В январе-марте 2025 года количество жалоб в Банк России от потребителей финансовых услуг и инвесторов увеличилось на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 95 тысяч жалоб, сообщает Центробанк.
Жалобы на микрофинансовые организации (МФО) выросли более чем на 10%; также заметно увеличилось количество обращений граждан из-за приостановки дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

В отношении МФО потребители жаловались на сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг и на оформление займов без их согласия. Также поступают обращения от клиентов МФО с требованием, сформированным под влиянием рекомендаций в соцсетях, пересчитать их задолженность.

Что касается банков, по сравнению с первым кварталом 2024 года число жалоб на них выросло на 36,8% – в основном из-за недовольства граждан приостановкой ДБО.
Напомним, для противодействия мошенническим операциям Банк России в июле 2024 года обязал банки приостанавливать подозрительные операции, чтобы предотвратить хищение средств. Это внесло вклад в увеличение общего числа жалоб, клиентам банки ошибочно оказывали в сервисе.
При этом по результатам рассмотрения большинства обращений по вопросу блокировки ДБО банки подтвердили его использование в мошеннических целях, отмечают в ЦБ.

Продолжается снижение количества жалоб на навязывание платных услуг при кредитовании. Таких жалоб стало меньше на 42,2%, в том числе благодаря тому, что с прошлого года кредиторы обязаны информировать заёмщиков об услугах, которые они приобрели вместе с кредитом, и уведомлять о праве отказаться от них в течение 30 дней.
См. также: Президент подписал закон о периоде охлаждения при оформлении потребительских кредитов >>>
По данным ЦБ, число жалоб уменьшилось:
- по вопросам страхования — на 44,6%;
- на профессиональных участников рынка ценных бумаг — на 27,5%;
- на несогласие людей с переходом из Социального фонда России в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а также между НПФ — на 31,4%.