Отечественные интернет-платформы уже достигли таких масштабов, что необходимо ужесточить госрегулирование, такой вывод можно сделать из обсуждения на конференции Data Fusion в Москве в среду.
Регулированию и контролю должен подвергнуться как сам процесс взаимодействия сторон (поставщик, покупатель или пользователь, платформа), так и финансовые инструменты на платформах, операционные риски, оборот и использование персональных данных и даже переход на российское программное обеспечение.
На тему «Платформенная экономика: возможности и вызовы» выступили вице-премьер Дмитрий Григоренко, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, глава ВТБ Андрей Костин, глава компании «РВБ» и основательница Wildberries Татьяна Ким, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, глава VK Владимир Кириенко и председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
Модератор, ведущая телеканала «Москва 24», не раз повторила, что ожидает от участников – представителей государства и бизнеса – бурной дискуссии. Выступающие ограничились докладами и ответами на вопросы.
Как следует из выступлений, государство готовит несколько законопроектов в сфере регулирования интернет-платформ, бизнес с этим смирился и активно участвует в обсуждении новых норм.
Так, правительство готовит ко внесению в Госдуму проект закона «О платформенной экономике». За время подготовки нового законопроекта только от представителей бизнеса поступило около 200 предложений, сказал Григоренко.
См. также видеоприветствие главы правительства Михаила Мишустина участникам форума Data Fusion >>>
По словам вице-премьера, мы уже живём в платформенной экономике, крупные цифровые платформы образуются в самых разных отраслях – от госуправления и медицины до торговли и транспорта. В то же время они долго развивались обособленно, оставаясь в серой зоне привычных для торгово-рыночных отношений правил и норм. Более 50% торговли уже ушло онлайн.
Однако отсутствие официальных, государственных правил не означает, что правил нет. Они существуют, но не всегда справедливы для всех участников.
Глава ВТБ отметил, что в России существуют четыре основных игрока в сфере электронной коммерции – WB, Ozon, «Яндекс» и «Сбер». И только WB получает прибыль, остальные убыточны. Для покрытия убытков маркетплейсы вынуждены развивать финансовые инструменты (например, кредитовать покупку товаров).
Андрей Костин призвал подходить к регулированию цифровых платформ аккуратно и находить баланс интересов. Он отметил, что банки не чувствуют угрозы со стороны маркетплейсов – настроены больше на сотрудничество, нежели на конкуренцию.
«Человеку вообще без разницы, кто за этими сервисами стоит – банки или маркетплейсы. И такое взаимное проникновение – это та тенденция, которая обязательно будет продолжаться», – считает Эльвира Набиуллина.
Глава ЦБ также сообщила, что готовит регулирование для банков, развивающих свои экосистемы: «Когда банки вкладываются в активы экосистем, эти вложения на первом этапе часто бывают убыточными. И мы не хотим, чтобы эти вложения делались за счёт денег вкладчиков. А такого рода вложения должны делаться за счёт капитала банков, акционеров. Поэтому такое регулирование мы готовим, оно будет со следующего года постепенно внедряться для того, чтобы ограничить риски для вкладчиков банков».
В этой связи глава ВТБ сказал, что банк готовится выйти из всех непрофильных активов, которые не относятся прямо банковской деятельности, в течение пяти лет.
Кроме того, готовится регулирование и для финансовых услуг, предоставляемых маркетплейсами, сказала Набиуллина: «Предоставление финансовых сервисов через маркетплейсы может быть либо через банки, либо – сейчас готовится закон о небанковских поставщиках платёжных услуг, потому что мы хотим дать больше возможностей финтехам оказывать платёжные услуги».
Необходим мониторинг финансовых рисков. Платформы стали очень большими, и большие ресурсы оборачиваются в них, поэтому нужна хотя бы аудированная финансовая отчётность, чтобы представлять, что там происходит.
Поднимался и вопрос защиты персональных данных пользователей платформ. В силу своих масштабов платформы, банки и маркетплейсы накапливают большой объём данных о гражданах, и могут этим злоупотреблять. Так было в банковской сфере – граждане сталкивались с навязываем дополнительных услуг от банков, но эту тенденцию удалось преломить и жалоб стало меньше, сказала Набиуллина.
По словам основательницы Wildberries Татьяны Ким, чем больше платформы проникают в жизнь своих потребителей, стараясь как можно лучше удовлетворить их потребности, тем больше данных мы (маркетплейсы – ред.) накапливаем. «Это большая ответственность, которая требует в том числе государственного регулирования, отдельной юридической проработки», – сказала Ким.
По словам главы ЦБ, обладание данными позволяет персонифицировать продукты, сервисы, но возникают два «но», которые беспокоят людей. Одно – возможность утечки данных при обмене, и второе – использование данных для навязывания разного рода услуг: «Вы позвонили, чтобы купить пылесос, а завтра вам звонят из автосалона, ремонта квартир».
Обмен данными не очень прозрачен. Правила должны быть, они должны быть едиными, и должна быть ответственность за соблюдение этих правил.
Основные инструменты, разрабатываемые регуляторами – открытые API и создание платформы коммерческих согласий. Это единое окно, где человек сможет просматривать все согласия, которые он дал, и управлять ими, в том числе отказываться от этих согласий.
См. также: Председатель Центробанка прогнозирует популярность платформы коммерческих согласий >>>
Государство начинает обмениваться наборами обезличенных данных с бизнесом. Такой обмен поможет создавать аналитику для управленческих решений и обучать искусственный интеллект, сказал Григоренко.
На сегодняшний день, по словам вице-премьера, у бизнеса есть мотив получать данные и обмениваться ими.
«Мифическое data lake (так обозначают централизованное хранилище данных вне зависимости от их объёма, формата представления и степени структурированности – ред.), к которому мы все дружно стремились, все верили в него – нет его, и не будет. Надо признать», – добавил он.
«Ростелеком» выступает за централизацию хранения персональных данных россиян – количество организаций, которые могут её хранить, должно быть жёстко ограничено, заявил президент компании Михаил Осеевский. «Персональные данные всё время находятся под прицелом, и так будет очень долго. Мы находимся в состоянии кибервойны -– это тоже надолго. И чем быстрее будет принято решение о централизации такой информации, тем картина будет лучше. Поэтому ещё раз: мы сторонники ужесточения требований и введения ограниченного количества держателей нашей информации», – сказал глава «Ростелекома».
Помимо всего перечисленного, необходимо регулировать переход маркетплейсов на отечественное ПО, считает глава ЦБ.
Видеозапись мероприятия см. здесь.