Европейский парламент одобрил фундаментальные законы о «беспрецедентных стандартах ответственности» онлайн-платформ: закон о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) и закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA), сообщил во вторник europarl.europa.eu.
Законы направлены на регулирование социального и экономического эффекта, оказываемого IT-компаниями, путём установления ясных стандартов того, как эти компании должны функционировать и предоставлять услуги в ЕС в соответствии с фундаментальными правами и ценностями Евросоюза. Нарушителям грозят огромные штрафы.
DSA устанавливает чёткие требования к поставщикам цифровых услуг, например, социальным сетям и маркетплейсам, по противодействию распространению нелегального контента, дезинформации (напомним по случаю, что борьба с «дезинформацией» на Западе служит ширмой для цензуры – ред.) в Интернете и «другим социальным рискам».
Требования включают:
- новые меры противодействия распространению нелегального контента и обязательства для платформ оперативно реагировать [на подобный контент];
- более эффективное отслеживание и проверки [добросовестности] продавцов на онлайн-маркетплейсах;
- большую открытость и ответственность платформ;
- запрет на введение пользователей в заблуждение, а также запрет определённых видов таргетированной рекламы.
DMA устанавливает требования к крупным онлайн-платформам на цифровом рынке, действующим в качестве «привратников» (gatekeepers). К ним отнесены платформы, чьё доминирующее положение в Интернете «делает трудным для потребителей избежать пользования ими». Это требование должно обеспечить более справедливые условия ведения бизнеса и рост количества услуг для потребителей.
Для недопущения случаев недобросовестной бизнес-практики «привратникам» придётся:
- обеспечить возможность взаимодействовать с их сервисами сторонним компаниям;
- разрешить коммерческим пользователям доступ к данным, которые они генерируют на платформе «привратника».
«Привратники» больше не смогут:
- предоставлять преимущество собственным сервисам или товарам при ранжировании;
- мешать потребителям легко деинсталлировать предустановленное программное обеспечение и приложения или мешать использованию сторонних приложений и магазинов приложений;
- обрабатывать персональные данные пользователей для таргетированной рекламы без ясно выраженного согласия потребителя.
Для нарушителей DMA предусмотрены штрафы в размере до 10% от общей выручки компании за предшествующий нарушению финансовый год. Повторное нарушение грозит двукратным ростом штрафа.
После одобрения Европейским советом DMA и DSA, в июле и сентябре текущего года соответственно, законы будут опубликованы в официальном журнале ЕС и вступят в силу через 20 дней после публикации. При этом положения законов начнут применяться только спустя несколько месяцев.
См. также: Что ожидать после вступления в силу европейского закона о цифровых услугах >>>