В третьем чтении во вторник одобрен закон, предполагающий введение с 1 сентября 2023 года административной ответственности за нарушения учёта рекламы в Интернете.
UPD: президент подписал закон 24 июня 2023 года.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу закон, согласно которому рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем (кроме операторов социальной рекламы), разместившие в Интернете рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, обязаны предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор. Санкции за нарушения закона до сих пор не предусматривались.
Во вторник депутаты одобрили введение штрафов за следующие нарушения закона:
- неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанности по предоставлению информации или обязанности по обеспечению предоставления информации о распространенной в Интернете рекламе в Роскомнадзор, либо нарушение установленных сроков исполнения таких обязанностей, либо предоставление в указанный орган при исполнении таких обязанностей неполной, недостоверной, неактуальной информации – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на должностных лиц – от 30 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
- распространение рекламы без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
- неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространённой рекламе в Роскомнадзор, либо несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом, либо предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – от 300 тысяч до 700 тысяч рублей.
Справка
По сообщению Роскомнадзора, закон позволит создать прозрачные условия в сфере интернет-рекламы в России. Созданный Роскомнадзором реестр обеспечивает независимый учёт рекламы в Интернете, позволяет контролировать исполнение договоров между рекламодателем и рекламораспространителем. Кроме того, сведения из единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР) позволят ФАС оперативно реагировать на неправомерную рекламу, а ФНС – обеспечить справедливое налогообложение.
Участники рекламного рынка вносят в ЕРИР информацию об объекте рекламирования, типе рекламной кампании в Интернете, средствах и формах распространения рекламы, её стоимости и другие сведения.
Согласно закону, такая информация передаётся в систему через операторов рекламных данных (ОРД). Перечень компаний, готовых выполнять функции ОРД, сформирован. Эти компании наладили технологическое взаимодействие своих информационных систем с ЕРИР. Данные об интернет-рекламе уже передаются в ЕРИР.
С 1 сентября 2022 года правительство РФ наделено полномочиями по определению состава комиссии, утверждающей перечень операторов рекламных данных. В октябре 2022 года комиссия определила перечень операторов рекламных данных: «Лаборатория разработки» (Сбер), «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс), «ВК Рекламные Технологии» (VK), «ОЗОН ОРД» (Озон), «МедиаСкаут» (МТС), «Первый ОРД» (Вымпелком), «ОРД-А» (Амбердата).