Президент России подписал закон о совершенствовании антимонопольного регулирования цифровых рынков, т.н. пятый антимонопольный пакет.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
Напомним, закон направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, отвечающих ряду критериев: если они оказывают существенное влияние на смежные рынки и их выручка за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей. Также с ФАС России на товарных рынках будут согласовываться сделки, превышающие 7 миллиардов рублей.
Изменения внесены в федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Механизм действия закона о защите конкуренции не изменится, он и сейчас распространяется на цифровые платформы, в нём не выделяется ни одна из групп хозяйствующих субъектов. Однако «пятый антимонопольный пакет» делает исключение для маркетплейсов и агрегаторов – теперь 135-ФЗ обращает прямое внимание на их действия и специально фиксирует их обязанность соблюдать антимонопольное законодательство.
Нововведения дадут возможность ФАС быстрее защищать права потребителей – «пятый антимонопольный пакет» ускоряет работу службы по расследованию антимонопольных дел и меняет подход к анализу рынка. Отныне закон отражает специфику анализа рынка в отношении агрегаторов и маркетплейсов с учётом характера их деятельности, степени влияния и воздействия на рынок (в том числе, сетевые эффекты).
Сетевые эффекты ФАС определяет как свойство рынка, которое повышает привлекательность товара с ростом количества его потребителей.
Наличие сетевого эффекта не зависит от того, конкурентный рынок или монопольный. На конкурентном рынке он выступает в роли противовеса и регулятора. Если рынок близок к насыщению и монополизации, сетевой эффект выступает очень высоким барьером входа на рынок.
На сегодняшний день к платформам, которые подпадают под действие закона, точно относятся Avito, «Циан», «Яндекс.Такси», а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании.
Антимонопольные требования будут применяться только к доминирующим цифровым платформам в случаях, когда будет выявлено их недобросовестное поведение, например, необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе; навязывание невыгодных условий для потребителей; создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.
По поводу «сетевого эффекта» ФАС ранее давала также следующие разъяснения.
Сетевой эффект от использования программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин даёт хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, заключение сделок продавцов и покупателей на котором осуществляется с использованием такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин, и (или) устранять с этого товарного рынка хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В качестве формального критерия наступления сетевого эффекта, помимо уже упомянутого «выручка хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей», ФАС указывала следующее: доля сделок, «совершённых продавцами и покупателями путём предоставления доступа к программе (совокупности программ) для электронных вычислительных машин …хозяйствующего субъекта, превышает 35% от общего объёма в стоимостном выражении сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке».