Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» разработали проект концепции цифрового развития экономики Удмуртской Республики до 2024 года, сообщили D-Russia.ru в региональном министерстве информатизации и связи.
Концепция должна быть утверждена главой Удмуртской Республики Александром Бречаловым.
В ходе разработки концепции был проведен SWOT-анализ состояния цифровой экономики Удмуртской Республики (SWOT: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы). Сильные и слабые стороны представлены в разрезе трех проекций: государства, бизнеса и общества.
На основании этого SWOT-анализа была сформулирована стратегия развития:
1. Использование сильных сторон для получения отдачи от возможностей:
Органы власти региона должны стать инициатором создания условий для формирования IT-кластера и возглавить цифровую трансформацию бизнеса и бюджетных учреждений.
Необходимо увеличить финансирование IT-отрасли за счет региональных и местных бюджетов, а также с привлечением средств национальных проектов и частных инвестиций.
Инженерно-конструкторский персонал и IT-специалисты предприятий–отраслевых лидеров должны получить новые компетенции, достаточные для создания (внедрения, масштабирования) платформенных решений и интеллектуальных систем.
2. Избавление от слабостей и предотвращение угроз:
Сформировать инфраструктуру поддержки цифровой экономики по образцу лучших регионов России.
Опережающими темпами устранить цифровое неравенство и обеспечить доступ к современным средствам коммуникаций для граждан и бизнеса.
Повысить качество обратной связи между государством и обществом, создать новые цифровые сервисы оказания государственных и муниципальных услуг и развития новых компетенций.
Стимулировать привлечение квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов в IT.
Результаты SWOT-анализа состояния цифровой экономики Удмуртской Республики
Сильные стороны | |
Оптимизация государственного управления | Удмуртская Республика – лидер ПФО по переходу на электронный документооборот (вовлечены 59,8% ОИВ). |
Необходимый уровень администрирования отрасли | 4 место в ПФО по использованию потенциала цифровых технологий. Лидер – Татарстан. (Индекс «Цифровая Россия», оценка за 2018 г. Московской школы управления «Сколково»). |
Эффективное финансирование | 51 место в РФ по объему финансирования ИКТ в 2017 г. при 27 месте по развитию отрасли. Татарстан – на 4-х местах в 2-х рейтингах (данные Минкомсвязи РФ). |
Информационная открытость | 7 место среди регионов РФ у сайта Правительства УР (83%). Башкортостан – 5 место (91%). Татарстан – 35 место (59%) (данные infometer.org за 2019 г.). |
Внедренные навигационные технологии | 4 место в ПФО по степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС. Лидер – Татарстан (по данным Минэкономразвития РФ за 2018 г.). |
Высокая энергетическая и экологическая эффективность | По экологической и энергетической эффективности бизнеса – 6 место в России. Лидер – Чувашия, Татарстан – 10 место (в 2018 г. по рейтингу Интерфакс-Эра). |
Существенный потенциал научно-технологического развития | По уровню развития науки и технологий — на 26 месте в России. Татарстан – 3 место. Нижегородская обл. – 4 место (РИА Рейтинг по данным за 2017 г.). |
Электронное взаимодействие с властью | 4 место в ПФО по охвату населения госуслугами в эл. виде. Лидер – Татарстан (по данным Росстата за 2017 г.). |
Доступные мобильные телефоны | 2 место в ПФО по количеству мобильных телефонов на домохозяйство (2,5 шт.). Лидер – Татарстан (2,6 шт.) (по данным Росстата за 2017 г.). |
Достаточная образовательная инфраструктура | 36 место по РФ по качеству образовательной инфраструктуры. Татарстан – 28 (по данным НИУ ВШЭ за 2017 г.). |
Слабые стороны | |
Не сформирована инфраструктура поддержки цифровой экономики | Действует 2 бизнес-инкубатора. В регионах-лидерах инфраструктура поддержки намного обширнее. |
Проблемы с доступом к открытым данным | 69 место из 107 крупных городов России у администрации Ижевска по уровню доступности информации об общественном транспорте и дорожном сервисе. Самара – 11 место. Казань – 39 место (данные infometer.org за 2018 г.). |
Бизнес не готов вкладывать ресурсы в новые технологии | Низкие уровни по ресурсам и результатам развития новых технологий. Татарстан и Нижегородская обл. – в группе лидеров (доклад РАНХиГС за 2018 г.). |
Нет крупных IT-компаний | В сфере ИКТ зарегистрированы 695 компаний. В рейтинге 100 крупнейших IT-компаний России из региона никто не представлен. Казань: ICL-KPO BC – 22 место, Барс Груп – 52 место. Ульяновск: Prof-IT Group – 74 место (по данным СПАРК-Интерфакс и рейтинга CNews100 за 2018 г.). |
Лишние затраты на инфраструктуру IT | Облачные сервисы используют 17% организаций (11 место в ПФО). Татарстан – 1 место (30%) (по данным Росстата за 2017 г.). |
Слабое внедрение промышленного Интернета вещей | 11 место в ПФО по использованию промышленного Интернета вещей (3,7% организаций). Лидер – Татарстан (6,3%) (по данным Росстата за 2017 г. в отношении технологии RFID). |
Низкая оплата труда в IT | Отношение з/п в IT-отрасли к з/п в промышленности – 0,97. По России – 1,6 раза (по данным Росстата за 2018 г.). |
Низкая цифровая грамотность | Индекс цифровой грамотности (потребление информации, компетенции, безопасность) — 2,31. Уровень ЦФО – 5,67 (по данным за 2018 г. проекта Цифроваяграмотность.рф). |
Слабая доступность Интернета | Без доступа к Интернету 30% домохозяйств (9 место по ПФО). Татарстан – 20% и 1 место (по данным Росстата за 2017 г.). |
Низкая доступность мобильной связи | 10 место в ПФО по подключению мобильных телефонов к сети (1,7 шт.). Лидер – Нижегородская обл. (2,3 шт.) (по данным Росстата за 2017 г.) |
Худшая удовлетворенность от электронного взаимодействия с властью | Последнее место в ПФО по уровню удовлетворенности (56,4% жителей полностью удовлетворены). Лидер – Пензенская обл. — 82,4% (по данным ВШЭ за 2017 г.). |
Низкий уровень высшего образования | В национальном рейтинге университетов УдГУ – на 139 месте, ИжГТУ – на 155 месте. Казанский федеральный университет – 9 место (по данным Интерфакса за 2019 г.) |
Угрозы |
Конкуренция со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО. |
Бюджетное сжатие. |
Миграция талантливых молодых специалистов в другие регионы России. |
Лавинообразный характер изменений (регионы и отрасли, опаздывающие с цифровой трансформацией, далее усложняют себе переход к новым бизнес-моделям и технологиям). |
Обесценивание традиционных активов, не прошедших цифровые преобразования и трансформацию. |
Высвобождение трудовых ресурсов и усиление расслоения персонала различной квалификации. |
Несанкционированный доступ к данным (поиск баланса между институциональным регулированием оборота данных и доступностью информации). |
Возможности |
Четвертая промышленная революция (индустрия 4.0) (приоритет на цифровые технологии, платформенные решения и интеллектуальные системы). |
Национальные проекты (развитие цифровой экономики – один из трендов стратегического развития России до 2024 г.). |
Межотраслевая и межрегиональная интеграция (цифровая трансформация задает новые границы отраслей, формирует сложные логистические связи). |
Смена бизнес-моделей (продукт – как услуга, данные – источник ценности, динамическое ценообразование, прескриптивная (имитационная) аналитика. |
Документ определяет цель, задачи и индикаторы цифровой трансформации экономики Удмуртской Республики. В концепции содержится описание экосистемы цифровой экономики региона в разрезе отраслей экономики и социальной сферы, каждая из которых раскрывается по трем направлениям: текущему статусу, глобальным трендам и стратегическим приоритетам развития.
В частности, описывается цифровая трансформация образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения, промышленности и торговли, сельского хозяйства, в сфере культуры и туризма, в сфере физической культуры и спорта, системы обеспечения общественной безопасности, государственного и муниципального управления, общественной активности, в сфере экологии, в градостроительстве, в сфере ЖКХ, в транспорте, IT-сектора. Приводятся примеры применения цифровых решений в перечисленных областях.
Отдельный раздел посвящен управлению реализацией концепции и обоснованию приоритетов внедрения смарт-решений.
Так, в социальной сфере приоритетными являются здравоохранение, образование и соцзащита. Приоритетами по стратегическим направлениям развития региона названы:
- Сельское хозяйство и природопользование, а также обрабатывающие производства.
- Сферы транспорта, коммунальных услуг (в части водоснабжения, водоотведения, утилизации отходов), деятельность в области информации и связи, добыча полезных ископаемых.
- Электро- и теплоснабжение.
Базовые направления реализации концепции соответствуют Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и указу президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Примеры цифровизации
Цифровая трансформация в Удмуртии будет проходить под влиянием глобальных трендов цифровизации отраслей. Например, будет создан интеллектуальный транспортный каркас, который оптимизирует и поможет управлять транспортными потоками и позволит использовать беспилотный транспорт.
«Умные» остановки будут оснащены электронными информационными табло (время прибытия транспорта, температура воздуха, а также маршрут автобуса, троллейбуса или трамвая с начальной и конечной остановками), системами видеонаблюдения, фиксирующими ДТП, а также средствами подзарядки мобильных устройств, а автомобилистам станет проще находить парковочное место, благодаря использованию специальных датчиков и современных технологий.
Можно будет через Интернет поступить в вуз, получить данные о потреблении воды, поступающие в систему учета энергоресурсов с «умных» счетчиков, посмотреть через систему мониторинга работы машин коммунальных служб, как производится уборка придомовой территории.
В образовании эксперты предлагают развивать технологии виртуальной и дополненной реальности, а также компетенции в области искусственного интеллекта на базе вновь созданных лабораторий Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова и Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук. В производстве – компоненты робототехники и 3D-печать, в ЖКХ – большие данные и Интернет вещей.
Также предполагается внедрение в городах Ижевск, Сарапул и Глазов технологий «умного» города.
Концепция также предусматривает адаптацию всей системы образования под нужды цифровой экономики – курсы по цифровой грамотности затронут все группы населения республики – школьников, студентов, работников предприятий и учреждений, персонал компаний IT-сектора.
Кроме того, в республике предполагается развивать специализированную инфраструктуру поддержки IT-отрасли, которая будет включать в себя технопарк, фонд поддержки информационных технологий (по модели государственно-частного партнерства) и венчурный фонд в партнерстве с одним из крупных федеральных игроков рынка рискованных инвестиций. А также расширить действие налоговых льгот для инновационных и IT-компаний.
В результате реализации этих мер ожидается, что не менее двух IT-компаний республики войдут в топ-100 IT-компаний России.
Сроки и этапы реализации концепции
Концепция реализуется в три этапа.
- Этап 1. 2019–2020 годы. Запуск смарт-сервисов, которые соответствуют двум критериям: наибольший социальный и экономический эффект при минимальном времени, необходимом для их запуска.
- Этап 2. 2021–2022 годы. Масштабное внедрение смарт-сервисов на территории Республики.
- Этап 3. 2023–2024 годы. Полная цифровая трансформация экономики Удмуртской Республики, возникновение новых высокотехнологичных секторов экономики за счет появления прослойки малых и средних компаний цифровой экономики, развивающихся, в том числе на базе созданных центров смарт-компетенций.
Финансирование мероприятий концепции
Финансовое обеспечение мероприятий концепции будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, являющимся ответственными исполнителями региональных проектов, а также за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования региональных проектов, и внебюджетных источников.
Ключевой особенностью модели финансирования мероприятий концепции является фокус на многоканальной поддержке с преимущественным использованием частных инвестиций федеральных фондов и институтов развития, отмечается в документе.
Риски реализации концепции
Реализация концепции сопряжена с пятью ключевыми рисками.
Первый риск – недофинансирование отраслевых проектов цифровой трансформации. Механизм ограничения риска – многоканальный механизм финансирования Концепции, опирается на частные инвестиции, в том числе зарубежные, использование концессионных соглашений, привлечение средств федерального бюджета.
Второй риск – отставание в создании надлежащего нормативного правового регулирования цифровой экономики на федеральном уровне. Механизм ограничения риска: использование права законодательной инициативы субъекта Российской Федерации.
Третий риск – угроза информационной безопасности. Механизм ограничения риска: применение передовых средств обеспечения информационной безопасности.
Четвертый риск – нескоординированность усилий отдельных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации мероприятия стимулирования цифровой экономики. Механизм ограничения риска: гармонизация концепции с государственными программами Удмуртской Республики, а также с иными документами стратегического развития регионального и федерального уровня.
Пятый риск – потенциальный рост напряженности на республиканском рынке труда за счёт роботизации. Механизмы ограничения риска: создание новых отраслей, производств, видов услуг, в которых человеческий труд будет более востребованным или более экономически выгодным, чем автоматический, освоение новых рынков сбыта, экстерриториальных в части точки формирования дохода, но не точки налогообложения, превентивное профессиональное переобучение персонала, входящего в группу риска.
Фото (с) Пресс-служба Ижевска в Facebook