Правительство сообщило в среду о внесении в Госдуму второго пакета мер защиты граждан от мошенников (по состоянию на 10:30 мск четверга на сайте Госдумы документа нет – ред).
В сообщении правительства сказано, что документ включает два десятка инициатив, направленных на снижение рисков кибермошенничества и усиление безопасности пользователей.
Среди ключевых нововведений – закрепление требования о восстановлении доступа к аккаунту на портале госуслуг только доверенными способами, в том числе через МФЦ, приложения или сайты банков, а также с помощью биометрии. Это снижает вероятность того, что мошенники получат доступ к учётной записи гражданина, сказано в сообщении.
Предусматривается введение детских SIM-карт, что позволит родителям контролировать доступ ребёнка к нежелательному контенту и снизит риск вовлечения несовершеннолетних в мошеннические схемы.
Предлагается установить ограничение на количество банковских карт – не более 20 на одного человека и не более пяти карт одного банка. Предполагается, что это усложнит создание инфраструктуры для обналичивания незаконно полученных средств.
Вводится маркировка международных телефонных звонков.
Законопроект также закрепляет право гражданина сообщить о факте кибермошенничества через портал госуслуг. Такой механизм позволит оперативно фиксировать инциденты и автоматически информировать о действиях злоумышленников банки, операторов связи и цифровые платформы.
Предусмотрено право оператора связи применять искусственный интеллект для выявления подозрительных звонков. Подобные ИИ-системы (так называемый голосовой антифрод), как сообщает правительство, уже активно используются бизнесом для контроля качества обслуживания и борьбы с мошенничеством.
Кроме того, закрепляется обязанность операторов связи передавать в реестр ГИС «Антифрод» сведения о номерах, с которых и на которые совершаются мошеннические вызовы, а также приостанавливать пропуск трафика по включённым в реестр номерам.
Отдельное внимание уделено борьбе с фишингом. Вводятся механизмы внесудебной оперативной блокировки мошеннических (фишинговых) сайтов. Ранее обязательной блокировке подлежали только ресурсы, имитирующие сайты банков и финансовых организаций.
В апреле этого года был принят первый правительственный пакет мер против мошенников. Он включает около 30 инициатив для защиты граждан от киберпреступников, и эти положения уже вступили в силу.
Так, на сегодняшний день действует запрет на использование иностранных мессенджеров сотрудниками госорганов, банков и операторов связи при общении с клиентами. Введена маркировка звонков входящих звонков из организаций. Ещё в числе принятых мер также – самозапрет на кредиты и займы. Его уже установили свыше 20 миллионов граждан.
Отметим, что по данным правительства, цифровое мошенничество в стране снижается, по данным «Сбера» – продолжает расти.

















