Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) разместила на портале общественных обсуждений законопроект, который должен повысить эффективность применения антимонопольного регулирования в условиях цифровых рынков.
Документ, разработанный ФАС в инициативном порядке, вносит изменения в федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации.
Как поясняет ФАС, в основе современной рыночной экономики решающую роль играют технологии (в первую очередь цифровые технологии), информация, цифровые и информационные платформы, интеллектуальная собственность. Однако отдельные стандартные категории действующего антимонопольного регулирования не могут быть эффективно применены в этих условиях. Негативным эффектом этого становится злоупотребление доминирующим положением.
Для исправления ситуации необходимо ввести в законодательство правила, «определяющие регулирование с учетом современных вызовов». Должны появиться дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые обладают соответствующей рыночной властью, отмечает ФАС.
Ведомство предлагает ввести новые понятия – «сетевой эффект», «ценовые алгоритмы» и «доверенное лицо».
Сетевой эффект – зависимость потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменение ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении или увеличении количества пользователей в другой группе (косвенный сетевой эффект).
Ценовой алгоритм – программное обеспечение (программа для электронно-вычислительной машины, совокупность таких программ или программно-аппаратных средств), доступ к которому обеспечивается путем его установки на электронные вычислительные машины пользователя или посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенное в соответствии с заданными параметрами для мониторинга цен на товарном рынке, расчета цен на товары, установления цен на товары и (или) контроля цен на товары либо совершения действий при участии в торгах.
Доверенное лицо – юридическое или физическое лицо, определенное антимонопольным органом для выполнения функций по мониторингу и содействию исполнению предписания, выданного антимонопольным органом.
Как отмечает ФАС, ценовые алгоритмы анализируют рынки и подстраивают цену. В условиях, когда компании используют подобные алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, следует говорить в том числе о формировании картельных сговоров.
Документом планируется закрепить дополнительные более жесткие требования, которые связаны с контролем сделок в рамках экономической концентрации, связанных, приобретение технологий или иных нематериальных активов. Например, дискриминационными условиями со стороны компании предлагается считать также «дискриминационные условия доступа к данным, в том числе данным о потребителях».
Положение хозяйствующего субъекта, владеющего инфраструктурой (платформой), которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия других хозяйствующих субъектов и (или) потребителей, может быть признано доминирующим в случае, когда сетевые эффекты, являющиеся результатом деятельности хозяйствующего субъекта, и (или) данные, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, дают такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Документ вводит новое условие контроля сделок – если объем сделки превышает 7 миллиардов рублей.
Также законопроект:
- определяет правила привлечения доверенных лиц для выполнения функций по мониторингу и содействию исполнения предписания, выданного в рамках эконмической концентрации, в том числе в связи с передачей технологий;
- определяет последствия неисполнения предписания антимонопольного органа, в том числе в виде выдачи в судебном порядке принудительной лицензии на использование изобретения и запрета на оборот товара на территории Российской Федерации;
- исключает «иммунитеты» для применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности.
Пункт «совершение административного правонарушения с использованием ценового алгоритма» также вводится в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Устанавливается штраф за повторное невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (услугам) или совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
ФАС отмечает, что информация о международном опыте в соответствующих сферах деятельности отсутствует.
Обсуждение законопроекта продлится до 24 апреля.
Напомним, в ноябре 2017 еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) отмечала, что чем более важным фактором конкуренции становится информация, тем внимательнее следует регуляторам проверять все нюансы сделок по покупке и поглощению компаний, сделок, в результате которых большие массивы данных оказываются в одних руках.
В декабре заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский заявлял, что сегодняшнее законодательство не в полной мере приспособлено к работе в цифровой экономике.
В конце декабря 2017 президент России Владимир Путин подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, определены, в том числе:
- информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;
- обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;
- совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и её глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.