Информационная безопасность в обновлённой Стратегии национальной безопасности России выделена как приоритетное направление

Новый национальный приоритет – информационная безопасность (ИБ) – впервые вошёл в обновлённую стратегию национальной безопасности России, которую в минувшие выходные подписал президент страны Владимир Путин.

Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ на долгосрочную перспективу. Предыдущая версия Стратегии национальной безопасности России была опубликована в конце 2015 года. В ней ИБ не выделалась в отдельное направление, она входила в приоритет «наука, технологии и образование».

Выделение ИБ в качестве нового приоритета национальной безопасности вызвано более активным, чем прежде, проявлением этих угроз, говорил в июне секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Соблюдение ИБ должно обеспечить суверенитет страны в информационном пространстве.

Новая версия Стратегии указывает такие угрозы безопасности в киберсфере:

  • использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела России;
  • значительное увеличение числа компьютерных атак на российские информационные ресурсы;
  • стремление транснациональных корпораций закрепить контроль над информационными ресурсами в Интернете;
  • масштабное распространение недостоверной информации и рост числа преступлений, совершённых с применением цифровых технологий.

Национальная безопасность РФ определяется как состояние защищённости национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Как говорится в документе, действия некоторых стран направлены на инспирирование в СНГ дезинтеграционных процессов для разрушения связей России с её традиционными союзниками. Ряд государств называет Россию угрозой и даже военным противником, при этом киберпространство рассматривается как театр военных действий. Увеличивается опасность перерастания вооружённых конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав, и кибернападения официально рассматриваются как повод применения военной силы.

Проводятся информационные кампании, направленные на формирование враждебного образа России. Ограничивается использование русского языка, запрещается деятельность российских СМИ и использование российских информационных ресурсов, ограничивается доступ к онлайн-ресурсам с территории РФ.

Основными факторами, определяющими положение и роль РФ в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России, сказано в документе.

Растёт число преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ИБ – выдержка из обновлённой стратегии нацбезопасности

Как сказано в обновлённом документе, быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства.

Расширяется использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности, что представляет угрозу международному миру и безопасности.

Увеличивается количество компьютерных атак на российские информационные ресурсы. Большая часть таких атак осуществляется с территорий иностранных государств. Инициативы РФ в области обеспечения международной ИБ встречают противодействие со стороны иностранных государств, стремящихся доминировать в глобальном информационном пространстве.

Активизируется деятельность специальных служб иностранных государств по проведению разведывательных и иных операций в российском информационном пространстве. Вооружённые силы таких государств отрабатывают действия по выведению из строя объектов критической информационной инфраструктуры РФ.

В целях дестабилизации общественно-политической ситуации в РФ распространяется недостоверная информация, в том числе заведомо ложные сообщения об угрозе совершения террористических актов. В Интернете размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотиков и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация. Основным объектом такого деструктивного воздействия является молодёжь.

Стремление транснациональных корпораций закрепить своё монопольное положение в Интернете и контролировать все информационные ресурсы сопровождается введением такими корпорациями (при отсутствии законных оснований и вопреки нормам международного права) цензуры и блокировкой альтернативных интернет-платформ. По политическим причинам пользователям Интернета навязывается искажённый взгляд на исторические факты, а также на события, происходящие в РФ и в мире.

Анонимность, которая обеспечивается за счёт использования ИКТ, облегчает совершение преступлений, расширяет возможности для легализации преступных доходов, финансирования терроризма, распространения наркотиков и психотропных веществ.

Использование в РФ иностранных информационных технологий и телекоммуникационного оборудования повышает уязвимость российских информационных ресурсов, включая объекты критической информационной инфраструктуры РФ, к воздействию из-за рубежа.

Целью обеспечения ИБ является укрепление суверенитета РФ в информационном пространстве.

Достижение цели обеспечения ИБ осуществляется путём реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:

1) формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информационной инфраструктуры РФ и устойчивости её функционирования;

2) развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз ИБ России, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз;

3) предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры РФ;

4) создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

5) повышение защищенности и устойчивости функционирования единой сети электросвязи РФ, российского сегмента Интернета, иных значимых объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля за их функционированием;

6) снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных;

7) предотвращение и (или) минимизация ущерба национальной безопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки;

8) обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий;

9) укрепление ИБ Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники;

10) развитие сил и средств информационного противоборства;

11) противодействие использованию информационной инфраструктуры РФ экстремистскими и террористическими организациями, специальными службами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество;

12) совершенствование средств и методов обеспечения ИБ на основе применения передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления;

13) обеспечение приоритетного использования в информационной инфраструктуре РФ российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям ИБ, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и государственного управления;

14) укрепление сотрудничества РФ с иностранными партнёрами в области обеспечения ИБ, в том числе в целях установления международно-правового режима обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;

15) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике РФ;

16) развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения ИБ РФ.

В разделе «Научно-технологическое развитие» Стратегии говорится, что в условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности. Ускорение научно-технического прогресса влияет на все сферы жизни человека и отражается на её качестве.

Внедрение новых технологий сопровождается трансформацией механизмов производства и потребления, появлением новых рынков товаров и услуг, изменением облика существующих отраслей экономики и технологических стандартов, повышением уровня переработки природных ресурсов, снижением энергоёмкости мировой экономики.

Появление новых технологий способствует созданию образцов вооружения, военной и специальной техники, систем обеспечения безопасности, обладающих ранее недостижимыми характеристиками. Силовое соперничество между странами переносится в новые среды.

Целью научно-технологического развития РФ является обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов.

Достижение цели научно-технологического развития РФ осуществляется путём решения следующих задач:

1) выработка и реализация на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях согласованной политики, обеспечивающей переход российской экономики на новую технологическую основу;

2) доведение уровня расходов РФ на развитие науки и технологий до уровня расходов на такие цели государств, занимающих лидирующие позиции в этой сфере;

3) создание единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью;

4) создание условий и стимулов для повышения заинтересованности российского бизнеса в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5) развитие перспективных высоких технологий (нанотехнологии, робототехника, медицинские, биологические, генной инженерии, информационно-коммуникационные, квантовые, искусственного интеллекта, обработки больших данных, энергетические, лазерные, аддитивные, создания новых материалов, когнитивные, природоподобные технологии), суперкомпьютерных систем и др.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: