Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) повторно опубликовала на портале общественных обсуждений законопроект, направленный на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности.
По сравнению с предыдущим вариантом документа, выложенным в марте, в законопроект внесены незначительные технические изменения.
Напомним, документ предписывает организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты с помощью автоматизированных комплексов, в автоматическом режиме направлять данные мониторинга в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (Ростехнадзор).
Проект федерального закона разработан для реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации».
Как говорится в пояснительной записке, приоритетная программа предусматривает переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В процессе внедрения риск-ориентированного подхода предусмотрено развитие систем управления рисками в контрольно-надзорных органах, в том числе в части создания массивов «больших данных» (Big Data) и с их использованием на регулярной основе переоценивание рисков в зависимости от фактического состояния объектов.
Сегодня в России организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, применяют для их контроля автоматизированные комплексы. Однако сведения, содержащиеся в этих системах, не могут быть применены в деятельности федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения, а также не могут попасть в функциональную подсистему контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законопроект уточняет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в части организации производственного контроля, вводит обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по осуществлению дистанционного контроля технологических процессов на объекте и передаче в автоматизированном режиме в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информации о значениях параметров, определяющих безопасность опасного производственного объекта; вводит и раскрывает понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».
Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, законопроектом предусмотрены положения, направленные на снижение административной нагрузки, посредством:
- отмены плановых проверок;
- отмены обязанности по предоставлению сведений о производственном контроле;
- введения возможности применения обоснования безопасности при внедрении системы дистанционного контроля промышленной безопасности.
Также принятие законопроекта позволит создать возможность пересмотра подходов к осуществлению постоянного государственного надзора в отношении опасных производственных объектов, оснащенных системой дистанционного контроля промышленной безопасности, говорится в ПЗ.
Федеральный закон в случае принятия вступит в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования, за исключением двух пунктов, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.
Обсуждение документа продлится до 25 сентября.