О выживании в информационной войне

Об авторе: Владислав Курков — ведущий специалист отдела мониторинга СМК Дежурной службы в сфере средств массовых коммуникаций ФГУП «ГРЧЦ». Аспирант-выпускник кафедры политологии и политического управления Академии при Президенте Российской Федерации, автор научных статей и участник всероссийских научных конференций.

Информационная война: понятийный аппарат

Что такое «информационная война»? Казалось бы, понятное словосочетание. Но трудности начинаются уже в связи с тем, что термин «информация» имеет множество определений.

С термином «война» проще, он носит агрессивный, целенаправленный характер. Отличие информационной войны от информационного противоборства — в текучести, перманентности воздействия на конкретный объект, на население, на массовое сознание.

Показать всю многоаспектность и комплексность темы можно на примере пирамиды цифровых угроз.

О выживании в информационной войне
Пирамида цифровых угроз.

Поднимаясь по уровням пирамиды от технических к содержательным, приходим к понятиям «вредоносная», «общественно опасная» информация. В пределе, на вершине пирамиды, это фейковые, заведомо недостоверные сведения.

Рассмотрим аспекты информационной войны.

Технический аспект. В него мы включаем следующие категории: сетевая критическая инфраструктура — «железо», программное обеспечение, боевые компьютерные вирусы.

Аспект психологический, гуманитарный. Воздействие на психику противника: манипуляция сознанием, пропаганда, дезинформация. Во втором полугодии 2022 года — распространение противоправных сведений, в том числе.

Цель информационной войны — установление контроля над стратегически важными ресурсами противника за счёт манипулятивного управления людьми. Задачи информационной войны – подмена у граждан нравственных, традиционных ценностей, ориентиров, разрушение национальных, духовно-нравственных традиций, культивирование негативного отношения к своему культурному наследию — антипатриотическая пропаганда.

Традиционные ценности как рубеж обороны России

Указ президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 имеет целью отражение информационной агрессии против нашей страны. В тексте указа прямо сказано, что он является «документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности».

Традиционные ценности сформировались под «значительным влиянием» мировых религий и представляют собой «основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России».

В документе недвусмысленно названы источники угроз традиционным ценностям народов России: «деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных СМИ…, действия США и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных НКО, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России».

Прямо не сказано, однако представляется очевидным, что эти угрозы реализуются средствами информационной войны.

Особый интерес, по нашему мнению, представляет перечисление угроз распространение деструктивной идеологии:

«а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;

б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;

в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;

г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;

д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;

е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;

ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;

з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом».

По сути, это перечень целей, которые пытаются достичь противники России, развязавшие против неё информационную войну.

К задачам мы можем отнести также манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией с целью создания социально-политической напряжённости, социально-политического хаоса, провоцирование социальных, политических, религиозных столкновений.

Несколько слов об истории информационных войн.

Информационное противоборство известно с древних времён. В древние времена использовались устрашающие штандарты, маски. Военные действия сопровождались резкими, громкими звуками, чтобы дезориентировать и напугать противника. В доисторические времена возник один из способов деморализации противника — боевой клич, который выступал как демонстрация решимости, силы, с целью оказать психологическое воздействие на противника, имитируя криком численное превосходство. Этим не пренебрегал ещё Александр Македонский.

История троянского коня была информационной операцией.

Дезинформацию в форме распространения слухов активно использовал Чингисхан. Монгольские лазутчики характеризовали его войско как настоящих богатырей с целью психологического воздействия на противника.

В XVII-XIX веках тактику информационных войн усовершенствовали иезуиты. Пример – информационные операции британской разведки против российского государства.

В 1728 году британская энциклопедия характеризовала Россию как страну, где правят деспоты. Русский народ представлялся жестокими варварами, которые подлые и дикие, асоциализированные. Распространялись памфлеты с целью дискредитации российского государства, российских правителей в глазах мирового сообщества. В наше время содержательная начинка информационных операций Британии против нашей страны осталась прежней, изменились только технологии.

См. также: Поелику Британия >>> 

Ещё примеры – нацистская пропаганда в Германии, а также пропаганда и контрпропаганда СССР в годы Великой Отечественной войны. Пример таковой – плакаты Кукрыниксов.

О выживании в информационной войне
Плакат Кукрыниксов.

Современный период может быть охарактеризован активным возрастанием влияния средств коммуникации, ИКТ на массовое сознание. Пример – цветные революции арабской весны.

См. также: Карикатура недели: «кубинский твиттер» >>>

Теперь об особенностях информационной войны. В традиционной войне мы можем видеть начало и конец, это ультиматум и объявление войны, подписание акта о капитуляции одной из сторон. Информационная война ведётся перманентно, постоянно.

Информационную войну отличает постепенность и избирательность. Военно-информационные операции предполагают поэтапную работу, например, первый этап – захват лидеров мнений при инфовойне с молодёжью.

Многократность и повторяемость воздействия. Воздействие на сознание не достигается одним ударом.

Избирательность воздействия на различные слои населения.

Отсутствие чётких, видимых признаков разрушения, характерных для обычных войн. Население и отдельно взятый человек не ощущают, что на них идёт воздействие.

Отсутствие «боевого соприкосновения» – информационные войны ведутся дистанционно.

Также обозначим, не углубляясь в тему, понятие «операции информационной войны». При их планировании используется сложная взаимосвязанная система различных целей, задач, которые разграничены по месту и времени: это главным образом военно-психологические мероприятия, которые направлены на конкретные группы населения с целью внедрения чуждых идеологических, социальных установок, ценностей, ведущих к асоциальному поведению. Наши геополитические противники, прежде всего Британия, располагают эффективными, изощрёнными методами планирования и осуществления таких операций.

Информационно-психологическое оружие

Технологические этапы развития информационно-психологического оружия – те же, что и у технологий распространения информации: до XIX века – печать, в начале XX века – к печати добавились радио, затем телевидение. В настоящее время – IT, в частности и прежде всего Интернет.

Для использования IT как инструмента пропаганды и психологического воздействия характерны специфические приёмы:

  1. Троллинг. Используется для отвлечения внимание от конструктивного обсуждения.
  2. Астротерфинг — механизм создания искусственного мнения. Термин происходит по аналогии с искусственной травой для газона. Означает имитацию общественного мнения нужной направленности для информационного воздействия. Пример: тиражирование негативных комментариев и отзывов в социальных сетях. Позволяет целенаправленно дискредитировать оппонента, искусственно формировать общественное мнение.
  3. Киберсимулякры. Виртуальная личность, которая имитирует реального пользователя. За счёт этого можно искусственно создавать страницы пользователей с целью создания нужного эффекта, присутствия реального пользователя. Отличием от астротерфинга является то, что киберсимулякре, как правило, бот.
  4. Так называемые демотиваторы — цифровой плакат, протестный ответ на пропаганду. Эффективное средство противодействия вражеской пропаганде.

Антипатриотическая пропаганда в Интернете

По сути, это целенаправленное воздействие, которое осуществляется с целью дискредитации в сознании гражданина ценности патриотизма. Субъектами антипатриотической пропаганды могут выступать иностранные государства, организации, отдельные личности, сетевые сообщества. Цель состоит в дискредитации ценностей, истории, граждан, культуры, военно-исторических подвигов, научных, спортивных достижений. Пример – информационные кампании в отношении российских спортсменов, апогеем которых стал запрет на выступления под национальным флагом.

Методы защиты от этого воздействия в нашей стране приняты, они зафиксированы в нормативных документах последних лет: Стратегия развития информационного общества, Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Концепция информационной безопасности детей.

Кроме нормативных мер противодействия в информационной войне мы можем отметить организационные меры. Их много, кратко упомяну о некоторых.

Донесение своей внешней политики до международной аудитории. Активизация контрпропагандистской деятельности — предотвращение распространения негативной информации о политике России. В научно-технической сфере это совершенствование отечественной информационной инфраструктуры, которая должна обеспечивать российский информационный суверенитет.

Предотвращение экспансии зарубежных IT-разработок, создание своей критической информационной инфраструктуры.

В социальной сфере – «рассказывать о хорошем», позитивная пропаганда с применением всех возможностей ИКТ здорового образа жизни, ориентации на семью. Важно создание условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений русской культуры, культуры народов России.

Важно применение информационно-аналитических систем мониторинга информационного пространства для определения информационных атак.

Как не стать жертвой информационной войны

Общая рекомендация – на государство надейся, а сам не плошай. Никто лучше самого гражданина не справится с защитой от обмана, манипуляций, попыток повредить психическом здоровью.

Следует читать новости. Когда человек читает, он критичнее относится к информации. В этом смысле всякое чтение – средство профилактики развития «клипового мышления».

Знать и уметь распознавать методы информационного воздействия.

Знать и соблюдать правила цифровой гигиены – прежде всего, обращать внимание на особенности информационного ресурса, его репутацию, соответствие текстов правилам подготовки объективного материала (есть ли ссылки на источники, представлены ли разнообразные точки зрения на предмет, каков тон изложения, и пр.).

Развивать в себе критичность мышления. Критерий успеха в этом деле – обретение способности сомневаться, в том числе объективно анализировать собственные суждения.

Ограничивать потребление новостей, особенно негативных – беречь психику. Уместна аналогия с воздержанием в отношении пищи, т.е. профилактикой ожирения.

Упомянем в этой связи английский термин «думскроллинг» («дум» — злой рок, негатив, «скролл» — прокрутка). Думскроллинг — феноменальное явление, при котором человек, неосознанно потребляет негативные новости, просто прокручивая ленту с заголовками.

Жить в реальном мире, а не в мире навязанных извне сведений. Не нужно забывать уделять внимание своей семье, родным и близким. Очень важно поддерживать офлайн-общение, не оставлять без внимания повседневные дела. Тратить больше времени на спорт, меньше – на соцсети. Следить за своим эмоциональным состоянием, стараться управлять им.

Мы отдаём себе отчёт в очевидности, простоте, даже наивности таких рекомендаций. Но простота не делает их менее ценными – точно так же, как рекомендация регулярно чистить зубы не теряет ценность от того, что есть возможность вылечить кариес, поставив пломбу.

Фото: Карикатура Кукрыниксов — пример участия СССР в информационной войне. 

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: