСО) и 1295 заявителей
    (для исполнения заявлений Застройщиков в системе ЕССК зарегистрировано более 400 пользователей – исполнителей ИОГВ и подведомственных учреждений
    и организаций);
  • создано единое электронное хранилище данных и система межведомственного взаимодействия;
  • заявителем получен доступ к 28 процедурам в сфере строительства
    по принципу «одного окна»;
  • реализован эффективный контроль за исполнением процедур позволивший ликвидировать просрочки их исполнения.

Фактическое сокращение сроков предоставления процедур
(период с января по декабрь 2017 года)

Наименование процедуры Срок по регламенту Срок выдачи результата через ЕССК
Градостроительный план земельного участка 30 дней от 7 до 15 дней
Выдача разрешений на строительство 9 дней до 6 дней
Продление разрешения на строительство 7 дней  до 4 дней
Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий 45 дней до 24 дней
Согласование проектов благоустройства 22 дня до 14 дней
Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию 9 дней до 5 дней

Особо следует отметить достижение в 2017 году принципиально нового качества в данной сфере жизни города:

  1. В 2017 году Санкт-Петербург поднялся на 5 позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ с 22 на 17 позицию.
  2. По итогам 2017 года ЕССК заняло 1 место в рейтинге инновационных регионов России (Ассоциация инновационных регионов России).
  3. ЕССК получил высшую оценку по инвестиционному климату в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России агентства «Эксперт РА».
  4. По итогам 2017 года системой обработано более 1 200 заявлений, из них 85% имеют положительный результат.

Повышение открытости и доступности органов государственной власти
Санкт-Петербурга

Одним из значимых проектов повышения открытости и доступности органов государственной власти является портал «Наш Санкт Петербург» (далее – Портал), разработанный Комитетом по информатизации и связи по инициативе Губернатора Санкт Петербурга для оперативного взаимодействия жителей города
с представителями органов власти Санкт Петербурга.

На Портале реализованы следующие возможности:

  • отправка сообщений о городских проблемах и осуществление контроля проводимых работ;
  • оценка работы обслуживающих организаций и городских служб;
  • получение информации об объектах городской инфраструктуры.

По итогам 2017 года процент исполнительных органов государственной власти Санкт Петербурга (далее – ИОГВ), вовлеченных в работу на Портале, увеличился
и составил более 93 % (56 ИОГВ). Общее количество подведомственных организаций, органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, некоммерческих организаций, ресурсоснабжающих организаций, участвующих в отработке сообщений на Портале, составляет порядка 5 000, при этом количество сотрудников, работающих на Портале, по сравнению с 2016 годом увеличилось в 1,5 раза и составило порядка 2 000 человек. В 2017 году был расширен Классификатор Портала с 180 до 188 категорий проблем. Среди всех представленных категорий наибольшее количество сообщений на Портале в 2017 году было зарегистрировано по проблемам незаконного размещения информационных и рекламных конструкций, низкой температуре в отапливаемом помещении, неисправном освещении в подъезде, отсутствии или несоблюдении графиков уборки подъездов, неудовлетворительном состоянии парадной, а также повреждения дорожного покрытия проезжей части
и неудовлетворительному состоянию асфальтового покрытия на придомовой
и дворовой территориях.

За прошедший год выросло число зарегистрированных пользователей
с 48 тысяч до 74 тысяч, возросло также количество сообщений, зарегистрированных на Портале, и направленных на отработку в ИОГВ
в соответствии с компетенцией (более чем на 253%: с 174 тысяч
до 617 тысяч).

Количество новых пользователей Портала увеличилось на 34,8 %: в 2017 году количество зарегистрировавшихся на Портале пользователей составило 25 799
(в 2016 году – 21 241 пользователей).

Продолжена работа по оптимизации внутреннего процесса распределения
и отработки сообщений сотрудниками ИОГВ и организаций, включая возможность персонального назначения, а также получения детальной статистической информации по каждому отдельному сотруднику в части выполненных им действий при отработке сообщения по проблеме. По всем категориям на Портале размещены и доступны утвержденные Алгоритмы отработки сообщений, введена в действие мобильная версия кабинета Исполнителя, предоставляющая возможность оперативной работы с сообщениями непосредственно на месте проблемы
с помощью мобильного устройства. Реализована возможность создания графиков уборки в домах с целью оперативного информирования граждан управляющими компаниями.

Во исполнение п. 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт Петербурге от 24.08.2016 № 81 с 01.09.2017 все сообщения, поступающие по телефону «004» и имеющие не аварийный характер, направляются для решения на Портал.

За 2017 год количество визитов пользователей на Портал – более 2,5 миллионов раз, было просмотрено более 28 миллионов страниц.

Повышение эффективности функционирования системы государственного управления в Санкт-Петербурге

На начало 2018 года в государственной информационной системе «Единая система электронного документооборота» (далее – ЕСЭДД) количество зарегистрированных учетных записей пользователей составляет 14051 человек, включая руководителей исполнительных органов государственной власти
(далее – ИОГВ), подразделений, подведомственных предприятий, конечных исполнителей. Количество активных пользователей (работающих с системой ежедневно) составляет 9671 (на 8,4% больше, чем в 2016 году). На конец 2017 года количество баз данных ЕСЭДД всех ИОГВ – 146 (на 15% больше, чем в 2016 году). Общий документооборот всех участников ЕСЭДД в 2017 году составил 3 249 886 зарегистрированных документа (на 24% больше, чем в 2016 году).

Сервисы и функциональные возможности ЕСЭДД (обмен документами
в электронном виде, применение квалифицированной электронной подписи, официальное электронное опубликование нормативных правовых актов и т.д.) обеспечили в 2017 году:

  • значительный рост количества документов в электронном виде, переданных через подсистему обменов ЕСЭДД (2,49 млн.; больше на 46%
    по сравнению с 2016 годом
    ). При этом среднее время передачи документа
    в электронном виде составило 26 минут. Таким образом, с момента отправки документа в соответствии с резолюцией до момента регистрации документа
    в другом ИОГВ проходит менее получаса;
  • 79% документов, полученных по обменам, зарегистрированы ИОГВ,
    не дожидаясь получения бумажного экземпляра, тем самым сокращены затраты
    по повторному вводу регистрационных данных входящих документов;
  • увеличение количества документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (126262 документов, не существующие в бумажном виде, что составляет 10% от общего количества исходящих документов, и в 1,4 раза больше, чем в 2016 году);
  • для предоставления доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга в 2017 году опубликовано
    2688 нормативных правовых акта на официальном сайте Правительства
    Санкт-Петербурга (gov.spb.ru). Действующий сервис опубликования гарантировал вступление в силу нормативных правовых актов ИОГВ, не дожидаясь
    их публикации в бумажном виде. Это, в свою очередь, позволило снизить затраты на опубликование указанных нормативных правовых актов в печатных СМИ;
  • для повышения прозрачности деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и обеспечения равной доступности населения
    к современным информационным технологиям с помощью сервиса «Электронная приемная» на портале Администрации Санкт-Петербурга получено и обработано более 50 тыс. обращений граждан (на 50% больше чем в 2016 году);
  • с помощью подсистемы ЕСЭДД «Регулярное экспресс-тестирование государственных служащих», пользователями которой являются 8427 госслужащих, в 2017 году проведено 876 893 сеанса (+67% по сравнению с 2016 годом) тестирования, получено более 75% правильных ответов;
  • по системе МЭДО отправлено/получено 1644/5102 документов (+42%/+83% соответственно увеличение по сравнению с предыдущим периодом).

После апробации в пилотной зоне подсистемы «Согласование правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт Петербурга»
в 3 подразделениях Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и 5 ИОГВ регламентированы процедуры согласования таких документов в электронном виде, оперативного предоставления информации о ходе согласования и хранения подробной информации о процессе согласования. В 2018 году пилотная зона будет расширена еще на 12 ИОГВ, работающих в строительной сфере.

В IV квартале 2017 года по поручению Губернатора Санкт-Петербурга
к ЕСЭДД была подключена сеть подведомственных медицинских учреждений. Количество подключенных к ЕСЭДД организаций составило 279. Количество активных пользователей: 338. Общий документооборот подведомственных медицинских учреждений за неполные три месяца работы составил более 5 тысяч документов.

Важным совместным с Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга достижением 2017 года является запуск новой версии ГИС «Управление персоналом государственных органов» (далее – АИС УПГО). В апреле 2017 года режиме запущена новая версия ядра АИС УПГО – все ИОГВ города переведены на работу с новой системой, осуществлена миграция базы данных всех ИОГВ из старой системы в новою. В мае 2017 года запущены личные кабинеты госслужащих – для 7850 государственных гражданских служащих созданы личные кабинеты и запущена автоматическая актуализация данных о прохождении государственной гражданской службы
в личных кабинетах.

В конце 2017 года были завершены следующие работы:

  • для граждан запущен сервис электронной подачи заявок на конкурсы
    с автоматическим СМС информированием граждан, подавших заявки на конкурс,
    о статусе их заявки;
  • в личных кабинетах граждан появились следующие возможности: видеть статус своего участия в конкурсе, а также информацию о статусе участия гражданина в конкурсе, направленную ему сотрудником кадровой службы ИОГВ; проходить тематические тесты для самопроверки и регистрировать их результаты; просматривать видеотрансляции и запланированные мероприятия, опубликованные сотрудниками кадровых служб ИОГВ;
  • появилась возможность ведения реестра анкет, а также обработка заявок
    в молодёжный кадровый резерв;
  • для сотрудников кадровых служб ИОГВ появилась возможность формирования проекта штатного расписания; приказов на отпуск; множественных приказов; ведения личных дел руководителей подведомственных организаций;
  • в тестовом режиме запущена интеграция АИС УПГО- ЕСЭДД для передачи актуальной информации о сотрудниках ИОГВ;
  • реализована и запущена в боевом режиме интеграция с порталом Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга (r21.spb.ru) для передачи данных
    о вакансиях, опубликованных на кадровом портале.

Безопасный город

С целью повышения общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет улучшения координации деятельности сил
и служб, ответственных за решение этих задач, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»). Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга
от 25.08.2016 № 759 «О государственной информационной системе
Санкт-Петербурга «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»
(далее – ГИС АПК «Безопасный город»), в котором определен состав подсистем (автоматизированных систем) ГИС АПК «Безопасный город».

В мае 2017 года открыт Единый центр АПК «Безопасный город»
(5-й Предпортовый проезд, д. 4, корп. 3, литера А), в котором размещаются ведомства и службы, обеспечивающие безопасность города и его жителей, такие
как центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения дежурной службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, подразделения МЧС и силовых структур, единый центр обработки данных.

Автоматизированные системы АПК «Безопасный город» объединены Единой мультисервисной телекоммуникационной сетью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ЕМТС), обеспечивающей единое защищенное информационное пространство для всех пользователей.

В 2017 году введена в опытную эксплуатацию автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений» (далее – ПППУР) – основная интеграционная платформа, объединяющая системы, входящие в ГИС АПК «Безопасный город».

В 2017 году создано мобильное приложение «Безопасный
Санкт-Петербург»
, состоящее из ведомственного и публичного сегментов.

Публичный сегмент предназначен для использования жителями и гостями
Санкт-Петербурга. Функция «Видеосвидетель» для фиксации происшествий
или каких-либо подозрительных действий. Видеоролик, снятый при помощи данного приложения, автоматически направляется в городскую систему видеонаблюдения, доступ к которому имеют правоохранительные органы
Санкт-Петербурга. Функция «Запрос видео» позволит направлять запросы
для записи видеоинформации для последующего предоставления компетентным органам.

Ведомственный сегмент предназначен для сотрудников правоохранительных
органов Санкт-Петербурга. В рамках проводимых оперативных действий сотрудники имеют возможность посредством мобильного приложения с мобильного устройства просматривать источники видеоизображения, находящиеся в зоне совершенного правонарушения. Приложение обеспечит передачу потокового видео и данных о геолокации от мобильных устройств в городской центр видеонаблюдения в режиме реального времени. Пользователь в рамках данного приложения может самостоятельно выбрать качество трансляции, частоты кадров, формат видеоизображения.

Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу в сентябре 2017 года утвержден регламент формирования сил и средств Санкт-Петербургской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Специалисты дежурных служб администраций районов, исполнительных органов власти и ресурсоснабжающих организаций города ежедневно осуществляют передачу данных для формирования сводной Ведомости в автоматизированной системе «Управление единой дежурной службы Санкт-Петербурга» ГИС АПК «Безопасный город» посредством передачи
и агрегации данных в ПППУР.

Ключевым элементом АПК «Безопасный город» является автоматизированная система «Городской центр видеонаблюдения» (далее – ГЦВН) ГИС АПК «Безопасный город», которая обеспечивает исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, территориальные федеральные органы государственной власти видеоинформацией о состоянии правопорядка, благоустройства на улицах, во дворах жилых домов и на территории, прилегающей к учреждениям городской инфраструктуры, во всех районах Санкт-Петербурга.

В состав ГЦВН входит 19 966 источников видеонаблюдения (далее – ИВ),
из них 311 ИВ с функцией обеспечения доступа в Интернет с использованием беспроводной технологии Wi-Fi, а также 178 терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция». (В 2016 году – 17 726 ИВ и 167 терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»).

С ГЦВН интегрировано свыше 2 300 ИВ сторонних систем видеонаблюдения, в том числе аэропорта «Пулково» (38 ИВ), КВЦ «Экспофорум» (93 ИВ), Петербургского метрополитена (1 466 ИВ), стадиона «Санкт-Петербург – Арена» (252 ИВ), Многофункциональных центров оказания государственных услуг (228 ИВ), Пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад» (11 ИВ). Видеопоток с камер видеонаблюдения выводится в ГЦВН.

В рамках заключенных соглашений организован доступ к ресурсам ГЦВН
для 1 557 представителей исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга и подведомственных им учреждений, а также территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, использующих видеоизображения в своей деятельности.

С начала 2017 года для подготовки и проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 размещен 1 151 ИВ в 15 районах города, включая 137 ИВ на территории, прилегающей к футбольному стадиону «Санкт-Петербург – Арена» для принятия решений по управлению потоками зрителей на путях их следования. Размещение указанных ИВ утверждено межведомственной рабочей группой с участием представителей ИОГВ
Санкт-Петербурга, территориальных органов МЧС России, МВД России и ФСБ России.

На территории Крестовского острова создана система информирования
на прилегающей к стадиону территории для осуществления координации потоков зрителей, которая включает в себя 66 громкоговорителей.

Обеспечение точек доступа в Интернет с функцией использования беспроводной технологии Wi-Fi на 13-ти мостовых переходах позволит повысить уровень привлекательности Санкт-Петербурга для туристов и жителей города.

В 2017 году сохранено 29 459 видеоматериалов (в 2016 году – 28 176 видеоматериалов), в том числе 22 560 видеоматериалов по категориям:

  • ДТП – 16 287 видеоматериалов;
  • происшествия общеуголовного характера – 5 027 видеоматериалов;
  • административные нарушения – 1 246 видеоматериалов.

Также сохранено 6 899 видеоматериалов по иным категориям:

  • техногенные происшествия (прорыв трубопроводов ГВС и ХВС, парение, повреждение и обрывы контактных сетей);
  • пожары и аварийно-спасательные работы (задымление, возгорание, прибытие спецтехники МЧС и служб реагирования);
  • общественные мероприятия (митинги, шествия, пикеты, концерты);
  • прочие происшествия.

В 2017 году от правоохранительных органов и специализированных организаций поступило и отработано 16 744 зарегистрированных запросов
(11 019 запросов  – в 2016 г.). Этот показатель на 52 % выше, чем АППГ (аналогичный период прошлого года). Из 16 744 запросов по 7 637 запросам были предоставлены видеоматериалы, что составило 46 % от общего количества запросов, по 9 107 запросам происшествия не попали в зону обзора источников видеоизображений ГЦВН или поступили в СПб ГКУ «ГМЦ» по истечении срока хранения видеоинформации в системе хранения данных (7 суток). Всего по поступившим запросам сохранено 19 071 видеоматериалов (в 2016 г. сохранено 15 105 видеоматериалов). Этот показатель на 26 % выше, чем АППГ.

За 2017 год через систему терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция» поступило 3 993 обращения от жителей и гостей города, из них о правонарушениях 259 обращений, что составило 7 % от общего количества обращений; информационного или справочного характера 411 (10 %) обращений, ложный вызов (хулиганство) – 3 323 (83 %) обращений.

Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности

В 2017 году в адресном перечне объектов социальной инфраструктуры
(далее – ОСИ) учтено 6 476 объектов (в том числе 1 352 объекта учреждений здравоохранения, 3 089 объектов образовательных учреждений, 437 объектов социальной защиты населения, 1 598 объектов иных учреждений)
(в 2016 году – 6 362 объекта).

На постоянной основе проводится работа по паспортизации ОСИ
Санкт-Петербурга по определению степени их оснащенности комплексными системами обеспечения безопасности (далее – КСОБ).

Согласно данным паспортизации, системой автоматической пожарной сигнализации (далее – АПС) оборудовано 5 966 ОСИ (92% от общего количества ОСИ, учтенных в адресном перечне); системой оповещения управления эвакуацией оборудовано 5 841 ОСИ (90%); системой автоматического пожаротушения оборудовано 174 ОСИ (3%); охранной сигнализацией оборудовано 3 178 (49%); кнопкой тревожной сигнализации (далее – КТС) – 4 925 (76%); системой контроля загазованности (далее – СКЗ) – 1 426 ОСИ (45% от 3 144 объектов, требующих оснащения СКЗ по данным ГРО «ПетербургГаз»).

В автоматизированную систему «Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности» (далее – АС КСОМБ) СПб ГКУ «ГМЦ» поступают сигналы от КСОБ, установленных на 5 700 ОСИ (88%) (в 2016 году – 5 161 ОСИ (81%).

В соответствии с п.8.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 636 «Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга» необходимо ежемесячно проводить тестирование подсистем КСОБ. Анализ объектов, проводивших тестирование систем АПС и КТС в январе 2017 года показал, что 828 объектов
(16% от общего количества) не проводили тестирование систем АПС и 319 объектов (7% от общего количества) не проводили тестирование КТС. В 2017 году направлено 394 обращения в ИОГВ по объектам, не проводившим ежемесячное тестирование АПС и КТС, что позволило снизить количество таких объектов до 5% по результатам мониторинга в декабре 2017 года.

В 2017 году проведена работа по сопряжению КСОБ с АС КСОМБ
СПб ГКУ «ГМЦ» на 465 ОСИ, сигналы от которых ранее в АС КСОМБ
не поступали (в 2016 году – 394 объекта).

В соответствии с п. 5.6 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 636 «Об оснащении комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга» Комитет по информатизации
и связи ежегодно проводит обследования ОСИ Санкт-Петербурга на предмет оценки уровня их оснащенности КСОБ в целях оптимизации и унификации.

В 2017 году работниками СПб ГКУ «ГМЦ» совершено 3 232 выезда на ОСИ Санкт-Петербурга, из них 2 793 выезда по плановым обследованиям, 150 выездов
по проверке исполнения государственных контрактов, 72 выезда по тревоге реальный «Пожар», 217 выездов с целью организации восстановительных работ подсистем КСОБ (в 2016 году – 3 764 выезда).

В 2017 году на дооснащение КСОБ объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга выделено 59 572 407,51 рублей, что на 66% меньше по сравнению с 2016 годом (в 2016 году выделено 178 852 601,15 рубль). Выполнены работы по дооснащению средствами КСОБ 4 судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга (всего установлена
21 система). Выполнены работы по разработке проектно-сметной документации
по строительству КСОБ 24 судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга (всего 99 систем).

Автоматизированная система «112»

Автоматизированная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Санкт-Петербурга (далее – Система-112) введена в постоянную эксплуатацию с 16.06.2017 распоряжением Комитета
по информатизации и связи от 16.06.2017 № 126-р.

Служба экстренных вызовов 112 создана с целью обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.04.2017 № 191 началось использование единого номера «112» в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи на территории Санкт-Петербурга для доступа в Систему-112.

В настоящее время на территории Санкт-Петербурга Система-112 функционирует в составе:

основного центра обработки вызовов, расположенного по адресу: ул. Киевская, д. 28, литера А;

резервного центра обработки вызовов (далее – РЦОВ), расположенного
по адресу: 5-й Предпортовый проезд, дом 4, корпус 3, литера А.

Обеспечено информационное взаимодействие с Государственной автоматизированной информационной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее – ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»). По результатам демонстрационных испытаний, проведенных
20 сентября 2017 года, сопряжение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Санкт-Петербурга
и ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» выполнено в полном объеме.

Со второго квартала 2017 года осуществляется передача данных о месте нахождения абонентского оборудования в Систему-112 от операторов связи ПАО «МТС», ОАО «Теле2-Санкт-Петербург» и ПАО «МегаФон». В конце первого квартала 2018 года планируется передача данных операторов связи ПАО «ВымпелКом».

В 2017 году принято 2 776 725 вызовов, что на 16 % превышает показатель прошлого года (в 2016 году – 2 336 310 вызовов). Из них направлено в дежурно-диспетчерские службы 1 338 215 вызовов, что на 41% больше, чем в 2016 году (947 055): ДДС-01 – 41 652 (на 58% больше, АППГ – 26 393), ДДС-02 – 623 681,
(на 48% больше, АППГ – 422 120), ДДС-03 – 582 196, (на 40% больше,
АППГ – 416 468), ДДС-04 – 8 676, (на 51% больше, АППГ – 5 753), Служба
ЖКХ – 82 010 (на 8% больше, АППГ – 76 321). Среднее количество обращений граждан по единому номеру «112» в сутки в 2017 году составило 8 000 вызовов (АППГ – около 7 000 вызовов в сутки), в периоды максимальных нагрузок достигает 10 000 вызовов. 

Центр обработки вызовов 004

В составе подведомственного Комитету по информатизации и связи учреждении СПб ГКУ «ГМЦ» с 2005 года действует центр обработки вызовов 004 (далее – ЦОВ 004). Операторы ЦОВ 004 в круглосуточном режиме принимают звонки, регистрируя сообщения в электронной карточке событий о проблемах
в сфере жилищно-коммунального хозяйства, передают сообщения
в специализированные организации и их структуры. Кроме того, предоставляют информацию об автотранспортных средствах, задержанных в соответствии
со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В июле 2017 года был принят 9-тимиллионный звонок
с начала работы ЦОВ 004.

Всего за 2017 год зарегистрировано 498 934 сообщений (499 212 сообщений
в 2016 году
). В 2017 году зарегистрировано 76 531 аварийное сообщение. Все сообщения переданы в аварийно-диспетчерские службы районов города, что на 28% больше показателя 2016 года – 59 838 аварийных сообщений.

При отработке обращений специалисты СПб ГКУ «ГМЦ» оказывают консультирование населения по вопросам деятельности Учреждения, предоставляют справочную информацию по аварийным и плановым отключениям. Обращений справочного характера поступило – 231 474.

Специалистами СПб ГКУ «ГМЦ» предоставлено 141 907 устных справок
(в 2016 году – 187 895)
об автотранспортных средствах, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Во исполнение Временного порядка работы с сообщениями, поступающими
от заявителей по номеру телефона «004» на портал «Наш Санкт-Петербург»
(далее – Портал), утвержденным вице-губернатором Санкт-Петербурга Говоруновым А.Н. 30.03.2017 № 02-16-2344/17-0-1, и в соответствии с Планом ввода на Портал категорий сообщений, поступающих по номеру телефона «004», 06.04.2017 организовано поэтапное направление сообщений на Портал.

С 01 сентября 2017 года осуществлен переход на передачу сообщений, принятых по номеру телефона «004» на Портал.

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга

С целью содержания, поддержания в готовности и развития региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения
Санкт-Петербурга (далее – РАСЦО) в 2017 году организовано проведение работ
и оказание услуг для обеспечения функционирования и развития комплексов
технических средств РАСЦО, осуществлен контроль их выполнения.
В соответствии с утвержденным Графиком проверок РАСЦО на 2017 год, организованы и проведены 17 технических проверок готовности комплексов технических средств (далее ‑ КТС) РАСЦО. По результатам проведенной 23 августа 2017 года комплексной технической проверки готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведения проверочных сигналов до населения, действующая РАСЦО оценивается как «готова к использованию
по предназначению». По результатам проведенных мероприятий по содержанию
и поддержанию в готовности РАСЦО, коэффициент технической готовности
КТС РАСЦО, находящихся на эксплуатационно-техническом обслуживании
в 2017 году увеличился до 0,98 (в 2016 году составлял 0,97).

В рамках развития РАСЦО в 2017 году выполнены работы по создано 27 новых КТС РАСЦО на территории Кировского района Санкт-Петербурга, по разработке
6 комплектов проектно-сметной документации для создания КТС РАСЦО
на зданиях администраций районов Санкт-Петербурга, осуществлена поставка
1 комплекта мобильной звукоусилительной станции в запас мобильных технических средств оповещения регионального уровня.

В 2017 году осуществлено выполнение мероприятий по заключению соглашений о взаимодействии и поддержании в постоянной готовности
к использованию специализированных КТС РАСЦО. Общее количество вышеуказанных соглашений в 2017 году составило 72, что на 94 % выше показателя 2016 года (в 2016 году – 37 соглашений).

Достигнутые результаты по поддержанию в готовности и развитию РАСЦО позволяют эффективно осуществлять полномочия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по обеспечению своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. РАСЦО по своим показателям является одной из лучших в Российской Федерации, положительно оценивается специалистами МЧС России.

Информационная безопасность

В 2017 году решались задачи своевременного и достоверного обновления антивирусных баз и версий антивирусного программного обеспечения
на серверах антивирусной защиты информации исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Лицензии на антивирусные программные продукты предоставлены для 194 объектов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных организаций. Всего выдано 53192 лицензии Dr.Web и Kaspersky, что превышает количество выданных в 2016 году на четыре процента.

Продолжается развитие защищенной корпоративной сети единой мультисервисной телекоммутационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Если на конец 2016 года эксплуатировались в защищенной корпоративной сети 205 шт. ViPNet Coordinator (криптошлюз и межсетевой экран), то в 2017 году их количество доведено до 270 устройств. Использование таких программно-аппаратных комплексов позволяет увеличить скорость доступа пользователей к информационным ресурсам и повысить отказоустойчивость защищенного канала.

Впервые начались работы по оборудованию администраций районов
Санкт-Петербурга средствами обнаружения компьютерных атак и вторжений
в информационные системы – ViPNet IDS. В 2017 году установлены 12 таких программно-аппаратных комплексов. Это позволит повысить уровень защищённости информационных систем, центров обработки данных, рабочих станций пользователей, серверов и телекоммуникационного оборудования исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга посредством своевременного оповещения о фактах сетевых атак.

В 2017 году возросла потребность в установке средств защиты информации
от несанкционированного доступа на автономные рабочие места исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных организаций. В 2017 году таких средств защиты информации установлено 469,
в 2016 году только 240.

Выросло количество оказанных услуг по предоставлению защищённого доступа с мобильных устройств к информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В 2017 году оно достигло 223,
в 2016 году было 165.

Проведены работы по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и её модификации в средствах
и системах информатизации на 651 объекте исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных организаций.
Это позволило выявить 38003 уязвимости, из которых 3533 – уязвимости высокого уровня опасности.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга

Для обеспечения потребностей ИОГВ и подведомственных учреждений услугами связи, а также в целях использования телекоммуникационной инфраструктуры для различных городских проектов, реализуемых Правительством Санкт-Петербурга, с 2002 года в Санкт-Петербурге активно ведется строительство, расширение и развитие Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов власти (ЕМТС).

В течение 2017 года Комитетом по информатизации и связи количество точек присутствия ЕМТС увеличено с 5073 до 5229. Из 156 новых точек подключений 53 приходится на образовательные учреждения, 36 – объекты социального обеспечения и организации досуга молодежи, 8 – объекты здравоохранения,
23 – для нужд мировых судей, 6 – учреждения культуры и т.д.

Для организации служебной связи на Кубке конфедераций-2017
и Чемпионате мира по футболу 2018 на футбольном стадионе в западной части Крестовского острова Комитетом по информатизации и связи были организованы необходимые работы по установке отечественного оборудования стандарта TETRA в целях развертывания выделенной транкинговой сети стандарта TETRA, посредством которого успешно были обеспечены оперативной транкинговой радиосвязью оперативные службы Санкт-Петербурга (450 абонентов) в период проведения Кубка конфедераций 2017.

В рамках подготовки к проведению Чемпионату мира по футболу 2018,
в дополнение к развернутому сегменту сети на стадионе в Западной части Крестовского острова, планируется расширить сеть TETRA (3000 абонентов,
11 Базовых станций) для нужд Организаторов и участников соревнований
на территории города Санкт-Петербурга в местах пребывания болельщиков
и участников Чемпионата мира по футболу 2018 (аэропорт Пулково, железнодорожные вокзалы, морской порт). Указанное расширение сети TETRA позволит обеспечить бесшовное гарантированное взаимодействие между службами различных городских и силовых ведомств, в том числе: подразделениями служб скорой медицинской помощи, пожарно-спасательными отрядами противопожарной службы Санкт-Петербурга, ГУ МВД РФ, ФСО РФ, УФСБ РФ, подразделениями
МО РФ при решении возложенных на них задач и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в местах пребывания болельщиков и участников Чемпионата.

В 2017 году в рамках создания единой системы радиосвязи стандарта TETRA, а также замены выработавшегоого свой ресурс оборудования Motorola Solutions выполнено оснащение оборудованием российского производства
4-ой линии Петербургского метрополитена (8 Базовых станций, 2 диспетчерские консоли, 1 консоль контроля переговоров) и построена система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) для сети TETRA.

В настоящее время в исторической части Санкт-Петербурга сложилась крайне неблагоприятная ситуация с внешним обликом воздушного пространства,
в частности Невского проспекта, по причине большого количества воздушных линий связи (более 240 линий связи). Существующие ограниченные ресурсы кабельной канализации фактического монополиста ПАО «Ростелеком» и высокая стоимость её аренды не позволяют эффективно решать вопрос с размещением волоконно-оптических линий связи в кабельной канализации. В соответствии с поручением по п.4 протокола заседания Правительства Санкт-Петербурга № 203 от 02.09.2016 «…проработать вопрос демонтажа наружных сетей на основных магистралях и в центральной части Санкт-Петербурга…» реализованы технические решения для создания кабельной инфраструктуры с целью упорядочения размещения кабелей связи, проложенных методом воздушного подвеса над Невским проспектом. На протяжении Невского проспекта созданы 10 фиксированных кабельных переходов в кабельной канализации с использованием ВОК высокой ёмкости отечественного производства.  Все кабельные переходы связаны между собой магистральным ВОК для обеспечения возможности транзита оптических волокон вдоль Невского проспекта при соответствующей необходимости. Муфты позволяют подключить до 7 ВОК операторов связи. Таким образом, один переход обеспечит переключение до 42 ВОК. Выполнение работ по переключению существующих воздушных линий связи через Невский проспект запланировано
на 2018-2019 годы.

В 2017 году в Санкт-Петербурге была в очередной раз организована Система централизованного видеонаблюдения и видеотрансляции при проведении
в общеобразовательных учреждениях Единого государственного экзамена – ЕГЭ. Данная система развертывалась и эксплуатировалась под организационно-методическим контролем Комитета по информатизации и связи в соответствии
с методическими рекомендациями Рособрнадзора. Выбранные технические решения позволили обеспечить во всех пунктах проведения экзамена (далее – ППЭ) онлайн-трансляцию посредством ЕМТС в сеть «Интернет» хода проведения ЕГЭ
на специализированный общероссийский портал (Smotriege.ru) с возможностью локального хранения видеоархивов. Всего в 2017 году организована трансляция
с 5200 источников видеоизображения в 146 ППЭ. Количество ППЭ с онлайн-трансляцией на специализированный портал в 2017 году составил 100% по Санкт-Петербургу.