Представители Европарламента и Совета ЕС согласовали детали проекта закона о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA), призванного серьёзно ограничить влияние IT-гигантов в Евросоюзе, сообщил в четверг europarl.europa.eu.
DMA призван ограничить сбор IT-компаниями персональных данных европейцев, предоставить свободу выбора используемых браузеров, голосовых ассистентов, поисковых систем. Кроме того, Еврокомиссия получит право проводить расследования в отношении нарушителей закона.
Документ разработан для регулирования деятельности крупных компаний, которые предоставляют «ключевые платформенные решения» и которые «наиболее тяготеют к недобросовестным бизнес-практикам».
В частности, DMA вводит понятие цифровых «привратников» (gatekeepers). К таким компаниям отнесены в том числе социальные сети и поисковики с рыночной капитализацией не менее 75 миллиардов евро и годовым оборотом в 7,5 миллиарда евро. Чтобы считаться «привратником», компания также должна предоставлять услуги в определённой сфере — просмотра веб-страниц, общения в мессенджерах или социальных медиа. У такой компании в ЕС должно быть не менее 45 миллионов конечных пользователей в месяц и 10 тысяч бизнес-пользователей в год.
Из согласованного текста законопроекта следует, что крупные мессенджеры, такие как Whatsapp, Facebook Messenger или iMessage, должны открыть доступ и обеспечить совместимость с небольшими мессенджерами. Это даст возможность пользователям всех платформ обмениваться сообщениями, отправлять файлы и видео, что предоставит им большую свободу выбора. В будущем это требование может быть распространено и на соцсети.
Сбор персональных данных для таргетированной рекламы предполагается разрешить только при получении «привратником» «чётко выраженного согласия» [со стороны пользователя]. Сами же пользователи смогут свободно выбирать интернет-браузеры, виртуальных помощников или поисковики.
В случае несоблюдения DMA IT-гиганта оштрафуют на сумму в 10% от глобального оборота «привратника» за предшествующий нарушению финансовый год. Повторное нарушение обойдётся в 20%, а при «систематическом» несоблюдении законодательства компании будет запрещено на определённый период приобретать других игроков рынка.
Теперь текст законопроекта будет передан на экспертизу, а позже направлен для одобрения в Европарламент и Совет ЕС. По информации Reuters, положения DMA могут вступить в силу уже в октябре 2022.
В декабре 2021, напомним, комитет Европарламента высказался за ужесточение готовящегося закона Digital Services Act с целью защиты детей в Сети.