Два крупнейших маркетплейса должны изменить правила обращения с поставщиками товара – ФАС

19

Новые правила маркетплейсов Ozon и Wildberries для продавцов требуют пересмотра, к такому выводу пришли члены экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий на заседании в четверг.

В случае невыполнения рекомендаций ФАС России примет меры антимонопольного реагирования.

Одним из нововведений Wildberries стало применение индекса остатка товара. После внедрения этого показателя предприниматели с низким индексом либо должны оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене, либо на их товары устанавливаются скидки без надлежащего согласования с поставщиком, или поставщики вынуждены будут вывезти его со складов маркетплейса. Продавцы оказались перед необходимостью выбирать между согласием на автоматическое снижение цены своего товара и оплатой хранения каждой единицы товара по завышенному тарифу.

После этого в августе 2025 года в ФАС России поступили многочисленные жалобы от представителей малого и среднего бизнеса, продающих свои товары на маркетплейсе.

Также нарекания вызывают механизм «Конструктор тарифов» – новый порядок оказания дополнительных услуг, от которых невозможно отказаться ранее установленного маркетплейсом срока, даже если предприниматели перестали быть в них заинтересованы, а также инструмент «Привлекательная цена», понуждающий предпринимателей продавать продукцию по установленным маркетплейсом, а не продавцами, ценам.

Что касается Ozon – этот маркетплейс ввёл правило, по которому заказы, которые были отменены или возвращены покупателями без претензий к качеству, автоматически отправляются на склады Ozon для повторной продажи. В результате предприниматели лишаются возможности свободно распоряжаться своим товаром. Они не могут реализовывать его через иные каналы продаж.

Кроме того, у продавцов возникают сложности в вывозе своего товара со складской инфраструктуры Ozon. Продавцы оплачивают услуги хранения продукции на инфраструктуре маркетплейса неопределённое время, т.к. не могут забронировать время для его самостоятельного вывоза.

В ведомство также поступают жалобы и от покупателей Ozon, чьи личные кабинеты на площадке блокируются без объяснения причин.

См. также: Ассоциация продавцов электроники подала в ФАС жалобу на маркетплейсы

Напомним, что с 1 октября 2026 года вступит в силу закон о регулировании маркетплейсов.

Напомним также, что маркетплейсы официальная статистика причисляет к IT-индустрии.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь