Итальянский опыт регулирования информационного пространства

Представляем вашему вниманию описание опыта Италии в вопросах регулирования информационного пространства. Исследование затрагивает такие вопросы, как запуск сети 5G и госпрограммы по развитию Интернета; рассматривает роль регулирующих органов и операторов связи, различные ограничения, нарушения прав пользователей; описывает права интернет-пользователей, санкции государства в ответ на незаконную онлайн-деятельность и пр.

Общие сведения

Регулирование Интернета в Италии в последние годы существенным образом не меняется. Италия продолжает отставать от некоторых стран-членов ЕС по общему уровню проникновения Интернета, несмотря на ряд попыток преодолеть этот разрыв. Ограничения на контент минимальны, однако имеет место блокировка сайтов без решения суда, если там размещается контент, нарушающий авторские права. Опасения по поводу дезинформации и вообще качества цифровых медиа в Италии уменьшились после парламентских выборов 2018 года, при том что число случаев разжигания ненависти в Интернете не изменилось. В последние годы наблюдался заметный рост числа кибератак, многие из которых, по-видимому, имели связь с деятельностью политиков.

Стремление к полному охвату Италии услугами доступа в сеть остается невыполненным в течение последних двух лет, хотя общий уровень проникновения Интернета в стране растет.

Согласно данным Европейской комиссии за 2018 год уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в Италии составляет 27,84%, а уровень проникновения мобильной широкополосной связи – 88,86%. Международный союз электросвязи дал Италии в 2018 году более низкую оценку уровня проникновения фиксированной широкополосной связи – 28,03% и гораздо более высокий уровень проникновения мобильной широкополосной связи – 94,53%.

На относительно низкий уровень проникновения в Италии повлияли несколько факторов, в том числе инфраструктурные ограничения. Согласно Индексу цифровой экономики и общества 2019 года сверхбыстрые широкополосные соединения доступны только 24% домохозяйств (по сравнению со средним показателем по ЕС в 60%). Хотя охват мобильной связью 4G распространяется на 97% домохозяйств, Италия занимает только 13 место из 28 государств-членов ЕС по этому показателю.

Около 77% итальянцев использовали Интернет в 2018 году, 72% использовали Интернет ежедневно. Число домохозяйств, имеющих широкополосный доступ (ШПД), выросло до 73% в 2018 году.

В 2019 году по оценкам компании Economist Intelligence Unit Италия заняла 26 место среди 100 обследованных стран по уровню доступности цен на услуги фиксированной и мобильной связи. Цены на широкополосную связь в Италии ниже, чем в среднем по ЕС.

Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 1. Профиль Италии по использованию сети Интернет в 2019 году по данным Европейской Комиссии.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 2. Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 3. Доля пользователей сетевых сервисов, в процентах от всех интернет-пользователей, за 4 квартал 2019 года.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 4. Показатели электронной коммерции в 2019 году.

Итальянская инициатива «Цифровая повестка дня» (основанная на «Цифровой программе Европы-2020») направлена на расширение функций ШПД и электронного правительства. В феврале 2016 года правительство утвердило постановление о сокращении затрат на прокладку кабелей и создало Федеративную национальную информационную систему инфраструктур (Sistema Informativo Nazionale Federato delle Infrastrutture, SINFI), специализированный орган для реализации задач развития широкополосной связи, управляемый Министерством экономического развития.

Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 5а. Показатели электронного правительства.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Рисунок 5б. Число услуг электронного правительства.

Запуск 5G

Тестирование 5G началось в 2017 году. Первые сети 5G запущены компанией Vodafone в Милане и 28 его местных муниципалитетах, а также в Риме, Турине, Неаполе и Болонье. Vodafone реализовал роуминг 5G между Италией, Германией, Испанией и Великобритания с июля 2019 года.

В 2019 году правительство одобрило законодательный декрет от 25 марта 2019 года №22, позволяющий наложить вето на покупку и развертывание китайской технологии 5G.

Государственные программы развития

Значительные географические различия обусловили различия в проникновении Интернета по всей стране. Южные регионы, такие как Калабрия, отстают. Инфраструктурный план Growth 2.0 был запущен в 2012 году с целью ликвидации разрыва цифровизации между областями Италии. Задержки в реализации свели его результаты до малозначимых. В 2017 году около 40% итальянцев, проживающих в сельской местности, имели доступ к скоростным широкополосным соединениям (со скоростью 30 Мбит/с и более). В рамках своего плана на 2015 год по расширению сверхбыстрой широкополосной связи (известного как SNBUL) правительство назначило тендеры на развертывание сетей в недостаточно обслуживаемых регионах.

Национальный план сверхширокополосной связи Италии, Стратегия для сети доступа следующего поколения (Strategia Nazionale per la Banda Ultra-Larga, SNBUL), одобрен советом министров в марте 2015 года. Он направлен на развитие высокоскоростной сети доступа для достижения цели цифровой повестки дня 2020 года. В соответствии с SNBUL Италия приняла национальную схему государственной помощи, одобренную Европейской комиссией в июне 2016 года, для поддержки сверхширокополосной связи. Первый тендер проведён в июне 2017 года на сумму 3 миллиарда евро, он охватывал регионы Абруццо, Молизе, Эмилия-Романья, Ломбардия, Тоскана и Венето. Второй тендер был назначен в ноябре 2017 года и охватывал развёртывание оптоволоконных сетей в регионах Пьемонт, Валле-д’Аоста, Лигурия, Фриули-Венеция-Джулия, Умбрия, Марке, Лацио, Кампания, Базиликата, Сицилия и автономная провинция Тренто. Третий и последний тендер стоимостью 103 миллионов евро на предоставление широкополосной инфраструктуры в необслуживаемых и недостаточно обслуживаемых сельских районах  был объявлен в апреле 2018 года, он охватывает регионы Калабрии, Апулии и Сардинии.

В 2016 году была сформирована «команда цифрового преобразования», которая, среди прочих целей, возглавила процесс цифрового преобразования государственного управления Италии. Команда в 2019 году объявила трёхлетний план по информационным технологиям в области государственного управления.

Существует также концепция ускорения развертывания оптоволоконных сетей и внедрения фиксированной и мобильной широкополосной связи. Процесс был запущен в марте 2017 года для обновления инфраструктуры и услуг в пяти городах: Милан, Прато, Акуила, Бари и Матера. Для преодоления цифрового разрыва был проведён аукцион по продаже ресурсов спектра в диапазоне 800 МГц, который поддерживает развертывание технологий LTE в удалённых районах. В сентябре 2017 года было разрешено использовать 100 МГц в части спектра между 3,6-3,8 ГГц для гражданской связи 5G в пяти итальянских городах.

Правительство не накладывает ограничений на возможности подключения и не централизует контроль над инфраструктурой.

Операторы связи

Доступ к Интернету для частных пользователей предоставляется рядом компаний, все они должны иметь разрешение Министерства экономического развития. TIM имеет наибольшую долю на рынке фиксированной широкополосной связи (49,2% по состоянию на март 2019 года), за которой следуют Vodafone (14,5%), Wind Tre (13,3%), Fastweb (13,2%) и другие.

Telecom Italia (TIM), бывшая государственная телекоммуникационная монополия, которой принадлежит большая часть физических сетей Италии, с мая 2013 года продолжила процесс «экстернализации» своей инфраструктуры, как того требует законодательство ЕС, для обеспечения справедливой конкуренции. TIM была приватизирована в 1997 году. Итальянский инвестиционный банк Cassa Depositi e Prestiti, контролируемый правительством страны, владеет 9% акций TIM. Однако в соответствии с законодательным декретом 2012 года государство руководит TIM и другими компаниями в стратегических секторах экономики, включая телекоммуникации (закон от 15 марта 2012 №21).

TIM, Vodafone, Wind Tre и Iliad – основные операторы мобильной связи, все они работают с сетями 3G и 4G. В декабре 2016 года Wind и 3 Italia (Tre) объединились под названием Wind Tre, однако продолжают действовать отдельно. В мае 2018 года французский оператор Iliad вышел на рынок мобильной связи Италии с дешёвым сервисом. Позднее, в 2018 году, Kena Mobile, под управлением TIM, и Ho. Mobile., под управлением Vodafone, вошли в низкий ценовой сегмент рынка, составив конкуренцию Iliad.

Весной 2018 года Антимонопольное управление Италии оштрафовало TIM на 4,8 миллиона евро за вводящую в заблуждение рекламу, касающуюся услуг широкополосной связи в районах с недостаточным обслуживанием.

В феврале 2018 года полиция и власти итальянского антимонопольного агентства провели обыск в офисах Telecom Italia, Vodafone, Fastweb, Wind Tre и лоббистской компании Asstel в рамках проверки цен на фиксированные и мобильные услуги связи. Регуляторные органы подозревали, что компании завышали цены, выставляя клиентам счета за их услуги каждые четыре недели, а не раз в месяц. В конце 2017 года парламент принял закон № 172/2017, требующий ежемесячного выставления счетов для всех телефонных операторов. Несколько компаний, включая Vodafone, Fastweb и Wind Tre, были впоследствии оштрафованы за его несоблюдение.

Регулирующие органы

Основным регулирующим органом в области телекоммуникаций является Управление по обеспечению связи (Autorità per le Garanzie nelle Comunicazioni, AGCOM). Создано в соответствии с законом от 31 июля 1997 года №249. Президент управления назначается указом президента Италии по предложению председателя совета министров по согласованию с министром экономического развития.

Согласно статье 21 законодательного декрета №201/2011 Национальное агентство по регулированию почтового сектора было ликвидировано (создано несколькими месяцами ранее законодательным декретом № 58/2011), а его функции переданы управлению по обеспечению связи. Неспособность создать независимый регулирующий орган в почтовом секторе была одной из жалоб, поданных Европейской комиссией.

Впоследствии законодательный декрет № 70/2012, внедрил директивы ЕС 2009/136 и 2009/140. Он также определил роль AGCOM как национального регулирующего органа в области электронных сообщений.

Законодательный декрет №69/2012 внёс изменения в кодекс защиты персональных данных, в частности, введя в кодекс обязательство для компаний, предоставляющих общедоступные услуги электронной связи, незамедлительно уведомлять о любом нарушении персональных данных.

В обязанности AGCOM также входит защита прав интеллектуальной собственности, регулирование рекламы и надзор за общественным вещанием.

Управление по защите данных (Garante per la protezione dei dati personali, DPA) создано в 1997 году. DPA занимается надзором за соблюдением законов о защите данных как правительственными, так и неправительственными организациями. DPA также уполномочен запрещать или блокировать «операции по переработке [данных], которые могут нанести серьёзный вред отдельным лицам». DPA является надзорным органом, ответственным за мониторинг применения GDPR, в период с мая 2018 года по март 2019 года активно рассматривал более 7000 жалоб и отчётов по GDPR.

DPA является независимым коллегиальным органом, созданным для защиты основных прав и свобод в связи с обработкой персональных данных и для обеспечения уважения достоинства отдельных лиц. Включает четырёх членов, которые избираются парламентом на семилетний срок. Офис в Риме, штат сотрудников около 125 человек.

Задачи DPA изложены в Кодексе о защите персональных данных (законодательный декрет №196/2003), а также в других национальных НПА и нормативных актах ЕС.

Управление по защите данных контролирует обработку данных в государственных и частных секторах в соответствии с требованиями законодательства, а также следит за отсутствием нарушений при обработке персональных данных.

Задачи PPA включают, в частности, следующее:

  • проверка того, что персональные данные обрабатываются в соответствии с законами и нормативными актами, и, где это уместно, указание контролёрам и операторам данных на конкретные меры по обработке данных в соответствии с правилами;
  • рассмотрение жалоб;
  • полный или частичный запрет или ограничение обработки персональных данных, если характер таких данных или механизмы или эффекты обработки могут существенно повлиять на субъекты данных;
  • принятие мер, предусмотренных законодательством о защите данных;
  • предложение правительству и парламенту, где это уместно, принять конкретные законы или нормативные акты;
  • законотворческая деятельность через слушания в парламенте;
  • выдача мотивированного мнения;
  • ежегодный отчёт парламенту и правительству о деятельности и действующем законодательстве о конфиденциальности;
  • защита данных на международном уровне, а также надзорные и вспомогательные мероприятия для Европола, Шенгена, VIS и аналогичных информационных систем;
  • работа по повышению осведомленности граждан о проблемах защиты персональных данных и мерах защиты данных;
  • привлечение граждан и заинтересованных сторон посредством общественных консультаций, результаты которых учитываются при разработке общих мер по применению.

Агентство цифровой Италии (Agenzia per l’Italia digitale, AgID) является государственным органом, учреждённым правительством в соответствии с законом от 7 августа 2012 г. №134. Выполняет функции и задачи, возложенные на него в целях достижения высокого уровня технологических инноваций в организации и развитии государственной службы и жизнедеятельности граждан и бизнеса, соблюдая при этом принципы законности, беспристрастности и прозрачности критериев эффективности и экономичности.

Задача AgID – проводить аккредитацию и санкционировать лица (государственные или частные), которые осуществляют определённые виды деятельности в цифровой среде (например, электронное хранение, цифровые сертификаты и т.д.).

Согласно Уставу, утвержденному в феврале 2014 года, целями AgID являются:

  • обеспечение координации IT со стороны государственной, региональной и местной администраций с целью разработки и мониторинга стратегического развития информационной системы государственного управления путём содействия внедрению инфраструктур и стандартов, которые снижают затраты отдельных администраций и улучшают предоставляемые услуги;
  • аккредитация объектов цифровой сертификации;
  • оптимизация расходов на IT для государственных администраций путём мониторинга текущих расходов и поддержки национальных и местных государственных администраций в достижении целей стандартизации и пересмотра внутренних процессов и оптимизации общих расходов на IT;
  • обеспечение выполнения международных обязательств, взятых на себя государством в компетенции AgID;
  • продвижение цифровых инноваций в стране и содействие созданию новых знаний и распространению новых возможностей для экономического, культурного и социального развития путём сотрудничества с европейскими, национальными и региональными учреждениями и органами с аналогичными целями;
  • формулирование и публикация принципов, правил и стандартов в компетенции AgID;
  • продвижение инициатив повышения компьютерной грамотности для граждан.

Органами управления AgID являются генеральный директор, руководящий комитет и коллегия аудиторов.

Нормативная база

Статьи 19-22 законодательного декрета от 22 июня 2012 года №83 – Срочные меры по росту страны.

Статьи 8-9 Законодательного декрета от 30 июля 1999 года №300 – Реформа государственной организации, в соответствии со статьей 11 закона от 15 марта 1997 года № 59.

Ограничения на содержание

В Италии редко применяют блокировку доступа и фильтрацию материалов политического, социального или религиозного характера.

Доступ к веб-сайтам блокируется ввиду размещения контента, нарушающего авторские права. С 2013 года к августу 2019 года AGCOM выдал 723 ордера на блокировку. Также блокируются нелегальные игорные сайты и сайты, размещающие контент, связанный с терроризмом или сексуальным насилием над детьми.

Статистика запросов на удаление материалов в Италии с 29 мая 2014 года по данным Google приведена на графике.

Итальянский опыт регулирования информационного пространства

По данным Facebook, с июля по декабрь 2018 года было зарегистрировано и удалено 562 материала. Удалённые материалы содержали контент, связанный с азартными играми; ненавистнические высказывания, в том числе отрицание Холокоста; частные сообщения о диффамации. В отчете Twitter о доступности сервисов и данных за 2018 год перечислены шесть запросов на удаление контента, включая одно постановление суда, в период с июня по декабрь, но в конечном итоге ни один материал не был заблокирован. Тем не менее, был удален один твит из-за «расовой ненависти к цыганскому народу». Согласно отчёту Google правительство отправило 121 запрос на удаление контента в период с января по июнь 2019 года, в том числе 64 – за клевету, 42 – по соображениям конфиденциальности и безопасности и 8 – за дискриминационные высказывания.

Ниже приводится детализация статистики Google по запросам на удаление и удалению материалов по запросам руководства Италии.

Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация запросов на удаление материалов по причинам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация запросов на удаление материалов по продуктам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация запросов на удаление материалов по источникам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация удаляемых материалов по причинам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация удаляемых материалов по продуктам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Детализация удаляемых материалов по источникам.
Итальянский опыт регулирования информационного пространства
Доля запросов от государственных органов, включая правоохранительные, или основанных на распоряжении суда, по которым удалялся контент.

Итальянские суды приняли обеспечивают право на забвение с момента вынесения решения Суда Европейского Союза (CJEU) в мае 2014 года.

С 31 января 2019 по 30 января 2020 удалённых по запросу URL-адреса составили 45,4% от общего количества запросов.

Ограничения в части прозрачности, соразмерности заявленным целям и апелляции

В Италии постановления о блокировке или удалении издаются, как правило, судами. Закон о борьбе с терроризмом №43 от 17 апреля 2015 года позволяет прокурору издавать распоряжения о блокировке сайтов или удалении материалов, связанных с террористическими группами. Министерство внутренних дел составляет чёрный список веб-сайтов, доступ к которым интернет-провайдеры затем блокируют.

Наиболее спорным считается разрешение на защиту авторских прав в сети (положение о защите авторских прав в сетях электронной связи принято в марте 2014 года), которое позволяет AGCOM выдавать административные распоряжения провайдерам о блокировании определённых веб-сайтов, нарушающих авторские права, даже в случаях, когда те содержат только ссылки для загрузки контента. Регламент также дает AGCOM право удалять контент после проверки внутренней комиссией, но без предварительного судебного разрешения, в случае обнаружения нарушения авторских прав.

Директива ЕС по авторскому праву вступила в силу 15 апреля 2019 года, в силу чего Италия должна интегрировать её в национальное законодательство. 19 государств-членов ЕС проголосовали за директиву. Шесть государств-членов (Финляндия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша и Швеция) проголосовали против, три государства (Бельгия, Эстония и Словения) воздержались. По данной директиве составлено совместное заявление Нидерландов, Люксембурга, Польши, Италии и Финляндии.

Парламент утвердил новый закон №71/17 от 29 мая 2017 года, направленный на борьбу с запугиванием детей в Интернете, после нескольких громких дел, когда жертвы преследования совершали самоубийство. Несовершеннолетние старше 14 лет или их родители могут потребовать от сайтов удалить запрещённые материалы в течение 48 часов. Если никакие действий не предпринимаются, жертвы преследования могут передать свое дело в DPA. Этот законопроект вызвал обеспокоенность критиков, которые заявили, что он позволяет злоупотреблять возможностью принудительно удалять материалы с сайтов социальных сетей.

В прошлом итальянские законодатели и регулирующие органы предлагали меры, позволяющие блокировать или удалять веб-сайты с недостоверными общественно значимыми сведениями. Эти предложения на сегодняшний день ни к чему не привели.

Интернет-провайдеры, как правило, не несут ответственности за доступность запрещённого стороннего контента, но должны информировать органы государственного контроля о таком контенте, если им станет о нём известно.

Степень самоцензуры в стране сравнительно низкая.

Политические манипуляции контентом в Интернете

В мае 2019 года, в преддверии парламентских выборов в ЕС, Facebook удалил 23 учётные записи с общим количеством подписчиков 2,46 миллиона. Более половины удалённых учётных записей поддерживали партии, которые управляли страной в коалиции с мая 2018 года по август 2019 года.

В ноябре 2018 года AGCOM опубликовала отчёт о том, что объём недостоверной информации достиг максимума в период мартовской предвыборной кампании в 2018 году, но с тех пор уменьшился. Дезинформация имела форму сфабрикованных соцопросов, рисунков и поддельных новостей. Активность ботов также была обнаружена в дни, предшествовавшие голосованию 2018 года. В отчёте Reuters Institute for Study of Journalism за февраль 2018 года отмечалось, что поддельные новостные сайты имеют гораздо меньший охват среди итальянских читателей по сравнению с традиционными новостными агентствами. Однако в Facebook с недостоверными общественно значимыми сведениями люди взаимодействовали чаще, чем с материалами, происхождение которых достоверно.

Сетевой нейтралитет не закреплён в национальном законодательстве, хотя регулирование на уровне ЕС с 2015 года дает AGCOM возможность контролировать и применять этот принцип.

В Италии популярны интернет-сервисы, хотя телевидение остается ведущим средством получения новостей. Большинство политиков, популярных журналистов и деятелей индустрии развлечений имеют свои страницы в сети, как и многие обычные граждане. Кроме того, социальные медиа-платформы являются популярными формами для онлайн-общения. Facebook и YouTube являются одними из наиболее посещаемых веб-сайтов в стране (2 и 3 места по посещаемости по состоянию на февраль 2020; 1 место занимает google.com).

В Италии социальные сети, особенно Facebook, стали важнейшими инструментами для организации акций протеста и других массовых мероприятий. Ограничений на использование Facebook нет.

Нарушения прав пользователя

В Италии имеют место случаи правого давления и угрозы в отношении блогеров. Законы об уголовной ответственности за диффамацию остаются серьёзной угрозой для онлайн-журналистов и пользователей социальных сетей, особенно в силу неоднозначного подхода при их применении. Кибератаки также стали серьёзной угрозой для итальянского сегмента Интернета.

Свобода информации в Интернете

Италия была первой европейской страной, принявшей Декларацию прав Интернета в июле 2015 года. Документ включает положения, которые способствуют нейтралитету в Сети, и ставит доступ к Интернету в ряд основных прав.

Закон 1948 года о «подпольной прессе» (в редакции от 7 марта 2001 года, №62) гласит, что любое лицо, предоставляющее службы новостей, должно быть «дипломированным» журналистом из реестра работников связи (ROC) и иметь членство в Национальной федерации прессы Италии. За исключением одного случая конца 2000-х годов, эти правила не применялись к блогерам, и на практике миллионы блогов публикуются в Италии без каких-либо последствий. Тем не менее многие люди, которые создают контент по ряду вопросов (включая научные исследования) всё ещё сотрудничают с зарегистрированными журналистами, чтобы защитить себя от возможных судебных исков.

В апреле 2015 года Сенат Италии принял постановление правительства о борьбе с терроризмом (от 15 апреля 2015 года №DDL 2893/R), которое расширило формулировки уголовного кодекса о вербовке террористов, а также об одобрении или подстрекательстве к терроризму, включив в него онлайн-действия. Критики утверждали, что закон может широко трактоваться и влиять на законное выражение мнения.

В начале 2017 года на парламентскую дискуссию был представлен широко раскритикованный законопроект, предназначенный для борьбы с распространением фальшивых новостей и ненавистнических высказываний. Согласно этому законопроекту, новостные организации, представленные в Интернете, могут быть оштрафованы на сумму до 5000 евро за публикацию «ложных, преувеличенных или необъективных» новостных сообщений и неудаление их в течение 24 часов. Если считается, что поддельные новости наносят ущерб общественным интересам или стремятся подорвать демократический процесс, издателям грозят более высокие штрафы и тюремное заключение. Законопроект был официально представлен в феврале 2017 года, но не был принят.

Наказания за действия в Интернете

Иски о диффамации против журналистов, в том числе работающих в Интернете, обычны. Финансовое бремя длительных судебных разбирательств оказывает сильное воздействие на журналистов и их редакторов. Ossigeno per l’Informazione, организация, которая отслеживает угрозы для журналистов в Италии, сообщила о 562 необоснованных исках о диффамации против СМИ с 2011 года, в том числе о делах против интернет-СМИ. В ходе инцидента, произошедшего в апреле 2019 года, к интернет-изданию Estense был подан судебный иск на сумму 100 тысяч евро.

Ограничения на анонимное общение

Итальянское законодательство требует, чтобы операторы запрашивали личные и идентификационные данные клиентов при регистрации SIM-карты.

В мае 2019 года появился законопроект о борьбе с анонимным троллингом в социальных сетях, он требовал, чтобы социальные сети хранили идентификационные карточки пользователей и персональные налоговые коды при регистрации для идентификации личности. Это предложение подверглось резкой критике за возможность нарушения гражданских прав.

Право пользователей на неприкосновенность частной жизни

Считается, что власти регулярно прослушивают телефонных разговоров. В 2017 году стало известно, что итальянский журналист из газеты «Гардиан» был тайно прослушан прокуратурой при расследовании дела торговца людьми.

Взлом пользовательских устройств итальянскими правоохранительными органами также был задокументировано. В июле 2016 года Верховный суд Италии постановил, что взлом является конституционным и соответствует закону о правах человека. В мае 2017 года комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность тем, что «спецслужбы перехватывают личные сообщения и используют методы взлома без явного официального разрешения или чётко определённых гарантий от злоупотреблений».

Закон о реформе уголовного правосудия от 23 июня 2017 года №103 обязывает правительство регулировать прослушку при уголовных расследованиях. Такие организации, как Privacy International, утверждают, что закон не соответствует стандартам необходимости и соразмерности и не устанавливает достаточных процедур минимизации, эффективного надзора или защиты от злоупотреблений. Другой законопроект был направлен на создание легализованной системы удалённого скрытого взлома. Сразу после выборов в марте законопроект был отозван 2018 года.

Постановление Верховного суда Италии от ноября 2018 года запрещает установку шпионского ПО на мобильный телефон гражданина, когда пока тот находится в статусе подозреваемого. Постановление Верховного суда указывает на необходимость пересмотра практики взлома в целях наблюдения и прекращения подобной деятельности до тех пор, пока не будет продемонстрировано, что она полностью соответствует правам человека.

При различных обстоятельствах, в том числе в ходе уголовного расследования или «в целях предотвращения преступлений преступными ассоциациями и международными террористическими организациями», провайдеры должны соблюдать требования правоохранительных органов в отношении пользовательских данных.

Хотя Суд ЕС отменил директиву ЕС 2006 года о сохранении данных, Италия продлила период, в течение которого интернет-провайдеры должны вести учёт трафика пользователей. В ноябре 2017 года итальянский парламент утвердил положение о хранении данных, согласно которому операторы связи должны хранить телефонные и интернет-данные до шести лет.

Санкции со стороны государства в ответ на деятельность в Интернете

Сообщений о случаях запугивания или физического насилия в ответ на действия в Интернете мало, хотя лица, которые разоблачают действия организованной преступности в некоторых частях страны, подвергаются риску репрессий.

В 2018 году Ossigeno per l’Informazione сообщил, что 11% всех угроз в отношении журналистов были опубликованы в Интернете.

Кибератаки

Кибератаки представляют собой растущую проблему в Италии. Уничтожение информации или DDoS-атаки часто становятся формой политического протеста, равно как и хакерские атаки государственных и частных учреждений.

В ежегодном отчете Итальянская ассоциация по кибербезопасности (CLUSIT) назвала 2018 год «худшим годом в истории» киберпреступлений. В частности, в феврале 2018 года хакеры взломали флорентийскую секцию Демократической партии. Хакеры опубликовали в Твиттере личную информацию, в том числе номер мобильного телефона бывшего премьер-министра. На той же неделе два веб-сайта другого политика были взломаны, и некоторые внутренние данные партии Lega впоследствии опубликованы хакерами в Twitter.

В мае 2019 года хакерские группы Anonymous и LulzSec Italia взломали базу данных Римской ассоциации адвокатов, разоблачив почтовые аккаунты 30 тысяч зарегистрированных юристов. Ранее, в ноябре 2018 года, хакерские группы LulzSec Italia и AntiSec Italia провели несколько атак, направленных на сайты Министерства экономического развития, полиции, партии «Братья Италии» и некоторые местные отделения других политических партий.

Нарушение защиты данных произошло в Италии, когда у итальянского провайдера электронной почты Italiaonline были украдены данные 1,4 миллиона пользователей. Пострадали популярные сервисы Libero Mail и Virgilio Mail. 24-летний хакер был арестован и обвинён в атаке в апреле 2019 года, когда продал данные неопознанному покупателю.

В июле 2015 года утечка внутренних документов миланской компании по технологиям наблюдения Hacking Team раскрыла подробности о некоторых клиентах компании по всему миру, в том числе в странах с плохой репутацией в области прав человека. В прошлом компанию критиковали за сотрудничество с недемократическими режимами и отсутствие достаточных сер защиты конфиденциальности пользователей. В апреле 2016 года итальянское правительство приостановило «глобальное» разрешение на экспорт программного обеспечения, требуя запрос одобрения итальянских властей в случае продажи ПО за пределы ЕС.

Рекомендации

Внедрение регуляторных процедур и развитие нормативной базы следует осуществлять с учётом их дальнейшего использования в составе союзов и международных объединений. Итальянский опыт демонстрирует дополнительные расходы, формируемые в результате принятия противоречащих нормам ЕС актов и их последующее приведение в соответствие союзным требованиям.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: