На regulation.gov.ru для общественного обсуждения опубликован разработанный Минэкономразвития проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации».
Под платформенной экономикой в тексте законопроекта предлагается понимать «совокупность экономических отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях».
Цифровая платформа определяется как информационная система и (или) сайт в Интернете, и (или) программы для ЭВМ, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях распространения и обмена информацией, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Предоставление доступа к платформе, а также её использование должно, как указывается в законопроекте, основываться на принципах равенства (в том числе равенства технических возможностей), прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения доступа лиц к платформе.
В целях формальной определённости предлагается, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ, вёл реестр посреднических цифровых платформ.
При этом устанавливается, что взаимодействие оператора платформы и партнёров осуществляется на основании договора между ними после проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнёром, посредством ЕГРЮЛ, ЕГРИП (Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) либо идентификации и аутентификации с использованием единой системы. Такой договор может быть заключён в электронной форме на самой платформе.
Законопроект устанавливает требования к публикации партнёром платформы карточки товара (в случае, если платформа предназначена для онлайн-торговли – ред.). Оператор обязан обеспечивать партнёру техническую возможность размещения в карточке информации о партнёре, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнёра разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также информации об исполнении требований по маркировке товаров. Кроме того, оператор должен разместить в карточке информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке, если такое требование установлено законодательством.
Одной из ключевых обязанностей оператора, отражающих существо платформенной экономики, является размещение в карточке товара информации о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг (за исключением случаев, когда оператор продаёт товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени).
Кроме того, законопроект прямо запрещает размещение на платформах карточки товара, содержащей предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок.
Устанавливается процедура изменения договора между оператором и партнёром. По общему правилу, в случае одностороннего изменения оператором договора между оператором и партнёром оператор обязан направить уведомление не менее чем за 15 дней до вступления изменения в силу.
Оператор вправе приостанавливать или ограничивать доступ к личному кабинету (блокировка) и (или) прекращать размещение карточки товара, если указанные меры предусмотрены в договоре между оператором и партнёром. В частности, блокировка осуществляется в случаях нарушения партнёром законодательства РФ, а также обнаружения признаков и (или) факта неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету. При этом устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования на платформе действий (бездействия) оператора, связанных с применением мер ответственности, блокировкой, снижением рейтинга партнера.
Проект федерального закона вводит особенности взаимодействия операторов и партнёров-исполнителей, в том числе для разграничения гражданско-правовых и трудовых отношений. Также устанавливаются требования к логистической инфраструктуре оператора и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа.
В целях обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов платформ с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в РФ.
Законопроект предполагает вступление закона в силу с 1 сентября 2025 года.
Также опубликован сопутствующий проект федерального закона для установления административной ответственности операторов посреднических цифровых платформ (оператор, цифровая платформа) за неисполнение требований, предусмотренных Федеральным законом «О платформенной экономике в Российской Федерации», а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, за нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров.
Ранее в Минэкономразвития назвали основные вызовы, стоящие перед платформенной экономикой – соцзащита занятых (больничные, пенсии), оборот контрафактных товаров и ответственность за это, защита прав потребителей, качество предлагаемых услуг, налоги.
В субботу, 23 ноября «цифровой» вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил в кулуарах международного чемпионата «Битва роботов», что законопроект о платформенной экономике правительство планирует внести в Госдуму в начале 2025 года.
Напомним события, предшествующие подготовке законопроекта о платформенной экономике. ЦБ в 2021 году причислил к отечественным экосистемам «Сбер», «Т-банк», ВТБ, «Яндекс», Mail.ru Group, МТС.
В октябре президент распорядился создать межведомственную рабочую группу по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ.
Ранее концепции регулирования цифровых платформ и экосистем представляли, в частности, ФАС и Минэкономразвития.