На этой неделе в Госдуме состоялся круглый стол комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству «Ключевые проблемы интернет-торговли в Российской Федерации».
Организаторы устами открывшего мероприятие депутата Анатолия Аксакова объявили задачей обсуждения возможные изменения в законодательстве, преследующие три цели: удобство для делающих онлайн-покупки граждан, обеспечение должного качества товаров в интернет-магазинах и «выгода государства». На деле же речь шла почти исключительно о защите внутреннего рынка от конкурентов из КНР, ЕС и США, причём обсуждалась защита не столько онлайн-магазинов, сколько производителей товаров.
Вугар Исаев (президент «Снежной королевы», которая торгует офлайн – кто же станет покупать шубу в Интернете?), взял слово первым и сказал, что розничная торговля сегодня платит 30-35%, а если принять предлагаемые им меры (какие, не объяснил), то будет 80%.
Сказанное Александром Тынкованом (тоже президент, только «М.Видео») показалось корреспонденту Экспертного центра электронного государства более доступным для понимания. Вопрос безопасности продукции, равенство налогообложения отечественных и иностранных онлайн-продавцов – это не вопрос выживания магазинов, сказал Тыгкован, это – вопрос выживания российского производителя.
Артём Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), подтверждает это заявление цифрами: только 3% посылок с товарами из Китая, купленными гражданами РФ в интернет-магазинах, попадают под ввозные пошлины. В обратном направлении, из России (впрочем, и из других стран тоже) движение подчиняется совсем другим правилам – всё, что дороже 50 юаней (восемь примерно долларов), в КНР налогом с продаж облагается.
Президент той же ассоциации Алексей Фёдоров добавил картине мрачности. Китайцы выстраивают логистическую структуру в России, и как только у нас появятся их собственные пункты выдачи их товаров, на нашей онлайн-торговле можно будет ставить крест. За год-полтора все посылки весом до 7 кг (почему именно семи килограммов, не объяснил – обычная посылка имеет право весить до 10 кг – ред.) будут исключительно китайскими. Сделать же с ушлыми китайцами по нынешним законам ничего нельзя – они не то что нас, но и европейцев дурят, пишут на посылках «21,99 евро» (порог беспошлинного ввоза в ЕС – 22 евро), и доставляют товар, ничего не платя ни на границе, ни с продаж.
То, что наш рынок не защищён от ввозимых из-за рубежа розничных онлайн-покупок, подтверждается цифрами, см. справку ниже. Благодаря такому неравенству правил ввоза и вывоза купленных онлайн товаров возник целый бизнес, сообщил присутствующим Соколов. На границе с Россией в Белоруссии и Прибалтике появились накопительные склады, они аккумулируют товары и затем беспошлинно рассылают их по почте обычными посылками, адресованными непосредственно гражданам.
IT-индустрию представлял исполнительный директор АП КИТ Николай Комлев. В разговоре с корреспондентом Экспертного центра он объяснил своё присутствие на мероприятии тоже заботой не об отечественных интернет-продавцах, а об IT-производителях. По словам Комлева, импортёры IT-товаров (дистрибуторы) больше не могут ввозить их из-за границы с прежней выгодой и потому постепенно открывают в России несложные производства, например, сборку флэш-накопителей – пусть из импортных комплектующих, но в России. Трансграничная онлайн-торговля, фактически не облагаемая пошлинами на российской границе, не даст им выдержать конкуренцию с китайцами. То же, заметим от себя, имеет место и при импорте софта – его сегодня покупают почти исключительно онлайн, при этом зарубежный магазин, в отличие от российского, налог с продажи не платит.
Представитель Федеральной таможенной службы Ирина Тетерева сообщила, что с онлайн-покупок в зарубежных магазинах в 2014 году её ведомство взыскало 81 миллион рублей (общий объём рынка трансграничной интернет-торговли в России, по данным АКИТ, превышает 200 миллиардов рублей – ред.). Поток посылок ФТС «видит» и оценивает его в 40 миллионов почтовых отправлений ежегодно. Если так, то с посылки казна имеет 2 рубля.
Справка
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2014 году объем рынка электронной коммерции в России составил 713 миллиардов рублей — рост составил 31% по сравнению с 2013 годом.
Трансграничная торговля растет темпами, опережающими рост на внутреннем рынке. Так, если рост интернет-торговли в целом последние пять лет находится на уровне в 30%, среднегодовой совокупный темп роста рынка трансграничной интернет-торговли за последние шесть лет составляет 91,2%.
В 2014 году объем рынка трансграничной интернет-торговли составил 208,6 миллиарда рублей, это почти 30% рынка электронной коммерции в России.

АКИТ делает вывод, что подобная динамика развития трансграничной интернет-торговли на фоне уменьшения доли внутренней интернет-торговли объясняется неравными конкурентными условиями, сложившимися на этом рынке. Зарубежные игроки не платят НДС и пошлину, и потому могут предлагать товар по цене на 20-30% ниже, чем игрок в России. В нашей стране назначен самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза товаров (1000 евро в месяц на человека), импорт таких товаров не облагается НДС.
В отчете ассоциации отмечается, что при импорте в Россию, например, из Китая товаров для личного пользования ввозной НДС составляет 0%, пошлина при заказе товаров на сумму меньше 1000 евро также составляет 0%. При этом, по данным АКИТ, при экспорте товаров из России в Китай на сумму больше 50 юаней (примерно 7 евро) платится ввозной НДС 13-17%, а также пошлина 9,5%.
В странах ЕС установлена многоступенчатая система регулирования ввоза товаров для личного пользования: отправления стоимостью свыше 22 евро облагаются НДС (от 15 до 24%, в зависимости от страны), в случае превышения стоимости в 150 евро посылка облагается НДС и таможенной пошлиной 5%.
Кроме Китая, нулевой порог беспошлинного ввоза установлен в Аргентине и Бразилии, в этих странах все входящие почтовые отправлен облагаются налогом; в Канаде, Таиланде, Новой Зеландии установлены невысокие пороги (соответственно 14, 23 и 34 евро).
В прошлом году в Россию было доставлено 78 миллионов отправлений с товарным вложением, причем более 70 миллионов доставила «Почта России».
АКИТ отмечает, что 90% всех отправлений пришли в Россию из Китая. При этом в денежном выражении на Китай приходится 49% всего объема трансграничной торговли. Средний чек покупок в Китае (40 долларов) сильно ниже среднего чека покупок в ЕС и США.
Чаще всего при трансграничной торговле российские покупатели покупают бытовую технику и электронику (33,1%) и одежду и обувь (34,6%). При этом маржинальность при торговле бытовой техникой и электроникой у локальных игроков не превышает 20%, а в среднем находится на уровне 10%, что делает невозможным конкуренцию с зарубежными игроками. Также крупными сегментами трансграничной торговли являются парфюмерия и косметика (7,2%), автозапчасти (6,7%), товары для дома (3%), спорттовары (2,6%).
Наибольший объем покупок в зарубежных магазинах приходится на Москву (46%), 12% — на Санкт-Петербург, на остальные города приходится 42% всего объема покупок.
На сегодняшний день на территории Евразийского экономического союза(ЕАЭС) отсутствуют единые правила регулирования ввоза товаров для личного пользования. В Казахстане без уплаты таможенных пошлин возможен ввоз не более одной посылки в месяц, причем количественные показатели пересылаемых товаров строго ограничены, например, в одном отправлении невозможно ввезти более двух мобильных телефонов или схожих предметов одежды на одного человека.
В Белоруссии таможенными пошлинами облагаются товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, превышающие по стоимости 200 евро или 31 кг по весу.
В Армении без уплаты таможенных пошлин разрешается ввоз не 6oлee одной посылки в течение полугода, и стоимостью не более 50 тысяч драм (примерно 91 евро). Разница в стоимости посылки, превышающая установленный лимит, и все дополнительные входящие почтовые отправления облагаются таможенной пошлиной.
В связи с тем, что на территории единого экономического пространства перемещение товаров между государствами-членами ЕАЭС производится свободно, отсутствие единого регулирования по периметру ЕАЭС приводит к тому, что импорт товаров для личного пользования осуществляется через страну с наиболее лояльным режимом ввоза. Это позволяет торговцам пересылать почтовые отправления через границы других стран, уходя от уплаты таможенных пошлин. На приграничных территориях создаются логистические комплексы, легально предлагающие услуги по пересылке почтовых отправлений через Россию в другие страны ЕАЭС.
Наряду с открытостью периметра ЕАЭС для импорта товаров для личного пользования, рынки других стран для членов ЕАЭС закрыты, отмечается в докладе АКИТ.