Правительство внесло в Госдуму два законопроекта, касающиеся внедрения реестровой модели аккредитации образовательной деятельности: изменения вносятся в федеральный закон «Об образовании» и в Налоговый кодекс РФ.
Первый документ разработан в соответствии с планом мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде и направлен на реализацию целей и показателей федерального проекта «Цифровое государственное управление».
Согласно действующим нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предоставление государственных услуг по госаккредитации образовательной деятельности и признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в большей части осуществляется на бумажном носителе, включая получение результатов оказания госуслуг.
Законопроектом предусматривается обеспечение предоставления таких госуслуг полностью в электронном виде, включая предоставление результатов оказания государственных услуг по принципу «реестровой модели».
То есть порядок проведения государственной аккредитации остается неизменным, изменения касаются оформления результатов государственной услуги: вместо выдачи свидетельства о государственной аккредитации будет осуществляться внесение соответствующей записи в государственную информационную систему «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как говорится в пояснительной записке, указанные законодательные изменения позволят:
- оптимизировать предельные сроки по предоставлению государственных услуг;
- сократить затраты объемов бюджетных ассигнований средств федерального бюджета, в том числе предусмотренных на возмещение командировочных расходов экспертам и представителям экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.
Законопроект предполагает вступление в силу с 1 января 2023 года.
Второй документ касается пошлины, которая уплачивается при обращении за выдачей соответствующих документов (их дубликатов), а именно свидетельства о государственной аккредитации либо свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
Как отмечают авторы законопроекта, размеры государственной пошлины за государственную аккредитацию образовательной деятельности действуют с 2015 года и до настоящего времени не индексировались. При этом среднегодовая инфляция в РФ за последние пять лет составляет не менее 5%.
В этой связи размеры государственные пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, установленные подпунктом 127 статьи 333.33 НК РФ, предлагается сохранить на прежнем уровне:
- по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 тысяч рублей;
- по основным образовательным программам среднего профессионального образования — 35 тысяч рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;
- по основным образовательным программам высшего образования — 100 тысяч рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу специальностей и направлений подготовки.
Напомним, с 1 июля в России должен начаться эксперимент по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в рамках реализации суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн».