В Госдуму правительством РФ внесен законопроект «О единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех».
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона определяет:
- правовые основы создания, развития и эксплуатации информационных систем на платформе «ГосТех»;
- полномочия координатора функционирования и развития такой платформы;
- полномочия её участников и операторов сервисов в связи с созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем на платформе «ГосТех»;
- требования, предъявляемые к инфраструктуре данной платформы, её сервисам и операторам сервисов, включая порядок взаимодействия между координатором платформы «ГосТех», её участниками и операторами сервисов.
Предлагаемое нормативное регулирование, как поясняют авторы документа, позволит оптимизировать процессы обработки информации в информационных системах и использования программного обеспечения и программно-аппаратных средств.
Законопроект определяет «ГосТех» как совокупность инфраструктуры платформы «ГосТех» и сервисов платформы «ГосТех», доступ к которым участникам платформы «ГосТех» обеспечивает координатор платформы «ГосТех» для создания, развития и эксплуатации информационных систем.
Термин «сервисы» в этом определении означает «технические и программно-технические средства, вычислительные мощности центров обработки данных, информационные технологии и функциональные возможности программ для электронных вычислительных машин, базы данных и комплексы технических средств, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, реализующие функции готовых к применению по назначению прикладных и технологических компонентов, обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию информационных систем». (Можно было ограничиться словами «технические и программные средства, а также базы данных, обеспечивающие эксплуатацию прикладных IT-систем». Всё остальное дополнительного смысла не имеет, а словосочетание «информационные технологии и функциональные возможности программ» применительно к термину «сервис» смысла не имеет вообще – ред.)
Правовое регулирование платформы «ГосТех», как сказано в проекте, осуществляется на основе следующих принципов:
1) недискриминационный доступ участников платформы «ГосТех» и операторов сервисов платформы «ГосТех» к платформе «ГосТех»;
2) непрерывность и бесперебойность функционирования платформы «ГосТех»;
3) масштабируемость, отказоустойчивость и производительность платформы «ГосТех» при изменении количества информационных систем на платформе «ГосТех», участников платформы «ГосТех», сервисов платформы «ГосТех»;
4) технологическая независимость информационных систем на платформе «ГосТех» и информационная безопасность содержащейся в них информации;
5) повторное использование;
6) безопасность информационных систем на платформе «ГосТех»;
7) эффективность использования бюджетных средств при создании, развитии и эксплуатации информационных систем на платформе «ГосТех».
Правительство должно утвердить положение о «ГосТехе», определяющее:
- порядок создания, развития и эксплуатации информационных систем на платформе «ГосТех»;
- правила ввода в эксплуатацию информационных систем на платформе «ГосТех»;
- требования к инфраструктуре платформы «ГосТех»;
- перечень полномочий, права и обязанности координатора платформы «ГосТех»;
- права и обязанности операторов сервисов «ГосТех», участников платформы «ГосТех» при создании, развитии и эксплуатации информационных систем на платформе «ГосТех»;
- распределение ответственности между координатором платформы «ГосТех», операторами сервисов платформы «ГосТех» и участниками платформы «ГосТех» в рамках создания, развития и эксплуатации информационных систем на платформе «ГосТех», а также порядок взаимодействия между ними.
Координатором платформы «ГосТех» указан федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минцифры – ред.). Часть функций координатор по решению правительства может передать подведомственному ему федеральному казенному учреждению.
Законопроект предполагает вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
В конце сентября, напомним, правительство сообщило о новой модели развития «ГосТеха». Её ключевыми преимуществами станут полная автоматизация процедур заказа государственных информационных систем, а также создание конкурентной среды за счёт включения в платформу IT-решений от различных российских разработчиков. Это позволит «быстрее и проще создавать новые сервисы и обеспечивать высокий уровень их безопасности».
За две недели перед объявлением, что концепция «ГосТеха» меняется, решением правительства утратило силу постановление правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 2194 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Управление единой цифровой платформой Российской Федерации «ГосТех» и Положения о федеральной государственной информационной системе «Госмаркет». О грядущем упразднении этих ГИС было известно в декабре 2024.
Проект «ГосТех» стартовал в 2020 году. Как сообщило правительство в сентябре, количество функционирующих на «ГосТехе» ведомственных и региональных систем и сервисов достигло 52. Ещё 30 сервисов находятся на этапе разработки или опытной эксплуатации.
По данным «Центра экспертизы и координации информатизации», подведомственного Минцифры, ГИСов на «ГосТехе» меньше – порядка 20.

В рамках разработки законопроекта производился анализ правоприменительной практики в том числе следующих актов законодательства Российской Федерации, выявивший необходимость изменения нормативно-правового регулирования:
- Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех»;
- постановление правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2338 «Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555».

















