Самым распространенным опасением руководителей компаний стал тренд «уберизации» или дестабилизации отрасли из-за появления неочевидного конкурента (работающего по бизнес-модели сервиса заказа такси Uber). Всего за два года процент топ-менеджеров, которые не исключают возможности конкуренции с компаниями из других отраслей, вырос более чем на четверть, увеличившись с 43% в 2013 году до 54% в 2015, свидетельствуют результаты исследования IBM C-Suite Study.
Исследование (получившее название «Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена») основывается на результатах опроса более 5200 генеральных директоров, директоров по маркетингу, финансовых директоров, директоров по информационным технологиям и других руководителей высшего звена из 21 отрасли и более 70 стран, включая Россию.
[box] Uber — международная компания из Сан-Франциско, создавшая одноимённое мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке, оплата производится с помощью данных банковской карты. Чаще всего водители используют свои собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. В большинстве стран 80% оплаты переходит водителю, 20% перечисляется Uber.Протесты против методов Uber, который позволяет пассажирам находить заинтересованных в заказе водителей и таким образом снижает спрос на работу традиционных такси, ширятся в разных странах мира, в том числе и в России.
Тем не менее, Uber (который недавно был оценен в 50 миллиардов долларов) является интересным партнером и объектом для инвестиций для многих компаний. Так, в июне соглашение с интернет-сервисом о передаче бизнеса по сбору картографических данных заключила Microsoft. В августе стало известно, что Tata Opportunities Fund, частная инвестиционная компания в составе индийского конгломерата Tata Group, вложит в Uber от 75 до 100 миллионов долларов. Также меморандум о взаимопонимании для изучения возможностей совместной работы в сфере новых технологий в финансовом секторе заключил с Uber Сбербанк.
[/box]
Согласно результатам исследования, проведенного IBM Institute for Business Value, руководители высшего звена рассматривают постепенное сближение и взаимопроникновение различных отраслей в качестве основного фактора, который будет влиять на бизнес в ближайшие три-пять лет. Кроме того, они считают, что предприятия, показывающие самые высокие результаты, придают первостепенное значение когнитивным возможностям по сравнению с их коллегами из компаний, которые лишь следуют за тенденциями рынка.
Конкуренты-незнакомцы
Раньше самым большим риском для бизнеса считалось наличие конкурента с более качественным или дешевым предложением, что позволяло относительно легко менять стратегии. Сегодня успешным на рынке компаниям угрожают новые участники с совершенно иными бизнес-моделями, а также менее крупные и более активные игроки, свободные от устаревшей инфраструктуры.
«Наибольшая угроза исходит от новых конкурентов, которые еще не рассматриваются как соперники, – комментирует Петр Рушковский, директор по маркетингу Mondial Assistance. – 48% руководителей признают необходимость более децентрализованного процесса принятия решений. 54% опрошенных ищут способы привнесения инноваций из внешних источников и 70% планируют расширить свою сеть партнеров».
Обратная связь
Принявшие участие в опросе руководители признают, что им сложно предугадывать последующие события. Однако для прогнозирования трендов большинство пользуется «старыми добрыми» методиками — мозговым штурмом и прогнозной аналитикой.

Также только половина респондентов использует на практике обратную связь от клиентов для представления о новых тенденциях на рынке.
Большинство руководителей рассчитывают изменить способ взаимодействия их организаций с клиентами. 66% процентов топ-менеджеров рассматривают покупателей как индивидов – на 22% больше, чем в 2013 году – а еще 81% планируют более активно взаимодействовать с клиентами с помощью цифровых коммуникаций – этот показатель увеличился на 19% за два года.
Технологии и бизнес
Топ-менеджеры ставят технологии на верхнюю строчку рейтинга внешних факторов, которые оказывают наибольшее влияние на их предприятия. Самыми «влиятельными», согласно опросу, оказались облачные вычисления, мобильные решения и Интернет вещей.

Что касается рисков, два года назад IT-безопасность в рейтинге главных задач оценивалась довольно низко. Сегодня же 68% респондентов считают IT-безопасность риском номер один для предприятия.


















