Подписано и опубликовано распоряжение президента Российской Федерации от 14.10.2024 № 325-рп «О межведомственной рабочей группе по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ»; руководителем группы назначен руководитель администрации президента Максим Орешкин.
В состав группы вошли глава Минцифры Максут Шадаев, руководитель ФАС Максим Шаскольский, министр экономического развития РФ Максим Решетников и др.
Как говорится в документе, «межведомственная рабочая группа является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций при реализации государственной политики в области развития экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, выработке механизмов регулирования экосистем цифровой экономики и цифровых платформ как новых форм организации экономических отношений, характеризующихся высокой скоростью обмена информацией при совершении юридически значимых действий, разработкой хозяйствующими субъектами, относящимися к различным отраслям экономики, новых технологий и внедрением ими инноваций межотраслевого значения, а также существенным увеличением доли торговли с использованием Интернета, в том числе агрегаторов информации о товарах (услугах), сервисов размещения объявлений и иных цифровых платформ».
Распоряжением утверждаются обширные задачи группы и её состав.
Основными задачами межведомственной рабочей группы являются:
- координация деятельности и совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций по вопросам развития экосистем цифровой экономики и цифровых платформ;
- выработка подходов к обеспечению защиты прав и законных интересов пользователей таких экосистем;
- подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, в том числе в части, касающейся доступа к их инфраструктуре, с учётом оценки их влияния на рынки товаров (услуг);
- выработка мер государственной политики, направленных на обеспечение бесперебойности, безотказности и безопасности функционирования экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, обеспечение минимизации финансовых рисков и противодействие киберугрозам в связи с функционированием экосистем цифровой экономики и цифровых платформ;
- выработка мер защиты персональных данных пользователей экосистем цифровой экономики и цифровых платформ и защиты информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну (пресечение формирования коммерческих профилей, используя ПД граждан – ред.);
- выработка мер, направленных на минимизацию рисков незаконного использования (в том числе с применением технологий искусственного интеллекта) таких данных и информации в целях оказания влияния на поведение пользователей и деятельность хозяйствующих субъектов (пресечение манипуляции пользователями и потребителями, в частности, используя рекомендательные технологии – ред.);
- выработка мер поддержки и развития конкуренции между экосистемами цифровой экономики и цифровыми платформами, а также между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность с использованием таких экосистем и платформ;
- совершенствование механизмов использования платформенных решений и цифровых технологий хозяйствующими субъектами;
- поддержка занятости и развитие рынка труда при функционировании и развитии экосистем цифровой экономики и цифровых платформ;
- обеспечение открытости экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, а также возможности беспрепятственного и недискриминационного доступа к ним пользователей и иных лиц;
- совершенствование антимонопольного законодательства РФ и контроля за его соблюдением применительно к функционированию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, на пресечение недобросовестной конкуренции;
- выработка мер поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение их транзакционных и иных издержек, увеличение экспорта продукции российского производства;
- обеспечение баланса между целями развития экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, общественными и государственными интересами;
- и другие задачи.
Ранее концепции регулирования цифровых платформ и экосистем представляли, в частности, ФАС, Минэкономразвития и Центробанк.
Так, Минэкономразвития указывало, что риски развития экосистем для гражданина состоят в злоупотреблении отношениями с клиентами, навязывании товаров и услуг; риски для бизнеса - практики недобросовестной конкуренции.
К экосистемам ЦБ ранее причислял «Сбер», Тинькофф, ВТБ, «Яндекс», VK, МТС, из зарубежных компаний - американские Google, Facebook, Amazon, Apple, китайские Alibaba, Tencent.
Центробанк и госорганы, к компетенции которых относятся вопросы, включённые в повестку дня заседания межведомственной рабочей группы, должны представлять группе необходимые документы и аналитические материалы.
Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы осуществляет экспертное управление президента РФ. Оно же осуществляет контроль за исполнением решений межведомственной рабочей группы.
Состав межведомственной рабочей группы по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ
- Орешкин М.С. — заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (руководитель межведомственной рабочей группы)
- Вилинов А.А. — заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации (ответственный секретарь межведомственной рабочей группы)
- Алиханов А.А. — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
- Алпатов С.С. — руководитель службы ФСБ России
- Воробьев А.Ю. — Губернатор Московской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экономика данных»
- Егоров Д.В. — руководитель ФНС России
- Ивашко А.М. — первый заместитель руководителя службы ФСБ России
- Котюков М.М. — Губернатор Красноярского края, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Технологическое лидерство»
- Котиков А.О. — Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
- Малков П.В. — Губернатор Рязанской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Эффективная и конкурентная экономика»
- Матвеева Т.В. — — начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи
- Набиуллина Э.С. — Председатель Банка России
- Пикалёв В.И. — руководитель ФТС России
- Решетников М.Г. — Министр экономического развития Российской Федерации
- Силуанов А.Г. — Министр финансов Российской Федерации
- Собянин С.С. — Мэр Москвы, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Государственное и муниципальное управление»
- Текслер А. Л. — Губернатор Челябинской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экономика и финансы»
- Чиханчин Ю.А. — директор Росфинмониторинга
- Шадаев М.И. — Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Шаскольский М.А. — руководитель ФАС России