29 марта подписано распоряжение Правительства (№468-р) о внесении в Государственную Думу законопроекта, направленного на развитие системы социального обслуживания населения.
Законопроект определяет основные принципы социального обслуживания, дополняя их перечень новыми — «социальное сопровождение», «максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде», «профилактика трудной жизненной ситуации».
В нем также определяются полномочия федеральных органов государственной власти и органов госвласти субъектов РФ в области социального обслуживания населения, содержится единый перечень оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации и предусматривается ведение в субъекте Российской Федерации реестра поставщиков социальных услуг и регистра их получателей.
Как отметил Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, законопроект не затрагивает вопросы, связанные с социальными выплатами, а регулирует только основания, порядки и процедуры оказания непосредственно социальных услуг, которые предоставляются в среднем в год для 34 млн граждан Российской Федерации.
Ключевой новеллой законопроекта является то, что в систему социального обслуживания включаются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора, социально ориентированные некоммерческие организации, которые предоставляют социальные услуги, индивидуальные предприниматели, благотворители, добровольцы – этого в действующем законодательстве, безусловно, нет. При этом законопроектом предусмотрена возможность компенсации расходов на предоставление социальных услуг гражданину, с тем чтобы он мог выбирать учреждения различной организационно-правовой формы, подчеркнул М. Топилин.
Законопроект предлагает новый подход к организации предоставления социальных услуг на основе индивидуальной программы, разрабатываемой для граждан, нуждающихся в помощи и профилактики трудной жизненной ситуации.
В законопроекте изложен перечень основных видов социальных услуг, определены условия их предоставления на бесплатной и платной основе, категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату, размер оплаты социальных услуг.
Законопроект содержит положения, регламентирующие межведомственное взаимодействие в сфере социального обслуживания, что будет способствовать упрощению получения гражданами социальных услуг.
Основной причиной разработки законопроекта явилось несовершенная нормативно-правовая основа социального обслуживания населения.
Существующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ («Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации») и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ («О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»), не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.
В действующих законодательных актах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются путем описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание самих социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах Российской Федерации социальное облуживание осуществляется по различным основаниям.
Текст законопроекта по состоянию на 23 января 3013 года

















