Ростехнадзор разместил на портале общественных обсуждений законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», направленный на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности.
Документ предписывает организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты с помощью автоматизированных комплексов, в автоматическом режиме направлять данные мониторинга в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (Ростехнадзор).
Проект федерального закона разработан для реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации».
Как говорится в пояснительной записке, приоритетная программа предусматривает переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В процессе внедрения риск-ориентированного подхода предусмотрено развитие систем управления рисками в контрольно-надзорных органах, в том числе в части создания массивов «больших данных» (Big Data) и с их использованием на регулярной основе переоценивание рисков в зависимости от фактического состояния объектов. О широком применении информационных систем и дистанционного мониторинга в области промышленной безопасности также свидетельствует мировой опыт.
Система дистанционного контроля промышленной безопасности - комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта, определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
Объект дистанционного контроля – опасный производственный объект, оснащенный системой дистанционного контроля промышленной безопасности."
На сегодняшний день и в России многие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, применяют для их контроля автоматизированные комплексы. Однако сведения, содержащиеся в их информационных системах, не могут быть применены в деятельности федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения, а также не могут попасть в функциональную подсистему контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законопроект уточняет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в части организации производственного контроля, вводит обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по осуществлению дистанционного контроля технологических процессов на объекте и передаче в автоматизированном режиме в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информации о значениях параметров, определяющих безопасность опасного производственного объекта; вводит и раскрывает понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».
Под государственным мониторингом в области промышленной безопасности понимается автоматизированный сбор, фиксация, обобщение, систематизация и оценка информации, обработанной системами дистанционного контроля промышленной безопасности на объектах дистанционного контроля, осуществляемые федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Интеграция показателей информационных систем эксплуатирующих организаций в единую систему мониторинга промышленной безопасности, по мнению Ростехнадзора, позволит:
- снизить административное давление на бизнес и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность в области промышленной безопасности;
- сформировать современную систему информационного обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах;
- качественно повысить эффективность функционирования подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, законопроектом предусмотрены положения, направленные на снижение административной нагрузки, посредством:
- отмены плановых проверок;
- отмены обязанности по предоставлению сведений о производственном контроле;
- введения возможности применения обоснования безопасности при внедрении системы дистанционного контроля промышленной безопасности.
Также принятие законопроекта позволит создать возможность пересмотра подходов к осуществлению постоянного государственного надзора в отношении опасных производственных объектов, оснащенных системой дистанционного контроля промышленной безопасности, говорится в ПЗ.
Обсуждение законопроекта продлится до 26 марта.